Тема урока: Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления
Цель урока: создать условия для введения новой физической величины «давление», для определения способа его нахождения, способов уменьшения и увеличения давления; способствовать развитию умения применять полученные знания при решении качественных и количественных задач; воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу; набор грузов; динамометр
Демонстрации: зависимость давления от действующей силы и от площади опоры (по рис. 86 учебника).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока.
На уроках физики вы уже успели познакомиться с некоторыми физическими явлениями и физическими величинами.
Слайд 3.
Мы уже знаем, что действие тел друг на друга характеризуется физической величиной «сила». Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость их относительного движения, либо тело деформируется, то есть изменяется его форма и размеры.
Слайд 4.
Результат действия силы (деформация тела) зависит от величины этой силы.
Примеры, которые свидетельствуют о том, что результат действия силы зависит не только от ее величины, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Слайд 5.
Если человек пойдет на лыжах по сугробам, он не провалится в снег, но если он будет идти без лыж, то провалится в снег.
На лыжах и без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Однако, результат действия силы различны: стоя на лыжах, человек почти не проваливается в снег. Причина в том, что различаются площади поверхности снега, на которую давит человек лыжами и без них. Площадь поверхности лыжи в 10-15 раз больше площади поверхности подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади снега с силой в 10 – 15 раз меньше.
3. Демонстрация опытов (по рис. 86 учебника).
Анализ результатов опытов приводит к следующим качественным заключениям:
а) Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, массой 1кг, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы - чем больше сила, тем погружение больше.
б) Второй опыт показывает, что глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.
4. Изучение нового материала.
Слайд 6. Результат действия тела на опору, зависит и от площади опоры и от действующей силы. Все это учитывает физическая величина, которая называется давлением.
Под давление понимают физическую величину равную отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности (слайд 3, 4)
где р - давление;
F—сила давления;
S- площадь поверхности, к которой приложена сила.
Слайд 7, 8. Давление р при постоянной силе F тем больше, чем меньше площадь поверхности, и - наоборот. Кроме того, чем больше сила давления, тем давление больше.
Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах. За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па).
Если на поверхность с площадью 1 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 Н, то давление в этом случае 1 Па
Слайд 10.
Есть и кратные единицы: 1 кПа = 1000 Па 1 МПа = 1000000 Па
Очень часто сила давления создается собственной силой тяжести тела. Тогда давление можно рассчитать так:
Сила давление из (1) находится так: F = p S
Давление можно изменять двумя способами:
1. либо изменяя силу,
2. либо площадь поверхности
В зависимости от того, какое давление нужно получить – большое или малое – площадь опоры уменьшают или увеличивают соответственно.
Уменьшение давления
В технике и в повседневной жизни часто встречаются случаи, когда давление должно быть небольшим.
Увеличение давления
5. Первичное закрепление нового материала. Решение задач.
Задача 1. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 .
Задача 2. Какой из двух предметов оказывает большее давление на доску?
Глубже войдёт в доску?
6. Домашнее задание: п.33, 34 вопросы к параграфу; упр. 12 (1, 2, 3)
задачи №№ 437, 440-445
Задачи на смекалку:
1. Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и человек. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот кирпич раздавит?
2. Один литературный герой, закаляя свою волю, спал на доске, утыканной гвоздями (острием вверх). Оцените, из скольких гвоздей должно было состоять ложе героя, считая, что масса героя 70кг, острие каждого гвоздя имеет площадь 0,1 , а человеческая кожа может выдерживать давление З МПа.
(Ответ: 2287шт.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Давление. Единица давления" »
7 класс
§ 33 Давление. Единицы давления.
§ 34 Способы уменьшения и увеличения давления.
Тема урока: Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления
Цель урока: создать условия для введения новой физической величины «давление», для определения способа его нахождения, способов уменьшения и увеличения давления; способствовать развитию умения применять полученные знания при решении качественных и количественных задач; воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу; набор грузов; динамометр
Демонстрации: зависимость давления от действующей силы и от площади опоры (по рис. 86 учебника).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока.
На уроках физики вы уже успели познакомиться с некоторыми физическими явлениями и физическими величинами.
Слайд 3.
Мы уже знаем, что действие тел друг на друга характеризуется физической величиной «сила». Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость их относительного движения, либо тело деформируется, то есть изменяется его форма и размеры.
Слайд 4.
Результат действия силы (деформация тела) зависит от величины этой силы.
Примеры, которые свидетельствуют о том, что результат действия силы зависит не только от ее величины, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Слайд 5.
Если человек пойдет на лыжах по сугробам, он не провалится в снег, но если он будет идти без лыж, то провалится в снег.
На лыжах и без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Однако, результат действия силы различны: стоя на лыжах, человек почти не проваливается в снег. Причина в том, что различаются площади поверхности снега, на которую давит человек лыжами и без них. Площадь поверхности лыжи в 10-15 раз больше площади поверхности подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади снега с силой в 10 – 15 раз меньше.
3. Демонстрация опытов (по рис. 86 учебника).
Анализ результатов опытов приводит к следующим качественным заключениям:
а) Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, массой 1кг, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы - чем больше сила, тем погружение больше.
б) Второй опыт показывает, что глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.
4. Изучение нового материала.
Слайд 6. Результат действия тела на опору, зависит и от площади опоры и от действующей силы. Все это учитывает физическая величина, которая называется давлением.
Под давление понимают физическую величину равную отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности (слайд 3, 4)
где р- давление;
F—сила давления;
S- площадь поверхности, к которой приложена сила.
Слайд 7, 8. Давление р при постоянной силе Fтем больше, чем меньше площадь поверхности, и - наоборот. Кроме того, чем больше сила давления, тем давление больше.
Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах. За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па).
Если на поверхность с площадью 1 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 Н, то давление в этом случае 1 Па
Слайд 10.
Есть и кратные единицы: 1 кПа = 1000 Па 1 МПа = 1000000 Па
Очень часто сила давления создается собственной силой тяжести тела. Тогда давление можно рассчитать так:
Сила давление из (1) находится так: F = p S
Давление можно изменять двумя способами:
1. либо изменяя силу,
2. либо площадь поверхности
В зависимости от того, какое давление нужно получить – большое или малое – площадь опоры уменьшают или увеличивают соответственно.
Уменьшение давления
В технике и в повседневной жизни часто встречаются случаи, когда давление должно быть небольшим.
Увеличение давления
5. Первичное закрепление нового материала. Решение задач.
Задача 1. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 .
Задача 2. Какой из двух предметов оказывает большее давление на доску?
Глубже войдёт в доску?
6. Домашнее задание: п.33, 34 вопросы к параграфу; упр. 12 (1, 2, 3)
задачи №№ 437, 440-445
Задачи на смекалку:
1. Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и человек. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот кирпич раздавит?
2. Один литературный герой, закаляя свою волю, спал на доске, утыканной гвоздями (острием вверх). Оцените, из скольких гвоздей должно было состоять ложе героя, считая, что масса героя 70кг, острие каждого гвоздя имеет площадь 0,1, а человеческая кожа может выдерживать давление З МПа.