Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Силы в природе"»
Семинар для слушателей курсов СКИПКРО по теме: «Реализация Программы развития гимназии как школы жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников»
Конспект урока.
Предмет: физика
Класс: 10
Тема урока: «Силы в природе»
Тип урока: урок развивающего обучения
Урок проведен
Овчян Галиной Анатольевной
Учителем высшей категории
МБОУ гимназии №7 с. Донского
Труновского района Ставропольского края
12 декабря 2011г.
Тема: Силы в природе.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Силы в природе», применить полученные знания для объяснения явлений в природе и в быту.
Задачи урока:
1)образовательная
-установить связь теоретических знаний с практикой окружающей жизни, увидеть в явлениях природы, предметах и технических устройствах, в технологических и технических процессах использования и проявление законов физики.
2)развивающая
-продолжить формирование умений систематизировать и обобщать полученные знания;
-продолжить формирование умений применять полученные знания для объяснения явлений природы;
-формирование умений решать экспериментальные и исследовательские задачи;
3) воспитательная
- создать условия для развития культуры общения, культуры дискуссии;
-создание условий для творческих способностей, коррекции самооценки учащихся;
-формирование интереса к решению творческих задач, к выдвижению творческих идей.
Методы: частично- поисковый, развивающий, самостоятельная работа учащихся.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: презентации, оборудование для экспериментальной задачи (динамометр, брусок, грузы, трибометр, наждачная бумага), карточки с заданиями, оценочные таблицы, стеклянные пластины, учебники, тонкие листочки.
Литература:
«Физика-10» Мякишев, Буховцев.
Задачи ТЮФ-2011 г.
«1001 задача по физике» И.М. Гельфгат, Л.Э, Генденштейн, Л.А. Кирик, 1999 г.
План урока
Организационный момент
Ориентировочно-мотивационный этап (ОМЭ). Актуализация знаний.
Организационно-исполнительный этап ( ОИЭ). Решение творческих задач.
а) Решение задачи №1- обсуждение-оглашение результата -самооценка, рефлексия.
б) Решение задачи №2;
в) Решение задачи №3;
г) Решение задачи №4
4. Рефлекционно - оценочный этап ( РОЭ)
5. Д/з.
Ход урока
Организационный момент
« Если бы прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?»
Козьма Прутков
« Мысли и афоризмы» №146
2. Актуализация знаний.
- А вот мы ребята, сегодня на уроке попробуем разобраться в причинах и следствиях некоторых явлений природы.
- Какие же цели нашего урока?
( Собрать все знания, обобщить, систематизировать и применить их для объяснения и решения задач. Воспользоваться обязательно полученным жизненным опытом.)
-Сегодня на уроке решить задачи вам поможет знания о силах в механике.
Обобщим наши знания:
Что такое сила?
В природе существует действие только одного тела на другое?
Какие виды взаимодействия существуют в природе?
Какое взаимодействие мы рассматриваем в механике? Почему?
Какие силы имеют гравитационную природу? Записать формулы на доске.
Какие силы имеют электромагнитную природу? Запишите на доске формулы.
Сформулируйте основные законы механики. -1,2,3 законы Ньютона, Закон Всемирного тяготения, закон Гука.
Итак, цель урока -основываясь на знания о силах решить задачи.
3.Решение творческих задач.
-Будем сегодня работать в группах по 4 человека. Ребята возьмите стулья и пересядьте.
Возьмите задания на столе.
Решаем задачу №1 «Китайский фонарик» «Глядя на мир, нельзя не удивляться!»
Козьма Прутков
« Мысли и афоризмы» №110
Слайд на экране «Афоризм К.Пруткова»
Теоретически исследовать от каких параметров зависит полёт фонарика.
Объяснить почему взлетает фонарик, Какие силы его поднимают?
-Обсуждение результатов, выставление оценок за задачу №1 в листе самооценок и на доске.
На доске таблица самооценки.
Группа
Задача
1 2 3 4
1
2
3
4
Листы самооценок в группе.
Ф.И.
Задача
Итог
1 2 3 4
1
2
3
4
5
Задача №2 Слайд на экране « Бумажный мостик»
Возьмём две книги одинаковой толщины и положим на них лист бумаги так, чтобы он служил своеобразным мостиком. Вряд ли такой мостик выдержит пустой спичечный коробок. Сделайте так, чтобы этот лист выдержал полный спичечный коробок и даже не один.
Ответ:
Сложить лист гармошкой. За счёт этого увеличивается толщина материала.
Задача №3 Слайд на экране « Стеклянная пластинка»
Завод получил заказ на изготовление большой партии овальных стеклянных пластин толщиной 1 мм. Нарезали прямоугольные заготовки, оставалось сгладить их края так, чтобы получились овалы. Но при обработке на шлифовальном станке тонкие пластинки часто ломались.
-Надо сделать пластину потолще,- пожаловался рабочий мастеру.
-Ни в коем случае,- ответил мастер. –Нам заказали тонкие пластины.... И тут появился изобретатель...
Ответ: на время обработки их складывают вместе в толстую пачку.
Задача №4. Слайд на экране «Сила трения»
Исследовать силу трения, используя данное оборудование.
Чем удивительна эта сила? Каковы особенности силы.
-Как направлена сила трения?
-Может ли она быть направлена противоположно движению?
-Может. Об этом удивительном свойстве силы трения расскажет Тюфтяков С.Он вместе с ребятами 11 класса будет участвовать в турнире юных физиков.
4. Итог урока.
- Давайте подведем итоги по решению задач.( Заполнение оценок в сводной таблице).
Слайд на экране «Разум показывает человеку не только внешний вид, красоту и доброту каждого предмета, но и снабдевает его действительным употреблением»