2 | Введение в тему | | Включаются в обсуждение. | Формулирует тему урока В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела. Движенья нет, сказал мудрец брадатый, Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый, Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. А. С. Пушкин «Движение» Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока. | 1 |
3 | Введение нового материала Определение механического движения. | ЭОР И – типа. №1. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на проблемные вопросы учителя Работают в группах | Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации, ставит проблемные ситуации, задает вопросы Кто из Вас не наблюдал как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т. д. Однако, если спросить, движется ли здание, в котором Вы находитесь, Вы наверняка ответите - нет. И будете не правы! А движется ли сейчас самолет, который летит в небе? Если Вы уверены, что движется - снова заблуждаетесь! Но если скажите - покоится - опять ответ будет неверным. Как же определить, движется тело или нет? Для этого сначала нужно понять, что такое механическое движение. Механическим движением тела называется процесс изменения его положения относительно какого - либо другого тела, выбранного за тело отсчета. ( ЭОР № 1 слайд 2) Учитель предлагает учащимся следующую проблемную ситуацию: мимо окон школы едет автомобиль. По отношению к нам он движется? А по отношению к водителю автомобиля? После ответов учащихся учитель просит объяснить почему одно и тоже тело (автомобиль) одновременно находится и в движении, и в покое. Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел. Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть что угодно: земля, здание, автомобиль, теплоход и т. д. Чтобы судить о том, движется тело (например самолет) или нет, надо сначала выбрать тело отсчета, а затем посмотреть, меняется ли положение рассматриваемого тела относительно выбранного тела отсчета. При этом тело может двигаться относительно одного какого - либо тела отсчета и одновременно с этим не двигаться по отношению к другому телу отсчета. (демонстрация движения: заводного автомобиля, указателей и «пассажира»); Например, (ЭОР № 1 слайд 3) человек, сидящий в поезде движется относительно полотна железной дороги, но находится в покое относительно вагона поезда. Лежачий на Земле камень покоится относительно Земли, но движется (вместе с Землей) относительно Солнца.(Демонстрация: камень на столе). Самолет в небе движется относительно облаков, но покоится относительно сидящего в кресле пилота. Вот почему, не указав тело отсчета, нельзя говорить о том, движется данное тело или нет. (ЭОР № 1 слайд 4) Без указания тела отсчета, любой данный Вами ответ будет лишен смысла. Покоится ли здание, в котором Вы сейчас находитесь? Ответ зависит от выбора тела отсчета. Если телом отсчета является Земля, то да покоится. Но если телом отсчета является проезжающий мимо здания автомобиль - то относительно него здание будет двигаться. Учитель задает наводящие вопросы учащимся для того, чтобы ввести понятие «Траектории»: «Давайте вспомним прогулку на лыжах. Как узнать куда отправился лыжник? Когда легче искать потерявшегося в лесу человека? Летом или зимой?» Перемещаясь из одного места в другое, тело движется по некоторой линии. Линию, по которой движется тело, называют траекторией. Траектории могут иметь самую разнообразную форму. (ЭОР № 1 слайд 5). О форме траектории иногда удается судить по видимому следу, оставляемому движущимся телом. Такие следы иногда оставляют пролетающиеся самолеты или проносящиеся в ночном небе метеоры. Форма траектории (ЭОР № 1 слайд 6) зависит от выбора тела отсчета. Например, относительно Земли траектория движения Луны представляет собой окружность, а относительно Солнца - линию более сложной формы. В дальнейшем движение всех тел (если не оговорено противоположное) мы будем рассматривать относительно Земли. Траектории движения разных тел могут отличаться друг от друга не только формой, но и длиной. (ЭОР № 1 слайды 7,8) Длина траектории, по которой двигалось тело, называется пройденным путем. Когда измеряют путь, пользуются единицей пути. Единицей пути является единица длины - метр (м). На практике используют и другие единицы длины, например: 1 км. = 1000 м., 1 дм. = 0,1 м., 1 см. = 0,01 м., 1 мм. = 0,001 м Историческая справка: За один метр была принята в XVIII веке одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа). Сегодня есть более точное определения 1 метра, но этот разговор будет, когда познакомимся со скоростью света. | 20 |
9 | Домашнее задание | На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание | Записывают в дневник домашнее задание, выбирают дополнительное задание, оформленное учителем заранее на карточки | Задает дифференцированное д/з с учетом особенностей детей На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание Задачи на смекалку1: ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар? Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а)относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса? Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений. Практическое задание: С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите длину пройденного пути. На листке бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения. | 2 |