- Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа)
Все мы с Вами твёрдо знаем,
Что линейкой измеряем
Мы у куба высоту, ширину
Ну, и длину.
Подскажите, что за связь
Существует между ними?
- Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа)
2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить?
3. Какой буквой она обозначается?
4. По какой формуле вычисляется?
5. Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V, ρ?
6. Каков физический смысл плотности?
II этап:
- Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо.
1. Как из формулы плотности вещества найти массу или объём тела? (предлагаются версии ответа). Этому мы с Вами и посвятим наш урок.
2. Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока (учащиеся предлагают формулировку с фиксированием её на доске и в тетрадях).
3. Записать с помощью магического треугольника формулу плотности и вывести расчётные формулы массы и объёма тела.
Вы на уроке всё поймёте,
Когда задачки разберёте.
Начнём мы с простенькой пока,
Нетрудной для ученика.
Задача1: В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано
500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объём этой гири 0,2 м3.
Вычислите плотность цирковой гири.
Вторую мы немножко усложним.
Анализ сделаем и быстро разрешим.
Задача 2: (на основе использования литературных персонжей)
Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел
плотность организма 980 кг/м3и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность
Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в
кувшине объёмом 2 литра?
Задача 3: (экспериментальная)
Определить массу бруска, зная породу дерева, из которого он изготовлен.
Для решения данной задачи предлагается карточка – инструкция:
1. Измерьте размеры бруска - его ширину, длину и высоту (переведите все измерения в см) и запишите: а = см; в = см; с = см.
2. Вычислите объём бруска: V=______см3.
3. Зная плотность (см. таблицу в учебнике), вычислите массу бруска: m = ______________кг.
Фамилия__________________
Четвёртая задачка – это да!
Её решите все Вы без труда!
Задача 4: (экспериментальная, с использованием фрагмента виртуальной лабораторной работы
«Измерение плотности твёрдого тела»).
Вычислить объём второго тела, считая, что оно изготовлено из стали, выполнив для
этого необходимые измерения.
Экология, друзья, важная наука
Без неё нельзя прожить, вот такая штука!
Задача 5: (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).
Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за
день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.
Задача 6: (творческое задание)
Какова связьмежду мышками, изображёнными на рисунке и хозяйственным мылом?
(предлагаются варианты ответов).
Мыши любят употреблять в пищу хозяйственное мыло. Какова же плотность уже не существующего мыла? (Дома вычислить плотность мыла, выполнив для этого дополнительные измерения).
III этап:
Запись домашнего задания: § 22, творческое задание: определить плотность мыла.
Рефлексия.
Задача на повторение:
Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении вмышку