kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Урок с использованием ИКТ. 

Цели урока:

  1. Образовательные:
    • Обеспечивать формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме.
    • Продолжить формирование умения характеризовать физические явления.
    • Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий данной темы.
  2. Развивающие:
    • Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление.
    • Развивать умения  анализировать, сопоставлять, выделять главное.
    • Развивать рефлексивную культуру.
  3. Воспитательные:
    • Воспитывать уважение к науке.
    • Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе  выполнения фронтальных заданий. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" »

Методическая разработка урока

«Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

по физике

для учащихся 7 класса



Цели урока:

  1. Образовательные:

    • Обеспечивать формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме.

    • Продолжить формирование умения характеризовать физические явления.

    • Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий данной темы.

  2. Развивающие:

    • Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление.

    • Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное.

    • Развивать рефлексивную культуру.

  3. Воспитательные:

    • Воспитывать уважение к науке.

    • Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения фронтальных заданий.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и возможности продемонстрировать свои знания, правда, ребята?

Итак, мы продолжаем изучение раздела «Взаимодействие тел». И прежде чем перейти к рассмотрению нового материала, нам необходимо повторить ключевые моменты из данного раздела. Для этого ответим на вопросы:

  • Что мы подразумеваем под взаимодействием тел? (Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют).

  • Приведите примеры взаимодействия тел (Притяжение двух магнитов, два автомобиля при столкновении, Земля и мяч при его падении…).

Хорошо, мы вспомнили, что же такое взаимодействие, а теперь давайте ответим на вопросы теста:

  1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

А. Может. Б. Не может. В. Иногда может

  1. Изменение скорости тела происходит…

А. Без действия на него другого тела.

Б. После действия на него другого тела.

В. Пока на него действует другое тело.

Г. До того, как подействует на него другое тело.

3. При взаимодействии двух тел…

А. Оба тела имеют одинаковую скорость

Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой.

В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой.

Сделайте вывод по заданиям теста:

    • Что является причиной изменения скорости движения тел?

(Сила. Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами).

  1. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы как раз и познакомимся с новой для нас физической величиной – силой, рассмотрим природу одной из самых ярких сил в природе – силы тяжести – и её влияние на движение тел. Тема урока звучит следующим образом: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести». Запишите её в тетради.

  1. Изучение нового материала

  1. Понятие силы

  1. ДЕМАНСТРАЦИЯ

    • Тележка находится на горизонтальной опоре. Почему тележка не движется? С какими телами она взаимодействует? Что необходимо, чтобы тележка изменила свою скорость? (Если на неподвижную тележку, стоящую на опоре, не действуют другие тела, кроме Земли и опоры, она не изменяет своего положения. Если появится действие ещё какого-нибудь тела, скорость тележки изменится).

    • Сделайте вывод по рассмотренному опыту: почему тележка приобрела скорость?

    • ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила – причина изменения скорости тел.

  2. Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила. Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется. (Например, сжатие пружины, растяжение резинового жгута, изменение формы кусочка пластилина – ДЕМОНСТРАЦИЯ)

  • Так что же такое деформация тела? (Деформация – это любое изменение формы и размера тела - ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).

  • Рассмотрите рисунок 59 на странице 56 учебника, на нём также изображён пример деформации тела. Опишите, что вы видите на рисунке (Доска, лежащая на опорах, прогибается, если на неё садится человек).

  • Приведите свои примеры деформации тел.

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА

(На штативе 2 динамометра, к ним подвешены грузы разной массы).

  • Где пружина растянулась сильнее? Почему? (Подвешен груз большей массы, который действует с большей силой на динамометр).

  • Значит, сила может быть разной по значению: может быть большей, может быть меньшей.

Сила – физическая величина, следовательно, её можно измерить. Прибор для измерения силы – динамометр (ДЕМОНСТРАЦИЯ динамометров). ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Динамометр – прибор для измерения силы.

  1. Сила обозначается буквой F, измеряется в ньютонах (в честь великого учёного 17 века Исаака Ньютона, внёсшего огромный вклад в развитие физики).

  2. Сила – векторная величина. Что это означает? (Имеет не только значение, но и направление).

- Какую ещё векторную величину мы уже с вами изучили? (Скорость).

- Графически силу обозначают в виде отрезка прямой со стрелочкой. При этом важно указать, к какой точке тела приложена действующая сила (Точку ставим в центре тяжести тела).

  1. МИНИИТОГ УРОКА. Давайте подведём небольшой итог уже изученному. Что же такое сила? Что необходимо знать при изображении силы на чертеже? (Точку приложения силы, направление действия силы, значение (модуль) силы).

  1. Сила тяжести

Одна из самых значимых сил в природе – сила тяжести. Посмотрите внимательно опыт и скажите, в чём же проявляется её действие?

1) ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА.

Пережигание нити, к которой прикреплён шарик, в результате шарик падает на стол (в песок).

    • Почему шарик до пережигания нити находился в состоянии покоя? Почему он начал падать после пережигания нити? (Действует притяжение Земли).

    • Почему, как бы ни старались мы высоко подпрыгнуть, всё равно опускаемся на землю? Почему листья, опадая с деревьев, тоже опускаются на землю? (Под действием силы притяжения к Земле).

    • Рассмотрим рисунок 62 на странице 57 учебника. Если мяч бросить в горизонтальном направлении, он не летит прямолинейно, его траекторией будет кривая линия. Почему? Искусственный спутник, запущенный с Земли, также летит не по прямой, а движется вокруг Земли.

2) Сила, с которой Земля притягивает все тела у её поверхности, называется силой тяжести.

ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

3)Сила тяжести обозначается Fтяж и направлена всегда вертикально вниз, к центру Земли, так как притягивает все тела именно ядро планеты.

4) Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести? (Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.)

  • А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести? (Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.)

  • Сделайте вывод, от чего же зависит сила тяжести? (От расстояния между центром Земли и телом на её поверхности).

  • Рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, почему под медведем гамак провис сильнее? (У медведя масса больше, значит, он с большей силой действует на гамак).

  • От какой же ещё величины зависит сила тяжести? (От массы тела)

5) Изобразим силу тяжести, действующую на находящийся на поверхности предмет, и предмет, находящийся на подвесе.

  1. МИНИИТОГ УРОКА. Сделаем небольшой вывод о силе тяжести. От чего зависит величина силы тяжести?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести зависит: 1) от расстояния между центром Земли и телом; 2) от массы тела.

7) Сообщение учащегося о влиянии силы тяжести на живую и неживую природу.

  1. Явление всемирного тяготения

Притяжение существует не только между Землёй и телами на её поверхности. Все тела притягиваются друг к другу. В этом заключается закон всемирного тяготения.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Закон всемирного тяготения: «Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу».

  • Приведите примеры проявления закона всемирного тяготения. (Например, Луна вращается вокруг Земли; планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца).

  • Как вы считаете, Луна притягивает Землю? Докажите. (Приливы и отливы на Земле – следствие притяжения Луны)

  • Сообщение учащегося о притяжении Луны.

  1. Закрепление изученного материала. Решение задач

Выполним следующие задания:

  1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах? (Сила тяжести).

  2. Имеются два одинаковых шара. Один из них лежит на берегу океана, а другой – на вершине горы. На какой из шаров действует большая сила тяжести? (Шар, лежащий на берегу океана, обладает большей силой тяжести).

  3. Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами? (Сблизить тела).

  1. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

Причитать пункты:23,24, выполнить задания №285, 293 (сборник задач В.И.Лукашик)

  1. Рефлексия

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

  • Я сегодня на уроке открыл для себя…

  • Мне понравилось на уроке то, что…

  • На уроке меня порадовало…

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

  • Если бы я был учителем, то …



Сообщение по теме «Влияние силы тяжести на живую и неживую природу»

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады.

Все живые существа на Земле чувствуют её притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растёт вниз, к центру земли, а стебель – вверх.


Сообщение по теме «Притяжение Луны»

Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Высота приливов может достигать до 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу.

Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения.

Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"

Автор: Сундетова Зубайда Кубагалиевна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта урока физики в 7 классе «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_fiziki_v_7_klasse_sila_iavlenie_tiagoteniia_sila_"
    ["file_id"] => string(6) "563987"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605978798"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "методическая разработка урока по физике на тему Законы Ньютона "
    ["seo_title"] => string(69) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-na-tiemu-zakony-n-iutona"
    ["file_id"] => string(6) "239873"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444895070"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Силы в природе" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "150850"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562107"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Разработка урока в 9 классе по теме «Законы Ньютона» "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-zakony-n-iutona"
    ["file_id"] => string(6) "150013"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420383681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства