Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Газовые законы"»
Газовые законы
Цели урока:
образовательная – закрепить основные положения молекулярно-кинетической теории идеального газа; выяснение теоретической зависимости макроскопических параметров и их условий изменения;
Теоретическое подтверждение зависимости макроскопических параметров.
Разработка алгоритма решения графических задач.
Формы и методы работы:фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся, лекция с использованием презентации, решение графических задач.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент – 1 мин.
Постановка цели и задач урока – 2 мин.
Повторение пройденного материала – 10 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Решение задач – 14 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Объяснение домашнего задания – 1 мин.
Этапы урока
Повторение и закрепление основных понятий и формул молекулярно- кинетической теории.
Беседа с учащимися
Какая физическая идеализированная модель используется в МКТ? Дайте характеристику этой модели.
Получите формулу связи давления и средней кинетической энергии молекул газа.
Какая макроскопическая величина характеризует состояние теплового равновесия?
Каковы преимущества абсолютной шкалы температур?
Что такое абсолютный нуль температуры?
Запишите основное уравнение МКТ идеального газа.
Запишите уравнение состояния идеального газа.
Приведите в соответствие вопросы и ответы
Учащиеся получают карточку, где в левой части перечислены основные понятия, названия законов, а в правой – правильные ответы, расположенные беспорядочно. В течение 5 минут требуется записать правильный код ответа, например: 1-3; 2-10 и т.д. (Приложение 1)
Изучение нового материала.
Количественные зависимости между двумя параметрами газа одной и той же массы при неизменном значении третьего параметра называют газовыми законами.
Прошу изучить процессы, в которых масса и один из трех параметров – Р,V или Т остаются неизменными.
Используя презентацию (Приложение 2) учащимся предлагается заполнить таблицу:
Название процесса
Постоянный параметр
Название закона и его математическая запись
График процесса
Формулировка закона
Изотермический
Т=const
Бойля-Мариотта
PV=const
Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется.
После изучения каждого закона проводится фронтальный эксперимент – исследование справедливости закона.
Эксперимент 1: Вставьте воронку в горлышко бутылки и укрепите ее пластилином так, чтобы не проходил воздух. Быстро влейте в воронку полстакана воды. Опустите сквозь воронку в бутылку длинную соломинку и выпустите воздух из бутылки. Теперь вся вода, которая держалась в воронке, выльется в бутылку, заняв место воздуха.
Эксперимент 2: Налейте в плоскую тарелку немного воды. Возьмите стакан, нагрейте воздух внутри стакана с помощью зажженной бумаги и опрокиньте стакан на тарелку. Вода входит в стакан.
Эксперимент 3: Возьмите пробирку и плотно закройте трубкой малого диаметра, в которую налейте небольшое количество подкрашенной жидкости. Опустите пробирку в стакан с теплой водой. Следите за изменением давления по манометрической трубке.
Решение графических задач.
Для решения задач класс делим на 3 группы. Учащимся предлагается с помощью образца (Приложение 3) решить графические задачи, а затем у доски объяснить ход их решения.
Задания для группы №1
На рисунках представлены графики замкнутых циклов. Вычертите диаграммы замкнутых циклов в координатах V, T и P,T
Задания для группы №2
На рисунках представлены графики замкнутых циклов. Вычертите диаграммы замкнутых циклов в координатах P, V и V,T
Задания для группы №3
На рисунках представлены графики замкнутых циклов. Вычертите диаграммы замкнутых циклов в координатах P, V и P,T
Подведение итогов урока.
Используемая литература
Г.Я. Мякишев, А.З.Синяков. Учебник физики “Молекулярная физика. Термодинамика”. Дрофа. 2002.