~~Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС.
Автор: учитель физики Сивчева О.М., МКОУ Васильевская ООШ
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков учащихся, так как новые образовательные стандарты носят деятельностный характер и направлены на развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменениям в первую очередь должны быть подвергнуты технологии обучения.
Какие же особенности следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Анализ методической литературы и информации расположенной на сайтах в сети Интернет (про школу, педсовет, юкоз) позволили мне определить наиболее оптимальный способ подготовки к уроку. Это технологическая карта.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели урока до его результата с использованием инновационной технологии работы с информацией, описанием заданий для ученика по освоению темы, оформлением предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
• цель освоения учебного материала;
• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность );
• метапредметные связи и организацию информационного пространства (формы работы и ресурсы);
• основные понятия темы;
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
При составлении технологической карты возможно:
• целостно увидеть учебный материал;
• системно спроектировать образовательный процесс по освоению темы;
• гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
• согласовывать целенаправленные действия учителя и учащихся;
• организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;
• осуществлять индивидуальный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволяет учителю:
• достигать планируемые результаты ФГОС;
• определять УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• системно формировать у учащихся УУД;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож
дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
• решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
• обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т.к.:
• учебный процесс проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для реализации УУД в практической деятельности.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку
ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Тема урока________________________
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Контроль
Рефлексия
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач
Организационный момент Методы
обучения Форма
деятельности Методические
приемы и их
содержание Средства
обучения Способы
организации
деятельности
Актуализация знаний
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Название: