kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оптические иллюзии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемещение жидкой воды на поверхности, в почвах и горных породах под действием силы тяжести, сил поверхностного натяжения, термодинамического потенциала, ветрового воздействия,  градиента плотности является очень важным гидрологическим процессом, позволяющим обеспечивать перераспределение влаги на поверхности и в толще горных пород и перенос веществ (нерастворимых и растворимых) на большие расстояния. Количественно процесс характеризуется величиной расхода и скорости потока воды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оптические иллюзии 8 класс»

7


Гидрология 2011

ЛЕКЦИЯ 3. Физические основы процессов в гидросфере.


Вопросы:

1. Фундаментальные законы физики при изучении водных объектов.

2.Метод водного баланса.

3.Метод теплового баланса.

4.Классификация видов движения воды. Турбулентный и ламинарный режимы движения воды. Число Рейнольдса.



1. Фундаментальные законы физики при изучении водных объектов.


Закон сохранения вещества (закон Ломоносова – Лавуазье): материя не возникает из ничего и не возникает бесследно, а только переходит из одного вида в другой:


m+ - m- =  m. (3.1)


Из закона сохранения вещества следуют водный баланс, баланс наносов, баланс солей.


Закон сохранения тепловой энергии: тепловая энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно:


Q+ - Q- =  Q. (3.2)


Величина Q называется изменением теплосодержания объекта. Если Q 0, то происходит нагревание объекта, если Q


Q = mcpT, (3.3)


где ср – удельная теплоемкость воды.


2-й закон механики: изменение импульса (количества движения) объекта равно сумме сил, действующих на него:


. (3.4)


Этот закон называется также законом изменения импульса, 2-м законом Ньютона, уравнением движения, уравнением баланса.



2.Метод водного баланса в гидрологии.


Метод водного баланса вытекает из общего закона сохранения материи и формулируется следующим образом: для любого пространства, ограниченного произвольной поверхностью, разность между количеством воды, поступившей внутрь него (сумма приходных составляющих - прих ) и вышедшей наружу (сумма расходных составляющих - расх), должна равняться либо увеличению либо уменьшению ее количества внутри данного объема ( u ).


прих - расх=u. (3.5)


Метод водного баланса заключается в:

  1. Составлении уравнения водного баланса

  2. Анализе его составляющих

  3. Определении неизвестных компонентов по известным.

При составлении уравнения водного баланса в качестве приходных составляющих обычно берутся:

атмосферные осадки, выпавшие на поверхность – X;

количество влаги, сконденсировавшейся, в почве и на поверхности – E+;

количество воды, поступившей на данную площадь поверхностными водотоками – Y+пов;

количество воды, поступившей в данный объем подземным путем - Y+подз;

К расходным составляющим относят:

физическое испарение с поверхности – E- ;

транспирацию с растительного покрова - T;

количество воды, стекающей с данной площади поверхностными водотоками – Y-пов;

количество воды, ушедшей из данного объема подземным путем - Y-подз;

Тогда соотношение приходных и расходных составляющих может быть выражено в виде уравнения (все компоненты выражены в единицах объема):


X + E+ + Y+пов + Y+подз = E- + T + Y-пов + Y-подз  u. (3.6)


Для вывода уравнения водного баланса, являющегося частным случаем закона сохранения вещества, следует учитывать следующие параметры: время (сутки, декада, месяц, сезон, год); одинаковую размерность составляющих водного баланса (либо в единицах объема либо в единицах слоя).

Расчеты водного баланса могут производиться для речных бассейнов, озер, водохранилищ, болот, водоносных горизонтов, а также для отдельных участков территории, сельскохозяйственных полей, административных районов.

В зависимости от поставленной задачи и наличия данных могут составляться полные водные балансы, учитывающие все приходные и расходные составляющие и изменение запаса воды на поверхности и внутри объема и частные (приближенные) водные балансы, в которых учитывается только часть составляющих, а остальные определяются либо расчетным путем либо отбрасываются.

Так часто, при анализе составляющих водного баланса за многолетний период для больших бассейнов величины E+ , Y+пов , Y+подз принимаются равными нулю, сумма (E- + T) анализируется без разделения и называется суммарным испарением(E), сумма (Y-пов + Y-подз) принимается в целом равной годовому стоку – Y, u приравнивается к нулю, тогда уравнение водного баланса речного водосбора за многолетний период записывается в виде :


X = E +Y. (3.7)

В таком виде уравнение часто используется для определения суммарного испарения при известных осадках и стоке, или наоборот для определения стока при известных осадках и испарении.

При этом следует отметить, что в величину u или в определяемый неизвестный компонент вносится суммарная погрешность всех величин, входящих в уравнение водного баланса, что накладывает серьезные ограничения на применение уравнения водного баланса для небольших отрезков времени ( год, сезон, месяц, неделя, сутки).

