kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике по теме: "Импульс тела. Закон сохранения импульса тела"  в 9 классе. Конспект урока ФГОС второго поколения. Конспект урока с применением электронных образовательных ресурсов, использованием интерактивной доски, демонстрациями.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач

Личностные:  совершенствовать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей с точки зрения нравственно-этических норм.

Метапредметные: совершенствовать смысловое чтение, перевод словесной информации в знаково-символьную форму, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Просмотр содержимого документа
«Импульс тела. Закон сохранения импульса тела»

Конспект урока по предмету «Физика»

Аттестуемый педагог: Шабарина Ирина Александровна, учитель первой квалификационной категории

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сосновка Бессоновского района

Предмет: физика

Возраст учащихся:9 класс

Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: ввести понятие импульса тела, закона сохранения импульса тела

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • формировать понятия “импульс тела”, “импульс силы”, умение применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях;

    • сформулировать закон сохранения импульса;

    • научить решать задачи на закон сохранения импульса.

  • Развивающие:

    • формировать ИКТ-компетентность, умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу;

    • развитие логического мышления, памяти, внимания.

  • Воспитательные:

    • формировать исторический взгляд на развитие физики как науки;

    • способствовать формированию межличностного общения в процессе работы;

    • вызвать желание постоянно пополнять свои знания;

    • поддерживать интерес к предмету.

Методы и приемы:

  • теоретический метод, который находит отражение в трактовке основных понятий, законов, теорий;

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • тестирование;

  • беседа;

  • работа с учебником.

Средства обучения:

  • кабинет физики с компьютером, обеспечивающим доступ в Интернет, с установленным ПО и ЦОР: «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон»,1996-2001;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • тележки демонстрационные;

  • грузы;

  • 2 штатива, с подвешенными одинаковыми грузами.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать  понятие импульса тела, импульса силы; определить понятия: замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.

  • Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач

Личностные:  совершенствовать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей с точки зрения нравственно-этических норм.

Метапредметные: совершенствовать смысловое чтение, перевод словесной информации в знаково-символьную форму, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действий.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Импульс

Информационный модуль посвящен теме «Импульс». Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная модель «Импульс тела».

Гипертекстовый материал; интерактивная модель

Импульс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc798-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_16.swf

2

Видеоролик - анимация "Закон сохранения импульса при центральном столкновении шаров"

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%EC%EF%F3%EB%FC%F1.%E7%E0%EA%EE%ED+%F1%EE%F5%F0%E0%ED%E5%ED%E8%FF+%E8%EC%EF%F3%EB%FC%F1%E0&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=51&subject%5B%5D=30

3

Закон сохранения импульса

Иллюстрированные гипертекстовые материалы, интерактивная анимация "Абсолютно неупругий удар", интерактивная модель "Импульс тела".

Закон сохранения импульсаhttp://www.physicon.ru


4

Тест к уроку «импульс тела. Закон сохранения импульса»

Интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc771-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

5

Решение задач на закон сохранения импульса

Практический тренажер

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/faf6cc70-a6c2-4c40-89d8-dcf37694080b/177.swf

























Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 1)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1

Организационный момент

(1 мин)

Цель: актуализация учебной деятельности, настроить учащихся на работу на уроке



Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Положительный настрой учащихся на урок.


Концентрация внимания.

Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию. Настраиваются на работу на уроке

2

Мотивация к изучению нового материала– (4 мин)

Цель:активизация деятельности, обусловленная интересом. Побуждение обучающихся к анализу, выводам, обобщениям посредством устного опроса – беседы, способствовать формированию межличностного общения в процессе работы



Проведение фронтального опроса. Следит за ходом эксперимента. Корректирует и направляет ход эксперимента. Ставит перед классом цель урока


Фронтальный опрос:

  1. Что такое сила?

  2. Сформулируйте II закон Ньютона, приведите формулу, расшифруйте ее.

  3. Что характеризует сила?


Учитель: Физика – наука о природе. В природе могут происходить различные явления. Я предлагаю вам провести эксперимент.

Опыт №1.Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.


Учитель: Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела?






Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше.

Учитель: Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела? Сделайте вывод: с помощью, каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?










Учитель: Часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях. Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик?


Учитель: Значит можно сделать следующий вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.

