I. Орг. Момент (2 мин) Здравствуйте ребята! Мне бы хотелось начать наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь всем. И пусть хорошее настроение сопровождает вас в течение всего урока. На экране вы видите список личностных целей. Выберите для себя одну-две цели и напишите ее номер в маршрутном листе. Постарайтесь поработать в течение всего урока на эту цель. В конце урока Вы проанализируете, смогли ли Вы достичь ее. Личностные цели: развивать способность иметь собственное мнение; научиться анализировать и делать выводы путем своих рассуждений; научиться признавать свои ошибки, обращая внимание на мнение окружающих; получить хорошую отметку; уметь точно и грамотно излагать свои мысли; научиться контролировать процесс и результат своей деятельности; развивать способность учиться, т.е. действовать самостоятельно; развивать способность к совместной работе ради достижения цели, используя устные и письменные средства общения. Владея опытом естественных наук, Изучим все, что есть в подлунном мире, Тогда лишь станет ясным все вокруг, И понимание человеческое шире. Это стихотворение я прочитала неслучайно, ведь, изучая естественные науки (а физика – естественная наука) мы познаем мир, каждый день, открывая для себя что-то новое. Вот и сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной но, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним уже знакомые величины II. Проверка д.з (4 мин) Величина | обозначение | Единица измерения | Масса | m | кг | плотность | | Кг/м3 | объем | v | м3 | путь | S | м | время | t | с | скорость | Vск. | м/с | | | | III. Ребята, посмотрите на стол . Здесь лежат предметы. «Как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к нашему уроку. Посмотрите видео фрагмент (2 мин) Предлагают дополнить тему урока включить « Сила. Явление тяготения. Сила тяжести». А в цель урока: приобрести знания о явлении всемирного тяготения и силе тяжести IV. Эксперимент (Работа по группам) (7) Работа №1. Наблюдение силы, действующей на скрепку со стороны магнита. Оборудование: картинка на нити, магнит. Ход выполнения работы: Бабочку приложить к листу бумаги. С другой стороны листа приложить магнит Водить магнитом и наблюдать за бабочкой. Что происходит со скоростью бабочки? По какому направлению двигается бабочка? Сделайте соответствующий вывод о действии магнита на бабочку со скрепкой. Вывод: Работа №2. Наблюдение силы, действующей со стороны Оборудование: лист картона, небольшая игрушка Ход выполнения работы: Положите лист картона на две книги На середину листа картона положите игрушку. Обратите внимание на изменение формы картона . Ответьте на вопрос Что произошло в результате взаимодействия игрушки с картоном? По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами? Вывод: Работа №3. Наблюдение действия сил. Оборудование: штатив, пружина, груз. Ход выполнения работы: Повесьте груз на пружину; Что произошло с грузом? Почему? Что произошло с пружиной? Почему? Ответьте на вопрос: Что произошло в результате взаимодействия груза с Землей и груза с пружиной? По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами? Вывод: Общий вывод: При взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению) или тела деформируются (меняют форму или объем). Причиной этих изменений является сила. В результате действия силы тела изменяют свою скорость или деформируются. Сила — физическая величина, значит, её можно измерить. Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. Сила обозначается буквой со стрелочкой, а её модуль той же буквой F, но без стрелочки. Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке тела приложена действующая на него сила. На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце. Сила измеряется в Н ( ньютонах). Прибор, который позволяет измерить силу, называется динамометром V. Физминутка (2мин) Я с детства падал столько раз. С болью и ушибами подчас. И у меня уж нет сомнения, Что это сила притяжения. Давайте попытаемся побороться с силой притяжения – физминутка Мы в ракету дружно сели, (дети приседают) В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх) С притяжением Земли Мы бороться не смогли. Шлём вам всем большой привет, (помахать руками) Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту). VI. Был этот свет глубокой тьмой окутан.(4мин) Да будет свет! И вот явился Ньютон» (инсценировка) Доклад (Боглачев) Английский физик Исаак Ньютон утверждал, что все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Он установил также, что чем больше масса взаимодействующих тел, тем больше сила, с которой они взаимодействуют. Ньютон также установил, что, чем больше расстояние между телами, тем сила их взаимодействия меньше. Таким образом, сила тяжести – частный случай силы всемирного тяготения Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но целых 9 лет не публиковал его, так как имевшиеся тогда неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Лишь в 1667 году, после уточнения этого расстояния, закон всемирного тяготения был наконец отдан в печать. Назаров Ньютон под яблоней сидел. Вот-вот должна прийти идея. А плод над ним уже созрел, К Земле всей массой тяготея. Умолкли птицы, тишина. Зажглись далекие светила, И спелым яблоком Луна Повисла в небе и светила. Он мыслил, а Луна, кружась, С Землею Солнце огибала. Вещей невидимая связь В ту ночь яснее проступала. Ньютон взглянул на небосвод… Но ветка дрогнула – и вот На землю яблоко упало. И был открыт великий закон– Всемирный закон тяготенья. Знакомства с явлением тяготения (2 мин) Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады. Все живые существа на Земле чувствуют её притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растёт вниз, к центру земли, а стебель – вверх. Геотропизмы, притяжение Луны (Кравцова) Притяжение Луны Любое тело притягивается не только Землей, но и любыми другими телами, в том числе Луной, Солнцем, другими звездами. Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Особенно большие приливы бывают в узких бухтах, где приливная волна, идущая из океана, сильно повышается. Высота приливов может достигать до 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу. Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения. Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров. VII. ( 8мин ) 1.Название силы | Сила тяжести | 2.Обозначение | Fт | 3.Понятие | Сила, с которой Земля притягивает к себе тело. | 4.Точка приложения | Центр масс тела | 5.Направление | К центру Земли | 6.Когда возникает | На тело находящееся вблизи Земли | 7.От чего и как зависит | От массы и расстояния до центра Земли | 8.Изображение | | 9.Формула | | 10.Особенность | | | | VIII. Проверка понимания учащимися учебного материала, изученного на уроке. Работа в группах. Ребятам предлагается составить вопросы различной сложности. Проверка задания проводим «перекрестным огнем» : 1группа задает 2-й. 2-я отвечает –задает 3-й. И т.д. IX. Рефлексия Заверши фразу Заверши фразу. 1. Капли дождя, крупинки града падают на Землю потому что…. 2.Закон всемирного тяготения в 17 веке сформулировал…. 3. Чтобы увеличить силу тяготения между телами нужно …… 4. Образование камнепадов в горах вызывает сила…. 5. Чтобы увеличить силу тяжести, надо …… 6. Сила тяжести величина векторная это значит…. 7. Приливы и отливы в морях и океанах Земли вызывает …. Сегодня на уроке я: Приводил факты (примеры) выдвигал предположения обосновывал предположение приводил доказательство проводил экспериментальное доказательство (опыты) |