kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия по теме "Кометы" в свете требований ФГОС ( факультатив "Астрофизика", 7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель физики Беляева Елена Борисовна МБОУ «СОШ № 17» г.Лысьва , Пермский край. Предлагаю разработку занятия факультатива «Астрофизика» (7 класс) в свете требований ФГОС Тема: «Хвостатые чудовища-кометы» Планируемые результаты: Предметные: познакомиться со строением кометы, выяснить, почему и как изменяется ее вид при движении вокруг Солнца. Основные понятия: ядро, газовая оболочка, периодичность движения, хвост кометы Метапредметные -коммуникативные: формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем ,уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. - Регулятивные- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами -Познавательные - умение работать с разными источниками информации, умения анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений, преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в схемы. Личностные результаты - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование уважительного отношения к иному мнению, усвоение духовных ценностей народов России Форма работы – групповая, Организация образовательного пространства: Межпредметные связи- физика, литература. Ресурсы- Энциклопедия «Открой мир вокруг себя», «Путешествие в космос» - М, 2010 . Е.П. Левитан «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007. www.ASTROLAВ.ru – Российский астрономический портал Википедия Этапы занятия: 1.Мотивация к учебной деятельности (сл. 24-25),(для нашего ОУ этот этап является наиболее важным, т.к. около 30% семей из неблагополучных семей) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Деятельность учителя: Эпиграфом к нашему занятию будут следующие слова - «И вот плывет между созвездий, Волнуясь черными ужами, Лицо отмщенья и возмездий, Глава отрублена ножами». -Ее называли хвостатой и волосатой, считали, что предвещает ужас и конец света. - О чем пойдет речь на занятии? Деятельность учащихся – определяют тему занятия «Кометы». - Ваши ассоциации со словом комета? Деятельность учащихся – предлагают возможные ассоциации: удивительные, завораживающие, красивые, необычные и т.д. - Согласна, что прохождение кометы , одно из самых красивейших явлений природы. Поэты, писатели никогда не упускали случая описать это своеобразное зрелище. Зачитывается отрывок из произведения Л.Толстого «Война и мир», в котором П.Безухов рассматривает комету накануне Отечественной войны 1812 года. - Показываю слайды с изображением комет Учитель: - В 1908 году Константин Бальмонт писал: • “По яйцевидному пути Летит могучая комета. О чем хлопочет пляской света? Что нужно в мире ей найти? • Она встает уж много лет, Свой путь уклончивый проводит, Из неизвестного приходит, И вновь ее надолго нет. • Как слабый лик туманных звезд, Она в начале появленья – Всего лишь дымное виденье, В ней нет ядра, чуть тлеет хвост. • Но ближе к Солнцу – и не та. Уж лик горит, уж свет не дробен, И миллионы верст способен Тянуться грозный след хвоста. • Густеет яркое ядро, И уменьшается орбита. Комета светится сердито. Сплошной пожар – ее нутро” -Что удивительного, необычного вы увидели в тексте? (текст стихотворения лучше спроектировать на экран) Учащиеся в группах анализируют текст, возможные ответы - яйцевидный путь(орбита),большой период обращения, из неизвестного приходит (удаляется от Солнца на большие расстояния), изменение вида кометы при движении к Солнцу(в удалении лишь дымное явление, при приближении становится яркой, вырастает огромный хвост) . Делаются записи на доске, можно таблицу Слова из текста Кометы Слова из текста Кометы Слова из текста Кометы Слова из текста Кометы Слова из текста Кометы Слова из текста Кометы Слова из текста Кометы Слова из текста Кометы Планеты Яйцевидный путь Вытянутая орбита Из неизвестного приходит Удаляется от Солнца на большие расстояния и вновь ее надолго нет То лишь дымное видение, При приближении к Солнцу изменяются яркость ближе к Солнцу лик горит и размер кометы Появляется грозный след При приближении к Солнцу вырастает хвост хвоста 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений Цель- готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия; Учитель: -Попытаемся объяснить поведение комет, используя ранее изученные сведения об объектах Солнечной системы» - Какие объекты Солнечной системы изучены? - По каким траекториям движутся планеты вокруг Солнца? Законы движения? - Размеры и форма планет, от чего зависят? Учащиеся заполняют вторую часть таблицы в сравнении с кометой - Можем ли объяснить удивительное поведение комет (вытянутые орбиты, изменение размеров и свечения при приближении к Солнцу, появление хвоста). Почему? Вопрос вызывает затруднения. Очевидно, природа комет отличается от природы планет 3. Построение проекта выхода из затруднений Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Учащиеся определят цель: выяснить характерные особенности комет Планируют направления работы (исходя из возникших затруднений): 1. Изучить природу комет. 2. Выяснить: почему и как изменяется внешний вид комет при приближении к Солнцу . 3. Почему орбиты комет имеют вытянутые траектории 4. Как и почему изменяется размер и направление хвоста кометы при движении вокруг солнца Средства - Интернет- ресурсы (википедия, астрономический портал) Задание- информацию представить в виде кластера, ключевое слово «кометы» Планируемые результаты: постановка учебной задачи, целеполагание , планирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач 4. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение и фиксация нового знания Учащиеся работают с текстом, ищут ответы на поставленные вопросы, составляют кластер Планируемые результаты: • формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, • умение организовать свою учебную деятельность, • умение работать с разными источниками информации, определять причины явлений, преобразовывать информацию из одной формы в другую. 5.Первичное закрепление во внешней речи - «мозговой штурм», при индивидуальном задании каждой группе или -представление и защита разработок (опорных конспектов, кластеров) 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задание учащимся: найдите пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных : испарение, низкие температуры, приближение к Солнцу, удаление от Солнца, образование хвоста, рост газовой оболочки, движение хвостом вперед, световое давление, направление хвоста кометы, твердое ядро Сверка с эталоном: испарение- рост газовой оболочки, приближение к Солнцу- образование хвоста, удаление от Солнца - движение хвостом вперед, световое давление- направление хвоста кометы 7. Включение в систему знаний и повторение 1.-Возвращаемся к произведению Бальмонта. - На все ли вопросы мы нашли ответы?(см. по записям на доске) -

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по теме "Кометы" в свете требований ФГОС ( факультатив "Астрофизика", 7 класс) »

Учитель физики Беляева Елена Борисовна МБОУ «СОШ № 17» г.Лысьва ,

Пермский край.

Предлагаю разработку занятия факультатива «Астрофизика» (7 класс) в свете требований ФГОС


Тема: «Хвостатые чудовища-кометы»

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться со строением кометы, выяснить, почему и как изменяется ее вид при движении вокруг Солнца.

Основные понятия: ядро, газовая оболочка, периодичность движения, хвост кометы

Метапредметные

-коммуникативные: формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем ,уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- Регулятивные- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами

-Познавательные - умение работать с разными источниками информации, умения анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений, преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в схемы.

Личностные результаты - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование уважительного отношения к иному мнению, усвоение духовных ценностей народов России

Форма работы – групповая,

Организация образовательного пространства:

Межпредметные связи- физика, литература, история

Ресурсы-

Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010 .

 Е.П. Левитан «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007.

www.ASTROLAВ.ru – Российский астрономический портал

Википедия

Этапы занятия:

1.Мотивация к учебной деятельности (сл. 24-25),(для нашего ОУ этот этап является наиболее важным, т.к. около 30% семей из неблагополучных семей)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Деятельность учителя:

Эпиграфом к нашему занятию будут следующие слова

- «И вот плывет между созвездий,
Волнуясь черными ужами,
Лицо отмщенья и возмездий,
Глава отрублена ножами».

-Ее называли хвостатой и волосатой, считали, что предвещает ужас и конец света.

- О чем пойдет речь на занятии?

Деятельность учащихся – определяют тему занятия «Кометы».

  • Ваши ассоциации со словом комета?

Деятельность учащихся – предлагают возможные ассоциации: удивительные, завораживающие, красивые, необычные и т.д.

  • Согласна, что прохождение кометы , одно из самых красивейших явлений природы. Поэты, писатели никогда не упускали случая описать это своеобразное зрелище. Зачитывается отрывок из произведения Л.Толстого «Война и мир», в котором П.Безухов рассматривает комету накануне Отечественной войны 1812 года.

  • Показываю слайды с изображением комет



Учитель:

- В 1908 году Константин Бальмонт писал:

  • “По яйцевидному пути
    Летит могучая комета.
    О чем хлопочет пляской света?
    Что нужно в мире ей найти?

  • Она встает уж много лет,
    Свой путь уклончивый проводит,
    Из неизвестного приходит,
    И вновь ее надолго нет.

  • Как слабый лик туманных звезд,
    Она в начале появленья –
    Всего лишь дымное виденье,
    В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.

  • Но ближе к Солнцу – и не та.
    Уж лик горит, уж свет не дробен,
    И миллионы верст способен
    Тянуться грозный след хвоста.

  • Густеет яркое ядро,
    И уменьшается орбита.
    Комета светится сердито.
    Сплошной пожар – ее нутро”

-Что удивительного, необычного вы увидели в тексте? (текст лучше спроектировать на экран)



Учащиеся в группах анализируют текст, возможные ответы - яйцевидный путь(орбита),большой период обращения, из неизвестного приходит (удаляется от Солнца на большие расстояния), изменение вида кометы при движении к Солнцу(в удалении лишь дымное явление, при приближении становится яркой, вырастает огромный хвост) . Делаются записи на доске, можно таблицу

Слова из текста

Кометы

Планеты

Яйцевидный путь

Вытянутая орбита


Из неизвестного приходит и вновь ее надолго нет

Удаляется от Солнца на большие расстояния


То лишь дымное видение, ближе к Солнцу лик горит

При приближении к Солнцу изменяются яркость и размер кометы


Появляется грозный след хвоста

При приближении к Солнцу вырастает хвост



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Цель- готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

Учитель:

-Попытаемся объяснить поведение комет, используя ранее изученные сведения об объектах Солнечной системы»

  • Какие объекты Солнечной системы изучены?

  • По каким траекториям движутся планеты вокруг Солнца? Законы движения?

  • Размеры и форма планет, от чего зависят?

Учащиеся заполняют вторую часть таблицы в сравнении с кометой

  • Можем ли объяснить удивительное поведение комет (вытянутые орбиты, изменение размеров и свечения при приближении к Солнцу, появление хвоста). Почему?

Вопрос вызывает затруднения. Очевидно, природа комет отличается от природы планет

3. Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Учащиеся определят цель: выяснить характерные особенности комет

Планируют направления работы (исходя из возникших затруднений):

  1. Изучить природу комет.

  2. Выяснить: почему и как изменяется внешний вид комет при приближении к Солнцу .

  3. Почему орбиты комет имеют вытянутые траектории

  4. Как и почему изменяется размер и направление хвоста кометы при движении вокруг солнца

Средства - Интернет- ресурсы (википедия, астрономический портал)

Задание- информацию представить в виде кластера, ключевое слово «кометы»

Планируемые результаты: постановка учебной задачи, целеполагание , планирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

4. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение и фиксация нового знания

Учащиеся работают с текстом, ищут ответы на поставленные вопросы, составляют кластер

Планируемые результаты:

  • формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать

учебное сотрудничество, работать в группе,

  • умение организовать свою учебную деятельность,

  • умение работать с разными источниками информации, определять причины явлений, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

5.Первичное закрепление во внешней речи

- «мозговой штурм», при индивидуальном задании каждой группе или

-представление и защита разработок (опорных конспектов, кластеров)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание учащимся: найдите пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных : испарение, низкие

температуры, приближение к Солнцу, удаление от Солнца, образование хвоста, рост газовой оболочки, движение хвостом вперед, световое давление, направление хвоста кометы, твердое ядро

Сверка с эталоном: испарение- рост газовой оболочки, приближение к Солнцу- образование хвоста, удаление от Солнца - движение хвостом вперед, световое давление- направление хвоста кометы

7. Включение в систему знаний и повторение

1.-Возвращаемся к произведению Бальмонта.

  • На все ли вопросы мы нашли ответы?(см. по записям на доске)

  • С какими высказываниями поэта вы не согласны?

2.- В чем отличие комет от других объектов Солнечной системы? Что общего?

3.-Что происходит с кометой при многократном обращении вокруг Солнца?

4. Почему астрономы называют кометы «ужасающей пустотой»?

- Опасно ли прохождение Земли через пояс рассеявшегося вещества комет? Чем сопровождается данное событие? Мог ли Чибаркульский метеорит оказаться маленькой кометой? (прогнозирование изучения последующей темы)

- Если данные вопросы вас заинтересовали, можете к следующему занятию найти ответы

8.Рефлексия- соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Незаконченное предложение:

  • Я сегодня узнал…

  • Я научился…

  • Мне было трудно..

  • Меня заинтересовало…

  • Мне понравилось…







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Беляева Елена Борисовна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137213

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства