kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оптические иллюзии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемещение жидкой воды на поверхности, в почвах и горных породах под действием силы тяжести, сил поверхностного натяжения, термодинамического потенциала, ветрового воздействия,  градиента плотности является очень важным гидрологическим процессом, позволяющим обеспечивать перераспределение влаги на поверхности и в толще горных пород и перенос веществ (нерастворимых и растворимых) на большие расстояния. Количественно процесс характеризуется величиной расхода и скорости потока воды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оптические иллюзии 8 класс»

7


Гидрология 2011

ЛЕКЦИЯ 3. Физические основы процессов в гидросфере.


Вопросы:

1. Фундаментальные законы физики при изучении водных объектов.

2.Метод водного баланса.

3.Метод теплового баланса.

4.Классификация видов движения воды. Турбулентный и ламинарный режимы движения воды. Число Рейнольдса.



1. Фундаментальные законы физики при изучении водных объектов.


Закон сохранения вещества (закон Ломоносова – Лавуазье): материя не возникает из ничего и не возникает бесследно, а только переходит из одного вида в другой:


m+ - m- =  m. (3.1)


Из закона сохранения вещества следуют водный баланс, баланс наносов, баланс солей.


Закон сохранения тепловой энергии: тепловая энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно:


Q+ - Q- =  Q. (3.2)


Величина Q называется изменением теплосодержания объекта. Если Q 0, то происходит нагревание объекта, если Q


Q = mcpT, (3.3)


где ср – удельная теплоемкость воды.


2-й закон механики: изменение импульса (количества движения) объекта равно сумме сил, действующих на него:


. (3.4)


Этот закон называется также законом изменения импульса, 2-м законом Ньютона, уравнением движения, уравнением баланса.



2.Метод водного баланса в гидрологии.


Метод водного баланса вытекает из общего закона сохранения материи и формулируется следующим образом: для любого пространства, ограниченного произвольной поверхностью, разность между количеством воды, поступившей внутрь него (сумма приходных составляющих - прих ) и вышедшей наружу (сумма расходных составляющих - расх), должна равняться либо увеличению либо уменьшению ее количества внутри данного объема ( u ).


прих - расх=u. (3.5)


Метод водного баланса заключается в:

  1. Составлении уравнения водного баланса

  2. Анализе его составляющих

  3. Определении неизвестных компонентов по известным.

При составлении уравнения водного баланса в качестве приходных составляющих обычно берутся:

атмосферные осадки, выпавшие на поверхность – X;

количество влаги, сконденсировавшейся, в почве и на поверхности – E+;

количество воды, поступившей на данную площадь поверхностными водотоками – Y+пов;

количество воды, поступившей в данный объем подземным путем - Y+подз;

К расходным составляющим относят:

физическое испарение с поверхности – E- ;

транспирацию с растительного покрова - T;

количество воды, стекающей с данной площади поверхностными водотоками – Y-пов;

количество воды, ушедшей из данного объема подземным путем - Y-подз;

Тогда соотношение приходных и расходных составляющих может быть выражено в виде уравнения (все компоненты выражены в единицах объема):


X + E+ + Y+пов + Y+подз = E- + T + Y-пов + Y-подз  u. (3.6)


Для вывода уравнения водного баланса, являющегося частным случаем закона сохранения вещества, следует учитывать следующие параметры: время (сутки, декада, месяц, сезон, год); одинаковую размерность составляющих водного баланса (либо в единицах объема либо в единицах слоя).

Расчеты водного баланса могут производиться для речных бассейнов, озер, водохранилищ, болот, водоносных горизонтов, а также для отдельных участков территории, сельскохозяйственных полей, административных районов.

В зависимости от поставленной задачи и наличия данных могут составляться полные водные балансы, учитывающие все приходные и расходные составляющие и изменение запаса воды на поверхности и внутри объема и частные (приближенные) водные балансы, в которых учитывается только часть составляющих, а остальные определяются либо расчетным путем либо отбрасываются.

Так часто, при анализе составляющих водного баланса за многолетний период для больших бассейнов величины E+ , Y+пов , Y+подз принимаются равными нулю, сумма (E- + T) анализируется без разделения и называется суммарным испарением(E), сумма (Y-пов + Y-подз) принимается в целом равной годовому стоку – Y, u приравнивается к нулю, тогда уравнение водного баланса речного водосбора за многолетний период записывается в виде :


X = E +Y. (3.7)

В таком виде уравнение часто используется для определения суммарного испарения при известных осадках и стоке, или наоборот для определения стока при известных осадках и испарении.

При этом следует отметить, что в величину u или в определяемый неизвестный компонент вносится суммарная погрешность всех величин, входящих в уравнение водного баланса, что накладывает серьезные ограничения на применение уравнения водного баланса для небольших отрезков времени ( год, сезон, месяц, неделя, сутки).

Однако, даже учитывая эти ограничения, метод водного баланса остается наиболее часто применяемым в гидрологии. Особенно эффективно применение водного баланса совместно с методом теплового баланса.


3. Метод теплового баланса.

Метод теплового баланса вытекает из общего закона сохранения энергии и формулируется следующим образом: для любого пространства, ограниченного произвольной поверхностью, разность между количеством тепла, поступившего внутрь него (сумма приходных составляющих - Qприх ) и вышедшего наружу (сумма расходных составляющих - Qрасх), должна равняться либо увеличению либо уменьшению ее количества внутри данного объема ( Q ).


Qприх - Qрасх= Q. (3.8)


Метод теплового баланса заключается в:

  1. составлении уравнения теплового баланса

  2. анализе уравнения и его компонентов

  3. определении неизвестных компонентов по известным

При составлении уравнения теплового баланса системы вода-земля-атмосфера в качестве приходных составляющих обычно берутся:

радиационный баланс (разность поглощенной солнечной радиации и эффективного излучения) – R;

приход тепла за счет конденсации водных паров – Qконд;

приход тепла за счет турбулентного обмена с атмосферой – Q+атм;

приход тепла с поверхностным стоком - Q+пов;

приход тепла с подземным стоком - Q+подз;

приход тепла из толщи грунта - Q+грунт;

приход тепла за счет работы речного потока - Q+дин;

приход тепла при замерзании воды - Q+зам.

К расходным составляющим относятся:

тепло, расходуемое на испарение и транспирацию – Qисп ;

расход тепла за счет турбулентного обмена с атмосферой – Q- атм;

расход тепла, уносимого поверхностным стоком - Q-пов;

расход тепла, уносимого подземным стоком - Q-подз;

расход тепла за счет турбулентного обмена с атмосферой – Q-атм;

расход тепла на обогревание толщи грунта - Q-грунт;

расход тепла на таяние снега и льда – Qтаян.

Учитывая рассмотренные выше составляющие, запишем уравнение теплового баланса, в левой части которого стоит приход, а в правой – расход тепла:


R + Qконд+ Q+атм+ Q+пов+ Q+подз+ Q+грунт+ Q+дин+ Q+зам =

Qисп + Q- атм+ Q-пов+ Q-подз+ Q-атм+Q-грунт+ Qтаян Q. (3.9)


Тепловой баланс рассчитывается либо в абсолютных единицах (джоулях или калориях), либо в относительных (дж/см2 или кал/м2).

Обычно, уравнение водного баланса составляется для отдельного участка водосбора, участка русла реки, водоема, совместно с прилегающими участками земной поверхности и атмосферы, что позволяет принимать ряд компонентов равными нулю. Также как и уравнение водного баланса, уравнение теплового баланса записывается для различных интервалов времени.

Для участка поверхности и многолетнего периода оно упрощается и имеет вид:

R = Qисп  Qатм  Q-грунт. (3.10)


4. Классификация видов движения воды. Турбулентный и ламинарный режимы движения воды. Число Рейнольдса.

Вода в водных потоках движется под действием силы тяжести. Скорость течения воды зависит от составляющей силы тяжести, параллельной водной поверхности, и силы сопротивления воды, возникающей в результате внутреннего трения между частицами воды и трения между водой и поверхностью дна и берегов. Составляющая силы тяжести зависит от уклона, а сила сопротивления от режима движения жидкости и степени шероховатости русла.

В зависимости от общих условий и характера действующих сил различают безнапорное и напорное движение жидкости.

Безнапорное (свободное) движение характеризуется наличием свободной поверхности уровня воды и совершаются под действие силы тяжести. Такое движение наблюдается в открытых естественных потоках и в работающих неполным сечением трубах.

Напорное движение – движение при котором поток со всех сторон ограничен твердыми стенками, а само движение происходит под действием сил давления, сообщаемых внешним источником. Наблюдается в напорных трубопроводах, полностью заполненном водоносном пласте, перекрытом сверху и снизу водоупорным слоем (артезианские воды), в реки при наличии плотного ледяного покрова.

В зависимости от характера изменения элементов поперечного сечения и гидравлических характеристик по длине потока движение делят на : 1) равномерное; 2) неравномерное.

Равномерным называют движение, при котором элементы потока (глубина, площадь живого сечения, расход, средняя скорость и пр.) при переходе от одного сечения к другому остаются постоянными. Уклоны водной поверхности и уклон дна равны.

Может наблюдаться в каналах с одинаковым поперечным сечением (безнапорное равномерное движение) и напорных трубопроводах (напорное равномерное движение). В естественных водотоках обычно можно принимать движение равномерным только на небольших прямолинейных участках.

Неравномерным движением называется движение, характеристики которого изменяются по длине потока. Оно может быть вызвано: а) изменением живого сечения потока; б) изменением средних скоростей в живых сечениях; в) изменение и того и другого одновременно.

Примеры неравномерного движения:

1)движение воды на участке перед плотиной: по длине потока в направлении движения площадь живого сечения и глубина увеличиваются, скорость убывает;

2) движение воды в сужении или расширении, при выходе воды на пойму, при переходе от плеса к перекату, на участке поворота.

В зависимости от изменения характеристик движения во времени движение делят на: 1) установившиеся; 2) неустановившиеся.

Установившимся движением называется движение, характеристики которого (уровень свободной поверхности, расход и скорость в данном сечении потока) не изменяются во времени. Примеры: движение воды в канале и реке при постоянном уровне, движение воды в напорном трубопроводе при постоянном напоре.

Установившееся движение может быть как равномерным, так и неравномерным.

Неустановившимся движением называется движение, при котором все (или некоторые) гидравлические характеристики изменяются во времени. Примеры неустановившегося движения: 1) волны половодья и паводков; 2) попуски из водохранилищ; 3) истечение жидкости из резервуара при переменном подпоре.

В зависимости от преобладания в суммарной энергии потока кинетической или потенциальной энергии выделяют следующие: 1) спокойное состояние; 2) бурное состояние.

В спокойном состоянии преобладает потенциальная энергия и движение жидкости характеризуется малыми скоростями и большими глубинами. Это состояние характерно для равнинных рек. В бурном состоянии преобладает кинетическая энергия и движение жидкости характеризуется большими скоростями и малыми глубинами. Оно характерно для горных рек, водосбросов ГЭС, оврагов и часто сопровождаются образованием периодически возникающих разрушающихся волн на поверхности потока.

Наряду с видами движения различают и режимы движения жидкости. В механике жидкости выделяют два режима: ламинарный и турбулентный.

Эти режимы были открыты в результате экспериментальных исследований Пуазейля и Дарси (Франция), Хазеном (Германия), Рейнольдса (Великобритания).

При ламинарном (стручатом) движении жидкость движется послойно, сопротивление пропорционально скорости впервой степени.

При турбулентном движении имеет место сильное перемешивание жидкости в различных направлениях, сопротивление пропорционально скорости в квадрате.

Несмотря на кажущуюся упорядоченность ламинарного движения современными исследованиями установлено, что ламинарное является более беспорядочным, а турбулентное движение – значительно более упорядоченно и управляемо. В исследование турбулентного движения, которое является задачей науки XXI века, внесен большой вклад советскими учеными – А.А.Фридманом, А.Н. Колмогоровым и их учениками.

На основании теоретических исследований О.Рейнольдс предложил безразмерное число – число Рейнольдса (Re), представляющее меру отношения кинетической энергии элемента жидкости к работе сил вязкости.

, (3.11)

где v – скорость течения,

l – характерный геометрический размер потока,

 - кинематический коэффициент вязкости (при температуре 15С

 = 110-6 м2/с).

Если фактическое значение Re меньше некоторого критического значения- Reкрит , то режим движения – ламинаарный, если больше – то турбулентный. Для открытых потоков, где в качестве характерного геометрического размера потока обычно берется глубина (h), критическое число Рейнольдса - Reкрит=300-3000 (нижнее и верхнее критические числа). Диапазон между ними переходная зона, где могут наблюдаться как ламинарное. Так и турбулентное движение.

Для естественных открытых водных потоков, за исключением склонового стока на покрытых снегом склонах, характерен только турбулентный режим движения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Оптические иллюзии 8 класс

Автор: Упарь Алексей Петрович

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Источники света. Прямолинейное распространение света.  Оптические иллюзии "
    ["seo_title"] => string(82) "istochniki-svieta-priamolinieinoie-rasprostranieniie-svieta-optichieskiie-illiuzii"
    ["file_id"] => string(6) "205831"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430038873"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "классный час по теме: "Оптические иллюзии" "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-po-tiemie-optichieskiie-illiuzii"
    ["file_id"] => string(6) "106778"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403085276"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства". 6 класс"
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotkaurokaizobrazitielnoghoiskusstvapotiemierisunokosnovaizobrazitielnoghoiskusstva6klass"
    ["file_id"] => string(6) "301944"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457016384"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тематическое  планирование курса "Хочу  всё  знать" для 1,2,3 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "tiematichieskoie-planirovaniie-kursa-khochu-vsio-znat-dlia-1-2-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "228656"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441446134"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Оптические иллюзии"
    ["seo_title"] => string(20) "opticheskie_illiuzii"
    ["file_id"] => string(6) "520114"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1568819765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства