kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Механическое движение

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~8. Цель  урока: сформировать первоначальные представления учащихся о понятии «механическое движение»
9. Задачи:
- обучающие:
1.  ввести понятие «механическое движение»;
2.сформировать представление о характеристиках механического движения (траектория, путь, перемещение, тело отсчета);
3.сформировать первоначальные представления о принципе относительности движения.
   -  развивающие:

1. развивать мышление, память, монологическую речь учащихся, умение грамотно формулировать ответ путем постановки проблемных                вопросов и решения качественных задач;
2.развивать  умения учащихся применять теоретические знания на практике через решение различных типов физических задач
3.работать над формированием навыков самостоятельной работы
-воспитательные:
1.знакомить учащихся с экспериментальным методом научного познания;
2.формировать понимание первостепенной важности экспериментального метода познания при изучении физики и становлении ее как науки;
3.работать над формированием познавательного интереса учащихся к предмету «физика» путем демонстрации примеров практического применения знаний.

Тип урока: урок введения нового материала.
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, практическая деятельность
11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«механическое движение »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Механическое движение»


ФИО (полностью)

Щукина Наталья Александровна

Место работы

МОУ «Бестужевская общеобразовательная средняя школа»

Адрес: 165250 Архангельская область, Устьянский район, п/о Бестужево, д. Веригинская, д.22

e-mail: [email protected]

Должность

учитель

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Первый урок в теме.

Базовый учебник

А.В. Перышкин


  1. Цель урока: сформировать первоначальные представления учащихся о понятии «механическое движение»

9. Задачи:

- обучающие:

1. ввести понятие «механическое движение»;

2.сформировать представление о характеристиках механического движения (траектория, путь, перемещение, тело отсчета);

3.сформировать первоначальные представления о принципе относительности движения.

- развивающие:


1. развивать мышление, память, монологическую речь учащихся, умение грамотно формулировать ответ путем постановки проблемных вопросов и решения качественных задач;

2.развивать умения учащихся применять теоретические знания на практике через решение различных типов физических задач

3.работать над формированием навыков самостоятельной работы

-воспитательные:

1.знакомить учащихся с экспериментальным методом научного познания;

2.формировать понимание первостепенной важности экспериментального метода познания при изучении физики и становлении ее как науки;

3.работать над формированием познавательного интереса учащихся к предмету «физика» путем демонстрации примеров практического применения знаний.


Тип урока: урок введения нового материала.

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, практическая деятельность

  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

  3. Структура и ход урока

Технологическая карта: урок – введение нового материала

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Время

1

организационный


Приветствуют учителя

Приветствует учащихся

1

2

Введение в тему


Включаются в обсуждение.

Формулирует тему урока

В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А. С. Пушкин «Движение»

Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока.

1

3

Введение нового материала

Определение механического движения.







ЭОР И – типа. №1.
















Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на проблемные вопросы учителя



Работают в группах






Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации, ставит проблемные ситуации, задает вопросы


Кто из Вас не наблюдал как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т. д. Однако, если спросить, движется ли здание, в котором Вы находитесь, Вы наверняка ответите - нет. И будете не правы! А движется ли сейчас самолет, который летит в небе? Если Вы уверены, что движется - снова заблуждаетесь! Но если скажите - покоится - опять ответ будет неверным. Как же определить, движется тело или нет? Для этого сначала нужно понять, что такое механическое движение.

Механическим движением тела называется процесс изменения его положения относительно какого - либо другого тела, выбранного за тело отсчета. ( ЭОР № 1 слайд 2)

Учитель предлагает учащимся следующую проблемную ситуацию: мимо окон школы едет автомобиль. По отношению к нам он движется? А по отношению к водителю автомобиля? После ответов учащихся учитель просит объяснить почему одно и тоже тело (автомобиль) одновременно находится и в движении, и в покое.

Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел. Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть что угодно: земля, здание, автомобиль, теплоход и т. д.

Чтобы судить о том, движется тело (например самолет) или нет, надо сначала выбрать тело отсчета, а затем посмотреть, меняется ли положение рассматриваемого тела относительно выбранного тела отсчета. При этом тело может двигаться относительно одного какого - либо тела отсчета и одновременно с этим не двигаться по отношению к другому телу отсчета. (демонстрация движения: заводного автомобиля, указателей и «пассажира»);

Например, (ЭОР № 1 слайд 3) человек, сидящий в поезде движется относительно полотна железной дороги, но находится в покое относительно вагона поезда. Лежачий на Земле камень покоится относительно Земли, но движется (вместе с Землей) относительно Солнца.(Демонстрация: камень на столе). Самолет в небе движется относительно облаков, но покоится относительно сидящего в кресле пилота.

Вот почему, не указав тело отсчета, нельзя говорить о том, движется данное тело или нет. (ЭОР № 1 слайд 4) Без указания тела отсчета, любой данный Вами ответ будет лишен смысла. Покоится ли здание, в котором Вы сейчас находитесь? Ответ зависит от выбора тела отсчета. Если телом отсчета является Земля, то да покоится. Но если телом отсчета является проезжающий мимо здания автомобиль - то относительно него здание будет двигаться.

Учитель задает наводящие вопросы учащимся для того, чтобы ввести понятие «Траектории»: «Давайте вспомним прогулку на лыжах. Как узнать куда отправился лыжник? Когда легче искать потерявшегося в лесу человека? Летом или зимой?»

Перемещаясь из одного места в другое, тело движется по некоторой линии. Линию, по которой движется тело, называют траекторией. Траектории могут иметь самую разнообразную форму. (ЭОР № 1 слайд 5). О форме траектории иногда удается судить по видимому следу, оставляемому движущимся телом. Такие следы иногда оставляют пролетающиеся самолеты или проносящиеся в ночном небе метеоры.

Форма траектории (ЭОР № 1 слайд 6) зависит от выбора тела отсчета. Например, относительно Земли траектория движения Луны представляет собой окружность, а относительно Солнца - линию более сложной формы. В дальнейшем движение всех тел (если не оговорено противоположное) мы будем рассматривать относительно Земли. Траектории движения разных тел могут отличаться друг от друга не только формой, но и длиной. (ЭОР № 1 слайды 7,8)

Длина траектории, по которой двигалось тело, называется пройденным путем. Когда измеряют путь, пользуются единицей пути. Единицей пути является единица длины - метр (м). На практике используют и другие единицы длины, например:

1 км. = 1000 м., 1 дм. = 0,1 м., 1 см. = 0,01 м., 1 мм. = 0,001 м

Историческая справка:

За один метр была принята в XVIII веке одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа). Сегодня есть более точное определения 1 метра, но этот разговор будет, когда познакомимся со скоростью света.



20

4

Практическая работа


Практическая работа (физкультминутка). Задание: «Изобразить различные виды траекторий и измерить их длину». (Для этого вам нужно встать с мест, объединиться в группы, изобразить траекторию и измерить ее длину)


Учитель наблюдает за действиями ребят, помогает по мере необходимости

3

5

Изучение нового материала (продолжение)


Предполагаемый вид схемы:

Виды движения

Неравномерное

Равномерное



Определение…

Определение…



Примеры:

Примеры:



После заполнения схемы два ученика выходят к доске и демонстрируют результаты своей работы.


Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать параграф № 14 учебника, в тетрадях сделать конспект в виде схемы «Виды движения».


2

6

Первичное закрепление материала


Решают задачи

Учитель предлагает качественные физические задачи:

  1. относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля?

  2. опишите траекторию движения: человека на эскалаторе метро; лыжника, прыгающего с трамплина; гири часов; иглы швейной машины; стрелки башенных часов.

  3. укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста: движение плота по реке; скоростной бег конькобежца.

  4. самолет взлетает с движущегося авианосца. Одинакова ли скорость самолета относительно авианосца и моря?

  5. начертите траекторию какой-либо точки на ободе колеса движущегося велосипеда относительно велосипедиста; относительно поверхности Земли.


3

7

Проверка знаний учащихся


1 группа.

ЭОР И –типа (последний слайд). №1.


2 группа

ЭОР К – типа.

№ 2.


3 группа

ЭОР К – типа.

№ 3.

Знакомятся с заданием и выполняют тестовое задание с последующей проверкой


Каждый учащийся для себя определяет уровень контроля и выбирает соответствующий тест.

1 уровень: (ЭОР № 1, слайд № В)

2 уровень: (ЭОР № 2)

3 уровень: (ЭОР № 3)


Определяет ЭОР К-типа,

(определяет их индивидуально для каждого учащегося (различные возможные варианты))








1

8

Выполнение заданий учащимися


Выполняют задание

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

9

9

Домашнее задание

На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание

Записывают в дневник домашнее задание, выбирают дополнительное задание, оформленное учителем заранее на карточки

Задает дифференцированное д/з с учетом особенностей детей


На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание


Задачи на смекалку1:

  1. ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?

  2. Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а)относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?

  3. Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.


Практическое задание:

С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите длину пройденного пути. На листке бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.


2

10

Подведение итогов урока

Рефлексия.

Выводы по уроку

Фиксируют выводы

Формулирует выводы

3




ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Механическое движение

И- тип

Интерактивная лекция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b56-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf

2

Подборка вопросов и заданий «Механическое движение и его относительность»

К- тип

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5eb872ba-e2f8-4c37-b938-a692297f6f19/7_36.swf

3

Тестовая работа «Движение»

К- тип

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0440a546-be1c-4e3c-b940-b5d3cc230242/31.swf



1 Текст задач и практическое задание заранее приготовлен учителем на индивидуальных карточках.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
механическое движение

Автор: Щукина Наталья Александровна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Расчет механического движения "
    ["seo_title"] => string(39) "raschiet-miekhanichieskogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116290"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412403375"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План конспект урока по физике  "Механическое движение""
    ["seo_title"] => string(61) "plan-konspiekt-uroka-po-fizikie-miekhanichieskoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "320690"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461134506"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме "Решение задач по теме "Механическое движение. Плотность,""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_reshenie_zadach_po_teme_mekhanicheskoe_dvizhenie_plotnost"
    ["file_id"] => string(6) "596572"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640796612"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Механическое движение"
    ["seo_title"] => string(26) "mekhanicheskoe_dvizhenie_1"
    ["file_id"] => string(6) "505322"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553928670"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Самостоятельная работа "Механическое движение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "samostoiatiel-naia-rabota-miekhanichieskoie-dvizhieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122570"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414280308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1360 руб.
2090 руб.
1510 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства