Просмотр содержимого документа
«Применение задач, формирующих универсальные учебные действия на уроках физики»
Применение задач, формирующих универсальные учебные действия на уроках физики
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний. Для формирования УУД на уроках физики основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
На уроке физики возможно использовать в том числе следующие типы задач:
1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:
‒ на учет позиции партнера;
‒ на организацию и осуществление сотрудничества;
‒ тренинги коммуникативных навыков;
‒ ролевые игры.
2. Задачи, формирующие познавательные УУД:
‒ проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
‒ задачи на сравнение и оценивание;
‒ проведение эмпирического исследования;
‒ проведение теоретического исследования;
‒ смысловое чтение.
3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:
‒ на планирование;
‒ на ориентировку в ситуации;
‒ на прогнозирование;
‒ на целеполагание;
‒ на принятие решения;
‒ на самоконтроль.
Вот некоторые примеры, иллюстрирующие принципы данной методики.
Задание: Прочитайте и обсудите задачу. Обоснуйте свою точку зрения.
«Однажды Шерлок Холмс пришёл в гости. «Хотите чаю?» – спросила хозяйка Шерлока. «Да», – ответил гость. «Я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его», – посоветовал Холмс. Прав ли он?
Примечание: Данное задание направлено на формирование у учащихся коммуникативных УУД, таких как:
‒ умение договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
‒ принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
‒ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
‒ критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
Вопрос: Покажите нам, как расположить палку, на которой весит груз, на плече так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Почему вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?)
Примечание: Данное задание направлено на формирование у учащихся познавательных УУД. Учащиеся пытаются решить поставленную задачу экспериментально, они пробуют разные варианты и анализируют эффективность своих действий. Чтобы обосновать ответ, изучаются теоретические вопросы:
1. Определение рычага.
2. Основные составляющие конструкции рычага.
Задание: В любой удобной для вас программесоздайте электронный календарь самых значимых физических открытий в истории человечества.
Примечание: Данное задание направлено на формирование у учащихся регулятивных УУД, таких как:
‒ Умение самостоятельно планировать свою работу и пути достижения целей;
‒ обосновывать выбранные подходы и средства;
‒ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
‒ планировать и корректировать свою индивидуальную траекторию;
‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
‒ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
‒ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность.