Открытый урок по физике Решение задач по теме "Сила".
Открытый урок по физике Решение задач по теме "Сила".
Обобщить знания, полученные при изучении темы «Сила», научить учащихся применять теоретические знания при решении задач. Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.
Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.
Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике Решение задач по теме "Сила". »
Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его применять
Р. Декарт
Решение задач по теме "Сила".
Цель урока:
Обобщить знания, полученные при изучении темы «Сила», научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.
Сформировать целостную систему знаний по изученной теме.
Развивающие:
Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.
Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы.
Продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.
Воспитательные:
Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира.
Развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
Воспитание чувства товарищества.
Тип урока: урок закрепление
Методы: проблемный, критическое мышление
Ход урока
1. Организационный момент + мотивация
Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас урок решения задач по теме «Сила». А для начала работы мы должны поприветствовать друг друга и сделаем мы это так
Упражнение «Здравствуй, друг!»
Задача: поприветствовать друг с друга.
- Здравствуй, друг! – Здороваются за руки.
- Как ты тут! – Хлопают по плечу друг друга.
- Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.
- Я скучал! - Кладут руки себе на сердце.
- Ты пришел! – Разводят руки в стороны.
- Хорошо! – Обнимаются.
2. Актуализация знаний
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, левые косточки - основные понятия темы, правые косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос.
голова- сила
обозначение – F
определение -мера взаимодействия тел
Единица измерения – H
Как называется прибор для измерения силы? – динамометр
Какие силы вам известны – сила тяжести, сила упругости, сила трения
Деление на группы по принципу «геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг)
III. Составление кластера
I группа – сила упругости (квадрат)
II группа – сила тяжести (треугольник)
III группа – сила трения (круг)
Какую силу называют силой тяжести, куда она направлена - сила с которой Земля притягивает к себе тела, направлена сила- вертикально вниз
Когда возникает сила упругости? Куда она направлена? - Сила упругости возникает в теле в результате его деформации и стремиться вернуть его в исходное положение
Что такое сила трения? - Сила возникающая при соприкосновении одного тела с другим, препятствующая их относительному движению
IV. Решение качественных задач
Каждая группа получает по три листа иллюстрирующие ситуацию. Ваша задача в группе выявить проблему, анализировать поиск путей выхода.
Что выгоднее: качение или скольжение?
ответ: Что лучше – скользить или катиться? Конечно, катиться выгоднее, чем скользить. Чтобы поддерживать качение, нужно прикладывать гораздо меньшую силу, чем для поддержания, скольжения с той же скоростью. Поэтому понятно, что летом ездят в телеге, а не на санях.
Но почему же зимой колёса уступают место полозьям?
Ответ: Всё дело в том, что колёса выгоднее полозьев только в том случае, когда они катятся. А чтобы колёса могли катиться, под ними должна быть твёрдая, гладкая дорога и к тому же нескользкая.
Какая сила удерживает люстру, подвешенную к потолку, от падения на пол?
Ответ: сила упругости
Объясните пословицу: "Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой"
Ответ: роса - смазка и она уменьшает силу трения.
В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?
Ответ: сказка про репку
Для чего смычки при игре на скрипке натирают канифолью?
Ответ: Для увеличения трения
Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?
Ответ: сила тяготения, действующая со стороны Луны и Солнца на воду морей и океанов.
Барон Мюнхгаузен, герой известной повести Р.Э. Распе, «привязав» конец веревки к Луне, спускался по ней на землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения?
Ответ: герой рассказа никак не мог бы скользить по веревке к Земле, этому препятствовала бы сила притяжения его к Луне.
Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?
Ответ: чтобы увеличить силу трения
Физкультурная пауза. (Мотивация: Чтобы ощущать себя комфортно в этом мире, человек должен любить себя. Но под «любить себя»- разумный человек подразумевает: «заботиться о своем здоровье». Я предлагаю вам несколько упражнений для снятия усталости. Людям, занимающимся умственной деятельностью, этот комплекс упражнений помогает повысить работоспособность, звучит музыка. Переход по гиперссылке к мелодии для физкультминутки).
V. Решение расчетных задач по уровням сложности
Решите данные задачи, получив ответ, вставьте букву стоящую возле задания в данную таблицу. В результате правильного решения задач вы сможете прочитать имя английского ученого. (ответ: Ньютон)
I группа
На тело действуют две силы 400 Н и 600 Н, направленные по одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую сил. (ответ: R= 200 Н)
Какая сила тяжести действует на зайца, если его масса равна 6 кг.
На мопед действует сила тяжести, равная 390 Н. Какова масса мопеда?
Жесткость прорезиненного жгута 7,2 · 104 Н/м. На какую длину растянется жгут, если на него действует сила 10 кН?
Масса машины вместе с грузом 7 т, ее двигатель развивает силу тяги 35 кН. Найдите коэффициент трения между ведущими колесами машины и дорогой (считать, что машина движется равномерно).
В бидон массой 1 кг налили 5 л керосина. Какую силу нужно приложить, чтобы приподнять бидон? (ρбензина = 800 кг/м3)
II группа
На тело действует две силы 300 Н и 500 Н, направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую сил. (ответ: R=800 Н)
Масса чугунного столба 200 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на столб.
Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.
Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лед.
С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни размером 10х8х5 см? (ρлатуни = 8500 кг/м3)
Под действием силы 320 Н пружина амортизатора сжалась на 9 мм. На сколько миллиметров сожмется пружина при нагрузке 1,6 кН?
III группа
Три силы направлены по одной прямой: влево 16 Н и 2 Н, вправо 20 Н. Найдите модуль равнодействующей этих сил и ее направление.
Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м.
Сила тяжести, которая действует на тело, равна 10 кН. Какова масса тела? (ответ: 1 тонна)
При равномерном движении по столу деревянной дощечки с гирей массой 2 кг динамометр показывает силу 9 Н. Определите коэффициент трения дощечки по столу.
Сила 12 Н сжимает стальную пружину на 7,5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину на 2,5 см? (Ответ: 4 Н)
Тонкая спиральная пружина, для которой справедлив закон Гука, подвешенная вертикально на закрепленной опоре, растягивается под действием силы 160 Н на 72 мм. На пружину подействовали дополнительно силой 120 Н. Определите удлинение спирали.
VI. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с
1 строка — название синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл на тему синквейна. 5 строка – вывод, одно слово, существительное. ( ассоциация с первым словом).
I группа (Сила упругости)
Сила
Упругая, деформирующая
Сжимает, растягивает, изгибает, скручивает
Возникает при деформации тела
Закон Гука
II группа (Сила тяжести)
Сила
Всемирная, известная
Притягивает, действует, изменяет
Тело притягивается к Земле
Закон Ньютона
III группа (Сила трения)
Сила
Скользящая, шероховатая
Движется, препятствует, давит
возникающая при соприкосновении одного тела с другим
динамометр
VII. Оценивание
Оценочный лист
Ф.И.
Обсуждение
Активность
Выступление
Ответы на вопросы
Задача I уровня (1 балл)
Задача II уровня (2 балла)
Задача III уровня (3 балла)
Итого баллов
Оценка ученика
Оценка учителя
Критерии: отлично - 3 балла
Разбалловка: от 11 – 5
7-10 – 4
3-6 – 3
0-2 – 2
хорошо – 2 балла
удовлетворительно – 1 балл
неудовлетворительно – 0 баллов
VIII. Задание на дом.
Составить тест по пройденному материалу
Игра - прощание
Задача: попрощаться друг с другом, уйти с занятия с позитивным настроем.
Инструкция:
Участники тренинга стоя в кругу должны рассчитаться на первый, второй. Первые номера встают во внешний круг, вторые – во внутренний и поворачиваются друг к другу лицом, выполняя следующие действия:
- Милый друг! – Здороваются за руки.
- С тобой хорошо! – Хлопают по плечу друг друга.
- Но надо идти. – Дергают за ухо друг друга.
- Я буду скучать! - Кладут руки себе на сердце.
- Но мы ведь встретимся? – Разводят руки в стороны.