Форма проведения- открытый урок. Знакомит учащихся с одним из видов соединения проводников. Уделяется большое внимание как теоритической, так и практической части урока.В интересной форме представлена физкульминутка урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Последовательное соединение проводников"»
Тема урока: Последовательное соединение проводников
Цели урока:
1. Изучить закономерности последовательного соединения потребителей тока.
2. Раскрыть взаимозависимость I,U,R.
3.Формировать умения рассчитывать электрические цепи с последовательным соединением проводников
Задачи урока:
Образовательные:
- экспериментально определить соотношение между величинами силы тока и напряжения на отдельных участках цепи при последовательном соединении проводников;
- продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром)
Воспитательные:
-воспитание отношения к физике, как к экспериментальной науке;
-продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарищей и др.)
Развивающие;
- продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
- продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Материально-техническое оснащение.
Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, презентация, источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся. Повторение. Тестирование
III. Мотивация, постановка темы и цели урока.
IV. Изложение нового материала. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала. Итог урока.
VI. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся. Повторение. Тестирование
Фронтальные вопросы:
1.Что такое электрическая цепь?
- Различные соединения источников и потребителей электрического тока.
2.Простейшую электрическую цепь составляют…
-Источник, потребитель, ключ, провода.
3. А ещё какие устройства вы знаете? (приемники и потребители электрической энергии) Электрический звонок, реостат, резистор..
4.Самое главное: чтобы в цепи был ток, она должна быть…
-Замкнутой.
Тестирование ( со взаимопроверкой)
III. Мотивация, постановка темы и цели урока
Вспомним Новый год и хоровод вокруг ёлки, когда вы брали друг друга за руки и получался ….. замкнутый круг. Давайте изобразим (возьмемся за руки)!!!!! елка.… Хотя, у меня была вот такая проблема, достали гирлянду, хотели украсить елку, а гирлянда не горит… Почему?........ На этот вопрос мы ответим позже
Откроем тетради, запишем число.
Посмотрите, пожалуйста, на электрическую цепь, назовите её элементы
Давайте соберем цепь по схеме. Прежде, чем приступить к сборке цепи, вспомним основные правила ТБпри работе с электрооборудованием
Работаем только при разомкнутом ключе
При подключении приборов соблюдаем полярность
Амперметр подключаем – последовательно
Вольтметр – параллельно
В этой цепи мы использовали лишь два потребителя электрической энергии – электрическую лампочку и реостат. На практике такие электрические цепи встречаются редко.
В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, которые могут быть соединены между собой по-разному. Особенности данного соединения: все элементы цепи соединены друг за другом. Такое соединение называется последовательным. Записываем тему в тетради.
Тема: Последовательное соединение проводников
Цель: Изучить последовательное соединение проводников, вывести законы последовательного соединения
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое последовательное соединение проводников, каким законам подчинено, где применяется на практике, научимся решать задачи.
ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ –Последовательное соединение — это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого. В наших электрических сетях, встречаются самые разные соединения, они называются смешанными, ими мы будем заниматься чуть позже, а сегодня поговорим о самом простом из них – о последовательном.
Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения.
IV. Изложение нового материала. Физкультминутка.
1.Изложение нового материала при помощи видеоролика. После просмотра записываем вывод:
Законы последовательного соединения проводников
1.Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Iобщ = I1 = I2
2. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
Uобщ = U1 + U2
3.Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи)
Rобщ= R1 + R2
Мы получили три закона последовательного соединения проводников, которые будем применять для решения задач.
Применение последовательного соединения проводников
Последовательное соединение проводников широко применяется на практике, например: выключатели, соединение источников тока (гальванических элементов); резисторов (проводников, имеющих сопротивление); электрических ламп (ёлочные гирлянды); обмотки трансформаторов; конденсаторы.
Преимуществами последовательного соединения являются: проводники, рассчитанные на небольшие напряжения, соединяя последовательно можно включать в сети с большим напряжением; подбирая лампочки с разными сопротивлениями можно создавать различную освещённость. Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ НЕ ГОРЕЛА МОЯ ГИРЛЯНДА?
Да, лампочка перегорела – цепь разомкнута
если перегорает хотя бы одна лампочка - цепь разрывается, и пока её не заменить на работоспособную, не будет гореть вся гирлянда. Лампочки в гирлянде соединены последовательно, и вывод из строя одной лампочки нарушает работу всей гирлянды.
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала.
Решение задач.
Алгоритм решения задач
1.Определить вид соединения.
2. Определить вид соединения.
3. Записать постоянную величину.
4. Применить закон Ома для участка цепи.
Начальный уровень( устно)
1. Резисторы с сопротивлениями 5 Ом и 10 Ом соединены последовательно. Чему равно их общее сопротивление?
2.Последовательное соединение. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (4 А)
Средний уровень (устно)
В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? (40В)
В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление цепи?
Достаточный уровень
Н айти напряжение на каждом резисторе, если вольтметр показывает напряжение 12В.
Решение
1) Rобщ.=R1+R2=2Ом+4Ом=6Ом
2)по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=12В/6Ом=2А
3)Iобщ.= I1= I2=2А
4)Из закона Ома U1=I∙R1=2А∙2Ом=4В
U2=I∙R2=2А∙4Ом=8В или U2=Uобщ.-U1=12В-4В=8В,
т.к. Uобщ = U1 +U2.
Ответ: U1 =4В, U2 =8В
Работа с классом. Фронтальное решение задач
З адача №1
З адача №2
Задача №3
Итог урока
Сегодня на уроке мы познакомились с законами последовательного соединения проводников, практическими применениями этого вида соединения, преимуществами и недостатками соединения. Также научились применять полученные знания при решении задач.
Проверь себя.
При последовательном соединении проводников сила тока везде … одинаковая
Если переставить местами амперметр и резистор в последовательном соединении, то показания амперметра … не изменятся.
Напряжение в цепи равно.. сумме напряжений на отдельных проводниках.
Полное сопротивление равно… сумме сопротивлений отдельных проводников.
Домашнее задание.
Рефлексия. Перед вами карточки, при помощи которых, вы можете показать свое отношение к сегодняшнему уроку.