kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Источники света. Прямолинейное распространение света. Оптические иллюзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по технологии творческого развития А.З. Рахимова.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Оборудование:

Источники света (карманный фонарик, свеча, лампочки, спички), видеопроектор, экран, либо интерактивная доска.

Электронный учебник по физике «Кирилл и Мефодий» (раздел «Оптика»).

Презентация (в Power Point) «Оптические иллюзии», выполненная ученицей 11 класса РЛИ Зариповой Э. в ходе исследовательской работы «Геометрические оптические иллюзии в моделировании и дизайне дома».

Демонстрации:

1) Излучение света различными источниками света.

2) Прямолинейное распространение света (фотография).

3) Получение тени и полутени.

4) Анимационные модели солнечного и лунного затмения (КиМ).

5) Презентация (в Power Point) «Оптические иллюзии».

План урока:

  1. Ориентировочно – мотивационный этап
  1. Выравнивание знаний.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Самооценка.
  1. Операционально – исполнительский этап
  1. Решение учебной задачи.

            1.1. Свет как видимое излучение.

            1.2. Естественные и искусственные источники света.

            1.3. Пучок и луч.

            1.4. Закон прямолинейного распространения света.

            1.5. Тень и полутень.

            1.6. Оптические иллюзии.

  1. Самооценка.
  1. Рефлексивно – оценочный этап

Домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Источники света. Прямолинейное распространение света. Оптические иллюзии »

6



Разработка урока по физике

по теме


«Источники света. Прямолинейное распространение света.

Оптические иллюзии».

8 класс.

(Урок по технологии творческого развития).

ГБОУ Республиканский лицей – интернат

Дуванского района РБ

Учитель: Юнусова Айгуль Айратовна


Цели урока:

дидактическая – формировать знания у учащихся о естественных и искусственных источниках света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; учить объяснять природу солнечных и лунных затмений.

психологическая – научить учащихся к содержательному анализу изучаемого материала, выделять явления, которые объясняются законами оптики.

воспитательная – формировать ценностное отношение учеников к труду, к познанию; обратить внимание на значение света, оптических иллюзий в жизни человека, тем самым побудить интерес к предмету; продолжить формирование естественно-научного мировоззрения у учащихся.


Тип урока: урок решения учебной задачи.


Оборудование:

Источники света (карманный фонарик, свеча, лампочки, спички), видеопроектор, экран, либо интерактивная доска.

Электронный учебник по физике «Кирилл и Мефодий» (раздел «Оптика»).

Презентация (в Power Point) «Оптические иллюзии», выполненная ученицей 11 класса РЛИ Зариповой Э. в ходе исследовательской работы «Геометрические оптические иллюзии в моделировании и дизайне дома».


Демонстрации:

1) Излучение света различными источниками света.

2) Прямолинейное распространение света (фотография).

3) Получение тени и полутени.

4) Анимационные модели солнечного и лунного затмения (КиМ).

5) Презентация (в Power Point) «Оптические иллюзии».

План урока:

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

  1. Выравнивание знаний.

  2. Постановка учебной задачи.

  3. Самооценка.

  1. Операционально – исполнительский этап

  1. Решение учебной задачи.

1.1. Свет как видимое излучение.

1.2. Естественные и искусственные источники света.

1.3. Пучок и луч.

1.4. Закон прямолинейного распространения света.

1.5. Тень и полутень.

1.6. Оптические иллюзии.

  1. Самооценка.

  1. Рефлексивно – оценочный этап

Домашнее задание


Содержание урока

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

  1. Выравнивание знаний.

Анализ результатов контрольной работы по теме «Электромагнитные явления», разбор наиболее часто допускаемых ошибок (5-6 мин).

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Мир солнечного света, воспринимаемый нашим органом зрения огромен, разнообразен, неисчерпаем. Удивительное богатство форм предметов, их цветовых тонов, оттенков, уровней яркости, которые мы видим в природе – на Земле, в атмосфере, - созданы Солнцем и глазом человека! Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется прожить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что бы было?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: О солнечном свете.

Учитель: Да, вы правы. Но солнце не единственный источник света. Вы видите на столе свечку, лампочку, спички, карманный фонарик (и т.п.) – все они тоже являются источниками света. Давайте, определим задачу сегодняшнего урока.

Дети: Мы должны изучить свет, узнать, какие источники света бывают.

Учитель: Молодцы, кроме этого вы узнаете, по какому закону распространяется свет, и познакомитесь с некоторыми оптическими иллюзиями. Запишите сегодняшнее число и тему «Источники света. Прямолинейное распространение света. Оптические иллюзии».

– Самооценка.


  1. Операционально – исполнительский этап

  1. Решение учебной задачи.

Задание 1. Изучите §62 и составьте схему:

Источники света.

?

(определение)

?

?


люминесцентные

?

Задание 2. Заполните таблицу, распределяя в ней тела, являющиеся естественными или искусственными источниками света: Солнце, свеча, экран телевизора, звезды, гнилушки, лампы дневного света, молния, газовая горелка, полярные сияния, экран дисплея.

Источники света.

естественные

искусственные

?

?

Ответ:

Солнце, звезды, молния, полярное сияние, светлячки

свеча, экран телевизора, лампа дневного света, электрическая лампа, газовая горелка.

Задание 3. Что общего и в чем различие между излучением, создаваемым чайником с кипятком, и излучением, создаваемым электрической лампой. Излучением, создаваемым нагретым утюгом, и излучением, создаваемым пламенем костра?

Ответ: Все приведенные случаи – это случаи электромагнитного излучения. Различие в спектральном составе. Излучение, создаваемое чайником с кипятком и нагретым утюгом, - виды теплового излучения, невидимого для глаз. Излучения, создаваемые электрической лампой, пламенем костра, - виды теплового и светового излучения.

– Самооценка.

Задание 4. Назовите известные вам действия света на физические тела.

Ответ: тепловое, химическое, фотоэффект.

– Самооценка.

Учитель: Поскольку свет – электромагнитное излучение и ему присущи все свойства электромагнитных волн, то все задачи оптики можно решить на основе волновых представлений. Однако это требует применения весьма громоздкого математического аппарата. Однако при решении задач на построение изображений в зеркалах и линзах и при расчете оптических приборов ученые пользуются геометрическими методами. Эти методы составляют содержание геометрической оптики, которую иначе называют лучевой оптикой. Основными понятиями геометрической оптики являются пучок и луч. Причем эти понятия не одно и то же. Пучок света можно наблюдать, а луч только чертить на бумаге.

Задание 5. Сформулируйте понятие светового пучка и луча.

Ответ:

Световой пучок – это цилиндрический или конический канал, внутри которого распространяется свет.

Луч – геометрическая линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

– Самооценка.

Учитель: На фотографии (приложение) видны отдельные пучки солнечного света. Судя по фотографии, что можно сказать о распространении света?

Задание 6. Сформулируйте закон прямолинейного распространения света.

– Самооценка.

Задание 7. Почему учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы окна были слева?

Ответ: Чтобы тень от ручки не падала на лист, т.е. была справа.

– Самооценка.

Демонстрация образования тени: освещение какого-либо предмета фонариком.

Учитель: Таким образом, чем подтверждается прямолинейность распространения света?

Дети: Образованием тени.

Учитель: Правильно.

Задание 8. Выполнить схему

Источник света

небольшой (или точечный)

большой

тень

тень+полутень

?

(определение)

?

– Самооценка.

Демонстрация анимационной модели солнечного и лунного затмения.

Задание 9. № 1512. Укажите те области (рисунок на с. 175, Лукашик В.И.), в которых наблюдается полное затмение Солнца, частичное затмение, где затмение Солнца не наблюдается.

Ответ: Двойная штриховка – наблюдается тень. Штриховка – полутень. Светлая область – затмения нет.

Учитель: Посмотрите на рисунок и ответьте, правая красная линия или левая длиннее?

Большинство учащихся отвечает, что правая.

Учитель: На самом деле красные линии на рисунке одной длины!

Учитель: Как вы видите, оказывается, наше зрение может нас обманывать. Обманы (иллюзии) окружают нас повсюду и при их помощи можно скрыть внешние недостатки всего нашего окружающего мира. Находят применение им и в медицине, и в дизайне (дома, ландшафта и т. д.), и в моде, а также во многих других областях. На иллюзиях строятся многие фокусы циркачей и иллюзионистов. Вы видели фокус с разделением человека на две части – это наглядный пример обмана зрения.

Дети могут дополнить своими примерами из жизни.

Учитель: Я хочу продемонстрировать вам примеры геометрических оптических иллюзий, которые выполнила ученица 11 класса в ходе исследовательской работы «Геометрические оптические иллюзии в моделировании и дизайне одежды». Если вам интересно, можно прочитать эту работу как дополнительную литературу (Самые интересные моменты данной работы можно продемонстрировать).

Демонстрация презентации «Оптические иллюзии» (В зависимости от оставшегося времени, можно просмотреть выборочно).

Например:

Учитель: Вам, наверное, кажется, что круги движутся. Спешу вас разочаровать, ибо ни один из кругов на самом деле не двигается. В этом легко убедиться, поскольку тот, на который вы смотрите, разумеется, стоит, а когда вы переводите взгляд на "двигающийся", тот тоже встаёт, как вкопанный, а прочие начинают шевелиться.

  1. Рефлексивно – оценочный этап

  1. Какие цели были поставлены на уроке?

  2. Что вы сегодня узнали на уроке?

  3. Какие выводы вы сделали на уроке?

  4. Закрыть записи. Еще раз проговорить вслух и про себя изученные понятия.

  5. Проговорить модели усвоенных знаний.

  6. Что вам понравилось сегодня на уроке? Что не понравилось?

Посоветуйтесь в группах и оцените свои успехи на уроке.

В конце заранее подготовившийся ученик читает стихотворение.

«Аромат Солнца»

(Бальмонт К.)

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы,

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной

И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:

Будет вам!

Не узреть вам райских врат,

Есть у солнца аромат,

Сладко внятный только нам,

Зримый птицам и цветам!

Домашнее задание

1) § 62, Упр. 29 (1,3).

2) Привести примеры источников света.

3) Прочитать дополнительную литературу [1] и исследовательскую работу «Геометрические оптические иллюзии в моделировании и дизайне одежды».

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.

Использованная литература:

  1. Рахимов А.З. Психодидактика. Уфа – Москва. Издательство «Творчество», 2003.

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

  3. Перышкин А.В. Физика. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

  4. Громов С.В. Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

  5. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – М. «Вако», 2004.

  6. Блудов М.И. Беседы по физике. М. «Просвещение», 1985, с. 105-113.

  7. Электронный учебник по физике «Кирилл и Мефодий», раздел «Оптика».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Источники света. Прямолинейное распространение света. Оптические иллюзии

Автор: Юнусова Айгуль Айратовна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства