Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Сообщение учителя, беседа | Здравствуйте, ребята! Знание – сила. Сила способна творить чудеса (СЛАЙД 1) Что означают эти фразы? Какая же тема нашего урока? «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести». Запишите ее в тетради. (СЛАЙД 2) Как вы думаете, что именно мы сегодня должны узнать о силе? (Что такое сила, обозначение, единицы, когда действует сила). Это и есть задачи нашего урока. | Организация учащихся, включение их в деловой ритм. Записывает ответы учащихся на доске | Формулировка темы урока и задачи Подготовка к восприятию нового материала, ответы на вопросы. |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | Беседа. | И прежде чем перейти к рассмотрению нового материала, давайте вспомним (СЛАЙД 3): 1.Что подразумевают под взаимодействием тел? 2.Приведите примеры взаимодействия тел. 3.Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел? 4. До каких пор происходит изменение скорости тела? 5. При взаимодействии двух тел, какое тело приобретает большую скорость? | Формулирует задание. | Отвечают на вопросы, рассматривают слайды. |
Усвоение новых знаний и способов. | Выполнение экспериментов, беседа. | Эксперимент 1. На столе перед вами лежит металлический шарик. Чему равна его скорость относительно стола? Измените ее, ускорьте движение, замедлите, остановите. Под действием чего шарик меняет свою скорость? Эксперимент 2. Как изменить направление скорости шарика? Продемонстрируйте. Эксперимент3. Подвиньте магнит так, чтобы шарик чувствовал магнит. Переместите магнит. Изменилась ли скорость шарика? | Задает вопросы, делает пояснения. | Работа в парах, высказывают свои мысли, работают с приборами, отвечают на вопросы, делают выводы. |
Изучение новой темы. | Рассказ, беседа, выполнение экспериментов, работа со слайдами | Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Что такое сила? (Сила – причина изменения скорости тела. Сила – мера взаимодействия) (СЛАЙД 4). Эксперимент 4. Возьмите ластик и приложите к нему силу. Теперь приложите силу к кусочку пластилина. Что вы наблюдаете? Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется. Деформация – это любое изменение формы и размера тела (СЛАЙД 5). Приведите примеры проявления деформации в жизни. Эксперимент 5. Посмотрите на пружины, которым подвешены грузы разной массы. Где пружина растянулась больше? Что вы можете сказать о силах, действующих на пружины? Разные по значению, могут быть больше или меньше. Приложите силу к своей тетради. А почему они у вас двигаются по - разному? Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. (СЛАЙД 6) F – сила, измеряется в ньютонах (Н), в честь великого английского учёного 17 века Исаака Ньютона, внёсшего огромный вклад в развитие физики ( СЛАЙД 7) Сила – векторная величина. Что это означает? Графически силу обозначают в виде отрезка прямой со стрелочкой. Рассмотрим тело на поверхности стола. Изобразим силу, приложенную к телу (сделать рисунок в тетради). У меня в руках шарик. Я отпущу его. Объясните, в результате чего шарик падает вниз. (Действует притяжение к Земле). С явлением тяготения каждый знаком с раннего детства. Приведите примеры такого явления (падение капель дождя; любое тело, брошенное вверх, возвращается в исходную точку; примеры из учебника стр. 57 рис.62,63). Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Fтяж – сила тяжести, всегда направлена вертикально вниз (сделать запись в тетради). У каких тел сила притяжения к Земле больше? У которого масса больше. Значит, сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д. (СЛАЙД 8) Все живые существа на Земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру Земли, а стебель – вверх. Притяжение существует не только между Землей и телами на ее поверхности. Все тела притягиваются друг к другу. Притяжение всех тел вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Первым доказал и установил закон всемирного тяготения Исаак Ньютон. Согласно этому закону, силы притяжения между телами зависят от массы этих тел и от расстояния между ними. | Организовывает беседу. Формулирует вопросы Объясняет понятие силы Демонстрирует эксперимент, комментирует. | Работают в парах, выполняют эксперимент, приводят примеры деформаций. Отвечают на вопросы Выясняют, от чего зависит результат действия силы Выполняют пояснительный рисунок в тетради Анализируют, делают выводы. Приводят примеры из повседневной жизни |
Закрепление изученного материала. | Работа с текстом, анализ ситуаций. | Прилив морской – таинственная сила, На берег бросившая горы вод! Секрет тут прост, но из ума нейдет Причина, что ее освободила… На столе у вас лежит текст с примером проявления закона всемирного тяготения. Прочитайте его. (СЛАЙД 9) 1) В чем секрет образования приливов? 2) Объясните причины наблюдаемого явления (движение планет вокруг Солнца). 3) Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе воробья? на перышко, выпавшее из его крыла? (СЛАЙД 10) 3) Действует ли сила тяжести на деревянный шар, плавающий на поверхности воды? 4) Между какими из трех шаров сила тяготения больше? 5) Закончите предложение: Сила – это причина … Силу измеряют в … Сила характеризуется числовым значением… | Организация самостоятельной работы. | Работают с текстом, отвечают на вопросы. |