Обобщить знания, полученные при изучении темы «Импульс тела. Закон сохранения импульса», научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.
2. Сформировать целостную систему знаний по изученной теме.
Развивающие:
1. Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.
2. Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками.
3. Продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.
Воспитательные:
1. Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира.
2. Развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
3. Воспитание чувства товарищества.
Тип урока: урок закрепление
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Импульс тела. Закон сохранения импульса »
Республика Казахстан
Алматинская область, Уйгурский район, село Чунджа
КГУ «Чунджинская средняя школа №1»
учитель физики и информатики
Червякова Рошангуль Гожахметовна
Если одно тело приводит в движение другое,
то теряет столько своего движения,
сколько сообщает
Р. Декарт
Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его применять
Р. Декарт
Решение задач по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Цель урока:
Обобщить знания, полученные при изучении темы «Импульс тела. Закон сохранения импульса», научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.
2. Сформировать целостную систему знаний по изученной теме.
Развивающие:
1. Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.
2. Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками.
3. Продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.
Воспитательные:
1. Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира.
2. Развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас урок решения задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса». А для начала работы мы должны поприветствовать друг друга и сделаем мы это так
Упражнение «Здравствуй, друг!»
Задача: поприветствовать друг с друга.
- Здравствуй, друг! – Здороваются за руки.
- Как ты тут! – Хлопают по плечу друг друга.
- Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.
- Я скучал! - Кладут руки себе на сердце.
- Ты пришел! – Разводят руки в стороны.
- Хорошо! – Обнимаются.
2. Актуализация знаний
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, левые косточки - основные понятия темы, правые косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос.
голова- импульс тела (количество движения) ввел понятие – Рене Декарт
перевод с лат- (удар, толчок)
обозначение –р
определение - Физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения
формула -
Единица измерения – кг*м/с
II закон Ньютона в импульсной форме -
Закон сохранения импульса
Закон сохранения импульса при неупругом взаимодействии -
Задание на ранжирование
Выпишите номера приведённых примеров в два столбика : в первый столбик примеры неупругого взаимодействия, а во второй – упругого взаимодействия.
1. Столкновение двух пластилиновых шариков;
2. Удар свинцового шарика о стальную плиту;
3. Удар метеорита о Землю;
4. Столкновение мухи с лобовым стеклом автомобиля;
5. Взаимодействие пули с песком;
6. Взаимодействие пули с деревянным бруском;
7. Удар футбольного мяча о стену;
8. Столкновение бильярдных шаров;
9. Столкновение теннисного мяча с ракеткой;
10. удар молота о наковальню.
Неупругое взаимодействие: Упругое взаимодействие:
2, 7, 8, 9, 10 1, 3, 4, 5, 6
3. Решение задач
Деление на группы по принципу « геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг)
«Кейс- метод» (анализ конкретных ситуаций)
ситуации – иллюстрации
Каждая группа получает по три листа иллюстрирующие ситуацию. Ваша задача в группе выявить проблему, анализировать поиск путей выхода.
1. «Апельсин» Почему апельсин, пробитый пулей, остался неподвижным, хотя он не закреплен и сила действия пули была достаточно большой?
Ответ: время взаимодействия пули с апельсином мало из-за большой скорости движения пули, значит (изменение импульса) мало.
2.»Медуза» На рисунке изображена медуза. Объясните способ передвижения в различных направлениях этого морского животного? Вдоль края купола медузы расположена сеть нервных клеток, в которых периодически возникают самопроизвольные импульсы. Сжимаясь, медуза всасывает в себя часть воды, которую затем выстреливает из своего полого тела.
Ответ: у каракатиц, кальмаров, спрутов между головой и туловищем на брюшной стороне есть короткая конусообразная трубка а. Она сообщается с полостью в, расположенной между внешним покровом и самим телом. Полость через щель б заполняется водой. Затем, сокращением мускулов щель закрывается, и вода выталкивается с большой скоростью через воронку г. Наполнение полости водой и выталкивание водяной струи происходит ритмично. За счет реактивного действия струи жидкости каракатица перемещается.
3. “Лодка” В немецком научно-популярном журнале указаны два способа использования энергии газовой струи для движения лодки, схематически изображенные на рисунке. Какой способ действеннее?
Мехи́ в технике — устройство для нагнетания воздуха. Служит для получения непрерывной воздушной струи. Технический смысл устройства состоит в том, что воздух порционно нагнетается в крупный резервуар, из которого выходит затем стабильным (непрерывным) потоком.
Из двух предложенных способов действен только первый — при условии, конечно, что мех достаточных размеров и струя вытекает с большой скоростью. При вытекании воздушной струи в одну сторону, мехи, а следовательно, и вся лодка, будут увлекаться в противоположную сторону.
Второй способ — действие воздушной струи на лопатки колеса, вращающего винт за кормой лодки, - не может привести лодку в движение. Причина ясна: вытекание струи воздуха вперед должно увлекать лодку назад, вращение же ветряного двигателя будет тянуть лодку вперед; оба движения, направленные в противоположные стороны, дадут в итоге состояние покоя
4. “Басня Крылова”:
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там!
Вопрос: Почему воз и ныне там? Какой физический закон спрятан в басне? Дайте графическое решение задачи?
Ответ: Если две силы приложены к одной точке, то их равнодействующая определяется правилом параллелограмма.
Диагональ параллелограмма, построенного на данных силах, определяет величину и направление равнодействующей. По закону сохранения импульса: Рлебедь,рак = Рщука
5. “Упаковка для ёлочных игрушек”. Каково назначение мягкой упаковки для ёлочных игрушек? Ответ: для уменьшения изменения импульса
6. « Стрельба из пушки» При стрельбе из орудия возникает отдача – снаряд движется вперед, а орудие – откатывается назад. Снаряд и орудие – два взаимодействующих тела. Скорость, которую приобретает орудие при отдаче, зависит только от скорости снаряда и отношения масс
7. «Брандс-пойт» Когда пожарные используют брандс-пойт они всегда держат его вдвоем втроем . Так необходимо поступать, чтобы противодействовать импульсу бьющей струи.
8. « Взлет ракеты» объяснить принцип реактивного движения.
9. «Биллиардные шары»
Физкультурная пауза. (Мотивация: Чтобы ощущать себя комфортно в этом мире, человек должен любить себя. Но под «любить себя»- разумный человек подразумевает: «заботиться о своем здоровье». Я предлагаю вам несколько упражнений для снятия усталости. Людям, занимающимся умственной деятельностью, этот комплекс упражнений помогает повысить работоспособность, звучит музыка. Переход по гиперссылке к мелодии для физкультминутки).
С ситуациями - иллюстрациями вы справились успешно, теперь по решаем задачи на определение импульса тела и на закон сохранения импульса.
2. Анализ (построить математическую модель явления):
Выбрать систему отсчета.
Выделить систему взаимодействующих тел.
Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия.
Записать математически все вспомогательные условия.
3. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины импульса.
4. Проанализируй реальность полученного результата (Обрати внимание на знак полученной скорости, указывающий на ее направление.)
Задача №1. Пловец, масса которого 100 кг, способен оттолкнуться от края бассейна с силой 2,5 кН. Какую скорость можно приобрести при таком толчке за 0,1 сек ?
Задача № 2. Белка массой 0,5 кг сидит на абсолютно гладкой, обледенелой, горизонтальной, плоской крыше. Человек бросает белке камень массой 0,1 кг. Камень летит горизонтально со скоростью 6 м/с. Белка хватает камень и удерживает его. Вычислите скорость белки, поймавшей камень.
Задача № 3. Человек массой 70 кг, бегущий со скоростью 6 м/c, догоняет тележку массой 100 кг, движущуюся со скоростью 1 м/c, и вскакивает на неё. Определите скорость тележки с человеком.
Задача № 4. Два шара массами 100 г и 200 г движутся на встречу друг другу. С какой скоростью будут двигаться эти шары и в какую сторону, если после удара они движутся как единое целое? Скорости шаров до удара соответственно равны 4 м/c и 3 м/c.
Задача №5. Из орудия массой 3 т вылетает в горизонтальном направлении снаряд массой 15 кг со скоростью 650 м/с. Какую скорость получит орудие при отдаче? До выстрела импульс системы снаряд-орудие равен нулю. Суммарный импульс после выстрела также будет равен нулю. ответ: 325 см/с
Задача № 6. Граната, летящая со скоростью 15 м/с разорвалась на два осколка массами 6 и 14 кг. Скорость большого осколка возросла до 24 м/с по направлению движения. Найти скорость и направление движения меньшего осколка.
Оценочная карта______ Ф.И._____________________
фишбоун Кейс-метод Ранжирование Решения задач Само-оценка
1 Про пловца
2 Про белку
3 Про человека с тележкой
4 Про шары
5 Про орудие и снаряд
6 Про гранату с осколками
Критериальная шкала самооценки:
• Догадался сам, понял метод, примененный при решении задачи, легко решу подобную- «5».
• Все понял, но без подсказки не догадался бы –«4».
• В основном все понятно, но отдельные моменты не представляю четко-«3».
• Ничего непонятно - «!». Внимание ! Опасность! Пробелы в знаниях, пора задуматься о ликвидации их.
Рейтинговый отрезок успешности (Шкала успешности)
В оценочной карточке проведите отрезок длиной 10 см. Будем считать это шкалой знаний, нужных для сегодняшнего урока. Поставьте точку в том месте шкалы, где, по-вашему, мнению находится уровень ваших знаний.
Задание на дом.
упр 18 (3) стр. 76 задача на определение скорости ракеты
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с
1 строка — название синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл на тему синквейна.
5 строка – вывод, одно слово, существительное.( ассоциация с первым словом).
например
импульс силы
произведение силы на время
ударяет, сообщает
это сильный толчок
мы сделали выше скачок!
импульс тела
изменчивый постоянный
ускоряет замедляет
в жизни очень пригодится этому стоит учиться!
Игра - прощание
Задача: попрощаться друг с другом, уйти с занятия с позитивным настроем.
Инструкция:
Участники тренинга стоя в кругу должны рассчитаться на первый, второй. Первые номера встают во внешний круг, вторые – во внутренний и поворачиваются друг к другу лицом, выполняя следующие действия:
- Милый друг! – Здороваются за руки.
- С тобой хорошо! – Хлопают по плечу друг друга.
- Но надо идти. – Дергают за ухо друг друга.
- Я буду скучать! - Кладут руки себе на сердце.
- Но мы ведь встретимся? – Разводят руки в стороны.