Однако, даже учитывая эти ограничения, метод водного баланса остается наиболее часто применяемым в гидрологии. Особенно эффективно применение водного баланса совместно с методом теплового баланса.


3. Метод теплового баланса.

Метод теплового баланса вытекает из общего закона сохранения энергии и формулируется следующим образом: для любого пространства, ограниченного произвольной поверхностью, разность между количеством тепла, поступившего внутрь него (сумма приходных составляющих - Qприх ) и вышедшего наружу (сумма расходных составляющих - Qрасх), должна равняться либо увеличению либо уменьшению ее количества внутри данного объема ( Q ).


Qприх - Qрасх= Q. (3.8)


Метод теплового баланса заключается в:

  1. составлении уравнения теплового баланса

  2. анализе уравнения и его компонентов

  3. определении неизвестных компонентов по известным

При составлении уравнения теплового баланса системы вода-земля-атмосфера в качестве приходных составляющих обычно берутся:

радиационный баланс (разность поглощенной солнечной радиации и эффективного излучения) – R;

приход тепла за счет конденсации водных паров – Qконд;

приход тепла за счет турбулентного обмена с атмосферой – Q+атм;

приход тепла с поверхностным стоком - Q+пов;

приход тепла с подземным стоком - Q+подз;

приход тепла из толщи грунта - Q+грунт;

приход тепла за счет работы речного потока - Q+дин;

приход тепла при замерзании воды - Q+зам.

К расходным составляющим относятся:

тепло, расходуемое на испарение и транспирацию – Qисп ;

расход тепла за счет турбулентного обмена с атмосферой – Q- атм;

расход тепла, уносимого поверхностным стоком - Q-пов;

расход тепла, уносимого подземным стоком - Q-подз;

расход тепла за счет турбулентного обмена с атмосферой – Q-атм;

расход тепла на обогревание толщи грунта - Q-грунт;

расход тепла на таяние снега и льда – Qтаян.

Учитывая рассмотренные выше составляющие, запишем уравнение теплового баланса, в левой части которого стоит приход, а в правой – расход тепла:


R + Qконд+ Q+атм+ Q+пов+ Q+подз+ Q+грунт+ Q+дин+ Q+зам =

Qисп + Q- атм+ Q-пов+ Q-подз+ Q-атм+Q-грунт+ Qтаян Q. (3.9)


Тепловой баланс рассчитывается либо в абсолютных единицах (джоулях или калориях), либо в относительных (дж/см2 или кал/м2).

Обычно, уравнение водного баланса составляется для отдельного участка водосбора, участка русла реки, водоема, совместно с прилегающими участками земной поверхности и атмосферы, что позволяет принимать ряд компонентов равными нулю. Также как и уравнение водного баланса, уравнение теплового баланса записывается для различных интервалов времени.

Для участка поверхности и многолетнего периода оно упрощается и имеет вид:

R = Qисп  Qатм  Q-грунт. (3.10)


4. Классификация видов движения воды. Турбулентный и ламинарный режимы движения воды. Число Рейнольдса.

Вода в водных потоках движется под действием силы тяжести. Скорость течения воды зависит от составляющей силы тяжести, параллельной водной поверхности, и силы сопротивления воды, возникающей в результате внутреннего трения между частицами воды и трения между водой и поверхностью дна и берегов. Составляющая силы тяжести зависит от уклона, а сила сопротивления от режима движения жидкости и степени шероховатости русла.

В зависимости от общих условий и характера действующих сил различают безнапорное и напорное движение жидкости.

Безнапорное (свободное) движение характеризуется наличием свободной поверхности уровня воды и совершаются под действие силы тяжести. Такое движение наблюдается в открытых естественных потоках и в работающих неполным сечением трубах.

Напорное движение – движение при котором поток со всех сторон ограничен твердыми стенками, а само движение происходит под действием сил давления, сообщаемых внешним источником. Наблюдается в напорных трубопроводах, полностью заполненном водоносном пласте, перекрытом сверху и снизу водоупорным слоем (артезианские воды), в реки при наличии плотного ледяного покрова.

В зависимости от характера изменения элементов поперечного сечения и гидравлических характеристик по длине потока движение делят на : 1) равномерное; 2) неравномерное.

Равномерным называют движение, при котором элементы потока (глубина, площадь живого сечения, расход, средняя скорость и пр.) при переходе от одного сечения к другому остаются постоянными. Уклоны водной поверхности и уклон дна равны.

Может наблюдаться в каналах с одинаковым поперечным сечением (безнапорное равномерное движение) и напорных трубопроводах (напорное равномерное движение). В естественных водотоках обычно можно принимать движение равномерным только на небольших прямолинейных участках.