Давайте найдём взаимосвязь между действующей на тело силой, временем её действия и изменением скорости тела.

Учитель. Для того чтобы решать подобные задачи, необходимо ввести физическую величину - импульс. Итак, тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса»


Отвечают на вопросы.










Группой проводят эксперименты по взаимодействию тележек.


Предполагаемый ответ:

Нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно


Предполагаемый ответ:

Нельзя найти силу взаимодействия тележки и тела. Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил.




Предполагаемый ответ:

если на нас катится игрушечная тележка, то ее можно остановить, а если грузовик - нет


Формулируют проблему урока

3

Введение нового материала (15 мин)

Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по  усвоению новых знаний, формировать ИКТ-компетентность, поддерживать интерес к предмету.


«Импульс» (1) (гипертекстовый материал; интерактивная модель).

«Закон сохранения импульса» (интерактивные анимации и модель) (2)

Подводит итог проделанных экспериментов. На основе полученных результатов объясняет новый материал.

На экране интерактивной доски 4 страница интерактивной модели.

Учитель:(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc798-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_16.swf)(используем 2, 4-8 страницы)

Учитель: Запишем, что импульс – это физическая величина, которая определяется произведением массы тела на его скорость. Запишем в тетради классифицирующий признак «импульса» - векторная физическая величина.

Укажем единицы импульса на основании определения:

Деятельность учителя: устно дает историческую справку.

Учитель: Данная физическая величина, впервые была введена французским математиком, Рене Декартом, и называлась «количество движения». Послушайте его размышление о движении

«Я принимаю, что во Вселенной … есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».

Далеко не все задачи в механике можно решить, используя законы Ньюто­на. К таким задачам можно отнести расчет скорости тел после соударения и расчет текущей скорости тела, у которого меняется масса.

Опыт по взаимодействию двух шаров прекрасно это подтверждает.


Деятельность учителя: демонстрирует опыт (по рисунку).




На экране интерактивной доски 6 страница интерактивной модели.

Замкнутая система тел – это совокупность тел, взаимодействующих между собой, но не взаимодействующих с другими телами.

Учитель демонстрирует и объясняет 2,3, 7 страницы интерактивной модели.



Запишем для каждого тела уравнение изменения импульса. При столкновении по третьему закону Ньютона

Левый шар:

Правый шар:

Сложим эти уравнения и получим:

или

Закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.

Учитель демонстрирует видеоролик - анимация "Закон сохранения импульса при центральном столкновении шаров"



Фронтально обсуждают итоги экспериментов.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем и, добавляют записи в тетрадях.
































Ученики наблюдают, что независимо от угла отклонения первого шара при ударе второй шар начинает двигаться примерно до того же угла откло­нения, а первый шар после удара останавливается

Свойство сохраняться – это свойство оставаться неизменным. Оно выполняется при условии, когда тела взаимодействуют друг с другом.


4

Применение нового знания в стандартных ситуациях(5 мин)

Цель: применять полученные знания при решении задач на закон сохранения импульса, поддерживать интерес к предмету посредством интерактивной модели


Закон сохранения импульса (3)

Учитель демонстрирует интерактивную модель «Импульс тела» и интерактивную анимацию "Абсолютно неупругий удар»

Практическая деятельность-

Работает с моделью, изменением её параметров.

Информационная деятельность – работает с анимационным объектом

5

Первичная проверка и систематизация полученных знаний (устная работа) (5 мин)

Цель: научить решать задачи на закон сохранения импульса, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.


Тест к уроку «импульс тела. Закон сохранения импульса» (4)

Видеоролики мультфильмов

Учитель организует фронтальную устную работу по предложенным вопросам. Работа с интерактивной доской

Учитель: Выполним физкультминутку.

Учитель: Предлагаю вам посмотреть фрагменты знакомых с детства мультфильмов и подумать о правдоподобности событий, которые происходят в фильмах.

Демонстрация фрагментов мультфильмов: «Мюнхгаузен» (Приложение 4), «Ну, погоди!» (Приложение 5), «Приключения капитана Врунгеля» (Приложение6)

Обсуждение:

Учитель: Какая из представленных ситуаций, на ваш взгляд, может быть правдоподобной, а какая нет? Почему?

Используя материал и ЭОРы, учитель формирует у учащихся знания в области проявления закона сохранения импульса в различных ситуациях. Кроме того, работа по материалу, позволяет провести мотивацию к изучению нового материала на последующих уроках по теме «Реактивное движение» (работа с интерактивной доской)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc771-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html


Выполняют физкультминутку

Отвечает на вопросы, записывает в тетради.



Просмотр видеофильма. Смотрят видеофрагмент. Анализируют. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.

Ответы учащихся: Ни одна из ситуаций не может быть правдоподобной, потому что нарушаются закон сохранения импульса.


6

Закрепление материала урока (10мин)

Цель: закрепление знаний полученных на уроке


«Решение задач на закон сохранения импульса» - практический тренажёр. (5)

Формулирует задания для выполнения учащимися

Решение задач.

(Подборка заданий "Импульс тела.Закон сохранения импульса") Задачи: 1, 2

Групповая работа.

Задача 1

Поливочная машина с водой имеет массу 6 т и движется со скоростью 36 км/ч. После работы масса машины стала 3 т. Сравнить импульсы маши­ны, если она возвращается в гараж со скоростью 54 км/ч.

Дано:

СИ

Решение

υ1 = 36 км/ч

m1 = 6 т

υ2 = 54 км/ч

m2 = 3 т

10 м/с

6000 кг

15 м/с

3000 кг

;

p1 - ?

p2 - ?


Ответ:


Задача 2

Тело массой 400 г начинает равноускоренное движение из состояния покоя и за время I= 10с проходит путь 200 м. Определить импульс тела в конце 10-й секунды

Дано:

СИ

Решение

m = 400 г

t = 10 с

S = 200 м

0,4 кг

,

Таким образом:

p - ?



Для самостоятельного решения ученикам можно предложить решить четыре следующие задачи:

Задача 1

Импульс шара, который катится по горизонтальной плоскости, равен 20 кг-м/с. Определить скорость шара, если его масса равна 200 г.

Задача 2

Как изменится импульс тела, если его скорость увеличится в 4 раза, а масса уменьшится в два раза?

Задача 3

Пуля при вылете из ружья приобретает скорость 800 м/с. Определить массу пули, если ее импульс при вылете равен 8 кг-м/с.

Задача 4

Тело массой 4 кг начинает равноускоренно двигаться под действием си­лы в 20 Н. Определить скорость тела через 10 с.


Знакомятся с заданием, задают вопросы по его условию. Выполняют задание.

Производят автоматизированную проверку

7

Подведение итогов

(2 мин)

Цель: Анализ успешности работы учащихся на уроке



Задает вопросы:

Что вы узнали из сегодняшнего урока?

Что понравилось?

Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?


Подводит итог урока в соответствии с целями и задачами.

Учитель подводит итоги работы каждого ученика,  выставляет оценки,

дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, уровень самоорганизации)


Обобщают полученные знания;

выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

Дают оценку своей деятельности на уроке. Получает информацию о реальных результатах обучения


8

Домашнее задание (3мин)

Цель: закрепление полученных знаний и умений


Объясняет суть домашнего задания, процесс и варианты его выполнения


Учитель: домашнее задание:§ 21, ответить на контрольные вопросы, упражнение 20 (4)

Индивидуально: подготовка к следующему уроку сообщения по выбору: “История ракетостроения”, “Реактивное движение”, “История космонавтики”, “Использование реактивного движения живыми существами”

Спасибо за урок!

.

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя.  Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Импульс тела. Закон сохранения импульса тела

Автор: Шабарина Ирина Александровна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Импульс тела. Закон сохранения импульса тела"
    ["seo_title"] => string(42) "impulstielazakonsokhranieniiaimpulsatiela1"
    ["file_id"] => string(6) "270892"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451303903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-impul-s-tiela-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "102268"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402492648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Методическая разработка урока по физике 9 класс .Тема "Импульс тела.Закон сохранения импульса" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-9-klass-tiema-impul-s-tiela-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "107922"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403507265"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Импульс тела. Закон сохранения импульса "
    ["seo_title"] => string(42) "impul-s-tiela-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "160973"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422164874"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация по физике на тему "Импульс тела. Закон сохранения импульса" (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(79) "prezentatsiia_po_fizike_na_temu_impuls_tela_zakon_sokhraneniia_impulsa_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "491565"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545172913"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства