1 | Организационный | Приветствует учащихся, озвучивает тему и цель урока. Мудрец говорит своему ученику – Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая. Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней. – Наполнился? – спросил он. – Наполнился, – ответил ученик. После этого поверх камней мудрец насыпал песок. – Снова наполнился? – Снова… – А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой. Объяснить происходящее несложно. Между камнями есть промежутки, куда помещаются песчинки, а между песчинками есть промежутки, куда просачивается вода. Но есть ли промежутки между частицами воды? И существуют ли частицы, еще более мелкие, чем частицы воды? В ходе этого и нескольких последующих уроков вы узнаете, как «устроено» вещество, познакомитесь с основными свойствами частиц, из которых оно состоит Еще два с половиной тысячелетия назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о строении вещества. Гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющиеся факты. Нам с вами сегодня предстоит проделать тот же путь: от опытных фактов через размышления к научной гипотезе гипотезе. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности: постановки целей, планирования. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Приобретение опыта самостоятельного поиска. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отставлять свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. Умение пользоваться методами научного исследования явлений 0природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты. Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы. Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы. | Личностные( самоопределение) |
2. | Постановка целей и задач урока | Организует деятельность учащихся. Чтобы собрать опытные факты и выдвинуть гипотезу нам понадобиться 5 рабочих групп. (Класс делиться на группы по 4-5 человек, распределяются обязанности( выбираются в каждой группе руководитель, лаборант). Руководители групп получают карточки с заданиями ( смотри приложение 1), лаборанты получают оборудование. Две группы работают на демонстрационном столе, так как использование спиртовки требует присутствия учителя, остальные группируются вокруг трех ученических столов) | Регулятивные ( целеполагание, планирование, волевая саморегуляция) коммуникативные |