Неравномерным движением называется движение, характеристики которого изменяются по длине потока. Оно может быть вызвано: а) изменением живого сечения потока; б) изменением средних скоростей в живых сечениях; в) изменение и того и другого одновременно.

Примеры неравномерного движения:

1)движение воды на участке перед плотиной: по длине потока в направлении движения площадь живого сечения и глубина увеличиваются, скорость убывает;

2) движение воды в сужении или расширении, при выходе воды на пойму, при переходе от плеса к перекату, на участке поворота.

В зависимости от изменения характеристик движения во времени движение делят на: 1) установившиеся; 2) неустановившиеся.

Установившимся движением называется движение, характеристики которого (уровень свободной поверхности, расход и скорость в данном сечении потока) не изменяются во времени. Примеры: движение воды в канале и реке при постоянном уровне, движение воды в напорном трубопроводе при постоянном напоре.

Установившееся движение может быть как равномерным, так и неравномерным.

Неустановившимся движением называется движение, при котором все (или некоторые) гидравлические характеристики изменяются во времени. Примеры неустановившегося движения: 1) волны половодья и паводков; 2) попуски из водохранилищ; 3) истечение жидкости из резервуара при переменном подпоре.

В зависимости от преобладания в суммарной энергии потока кинетической или потенциальной энергии выделяют следующие: 1) спокойное состояние; 2) бурное состояние.

В спокойном состоянии преобладает потенциальная энергия и движение жидкости характеризуется малыми скоростями и большими глубинами. Это состояние характерно для равнинных рек. В бурном состоянии преобладает кинетическая энергия и движение жидкости характеризуется большими скоростями и малыми глубинами. Оно характерно для горных рек, водосбросов ГЭС, оврагов и часто сопровождаются образованием периодически возникающих разрушающихся волн на поверхности потока.

Наряду с видами движения различают и режимы движения жидкости. В механике жидкости выделяют два режима: ламинарный и турбулентный.

Эти режимы были открыты в результате экспериментальных исследований Пуазейля и Дарси (Франция), Хазеном (Германия), Рейнольдса (Великобритания).

При ламинарном (стручатом) движении жидкость движется послойно, сопротивление пропорционально скорости впервой степени.

При турбулентном движении имеет место сильное перемешивание жидкости в различных направлениях, сопротивление пропорционально скорости в квадрате.

Несмотря на кажущуюся упорядоченность ламинарного движения современными исследованиями установлено, что ламинарное является более беспорядочным, а турбулентное движение – значительно более упорядоченно и управляемо. В исследование турбулентного движения, которое является задачей науки XXI века, внесен большой вклад советскими учеными – А.А.Фридманом, А.Н. Колмогоровым и их учениками.

На основании теоретических исследований О.Рейнольдс предложил безразмерное число – число Рейнольдса (Re), представляющее меру отношения кинетической энергии элемента жидкости к работе сил вязкости.

, (3.11)

где v – скорость течения,

l – характерный геометрический размер потока,

 - кинематический коэффициент вязкости (при температуре 15С

 = 110-6 м2/с).

Если фактическое значение Re меньше некоторого критического значения- Reкрит , то режим движения – ламинаарный, если больше – то турбулентный. Для открытых потоков, где в качестве характерного геометрического размера потока обычно берется глубина (h), критическое число Рейнольдса - Reкрит=300-3000 (нижнее и верхнее критические числа). Диапазон между ними переходная зона, где могут наблюдаться как ламинарное. Так и турбулентное движение.

Для естественных открытых водных потоков, за исключением склонового стока на покрытых снегом склонах, характерен только турбулентный режим движения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Оптические иллюзии 8 класс

Автор: Упарь Алексей Петрович

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Источники света. Прямолинейное распространение света.  Оптические иллюзии "
    ["seo_title"] => string(82) "istochniki-svieta-priamolinieinoie-rasprostranieniie-svieta-optichieskiie-illiuzii"
    ["file_id"] => string(6) "205831"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430038873"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "классный час по теме: "Оптические иллюзии" "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-po-tiemie-optichieskiie-illiuzii"
    ["file_id"] => string(6) "106778"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403085276"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства". 6 класс"
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotkaurokaizobrazitielnoghoiskusstvapotiemierisunokosnovaizobrazitielnoghoiskusstva6klass"
    ["file_id"] => string(6) "301944"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457016384"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тематическое  планирование курса "Хочу  всё  знать" для 1,2,3 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "tiematichieskoie-planirovaniie-kursa-khochu-vsio-znat-dlia-1-2-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "228656"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441446134"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Оптические иллюзии"
    ["seo_title"] => string(20) "opticheskie_illiuzii"
    ["file_id"] => string(6) "520114"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1568819765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства