kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно-обобщающий урок по теме "Механические колебания" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обобщения и повторения материала по теме "Механические колебания"в 9 классе. Разработка содержит ккраткий конспект урока, презентацию  и рабочую карту.

Цели урока:

  • Повторить, обобщить и оценить знания учащихся по теме «Механические колебания и волны. Звук».
  • проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике: планировать эксперимент, составлять краткий отчет, делать выводы о проделанной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока.»

Механические колебания.

Физика 9 класс.

Эпиграф к уроку

«Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На нитке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.»

(«Утро». Н. А. Заболоцкий)


Тема урока: Обобщение по теме «Механические колебания».

Цели урока:

Повторить, обобщить и оценить знания учащихся по теме «Механические колебания».

Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике: планировать эксперимент, составлять краткий отчет, делать выводы о проделанной работе.

 Задачи урока:

Активизировать и систематизировать знания учащихся о колебательных процессах.

Создавать на уроке проблемную ситуацию, находить способы ее решения; ситуацию занимательности, познавательной новизны, поддерживать работоспособность учащихся, учитывая уровень подготовки.

Способствовать развитию познавательной активности; учебно-интеллектуальных умений; формировать навыки самоконтроля и самооценки;

Формировать интерес к физическим явлениям, происходящим вокруг и уметь применять знания, полученные на уроке, в повседневной жизни.

Оборудование:

1) мультимедиапроектор

У учеников на парте (на каждого):

1) рабочая карта урока

На экране

Презентация к уроку.

Ход урока.

1) Организационный момент.

Добрый день, ребята!

Рада видеть вас и очень надеюсь на взаимопонимание, сотрудничество и продуктивность нашего урока! Мы с вами завершили изучение большого раздела физики «Механические колебания и волны, звук». Сегодня у нас последний урок по этой теме, повторительно-обобщающий.

2) Вступление. (мотивационный момент)

Когда-то вы узнали, что такое колебания и волны, впервые закричав, появившись на свет.

Что запало в душу за эти годы?

Рассветы, закаты, пламя свечи, удар грома или блеск молнии?

А может быть великолепная музыка и краски? А кого-то задела и насторожила кардиограмма сердца вашего самого близкого человека?

И вновь мы говорим о том, что колебания повсюду.

«Неисчерпаемое в привычном».

Итак, на уроке мы будем говорить о механических колебаниях. Вспомним основные понятия, величины, формулы их связывающие. Постараемся применить при решении задач. (запись темы урока в тетради)

Устный опрос:

  • Какие физические величины характеризуют колебательное движение

  • Что называют периодом колебаний?

  • Что называют частотой колебаний?

  • Что такое амплитуда колебаний?

  • Как называются тела(на столе), которые совершают механические колебания?

  • Зная параметры этих колебательных систем , как найти их период и частоту колебаний

  • Какие колебания называются свободными?


У вас у каждого имеется рабочая карта. Возьмите ее, пожалуйста. На этой карте вы видите все этапы урока, их продолжительность и способ оценки (самооценка, взаимооценка). Запишите свою фамилию и имя.

4) Тест.

Итак, проведем тест. С помощью него оцените, на сколько хорошо вы знаете основные понятия, величины, характеризующие механические колебания.

Возьмите, пожалуйста, карту с тестом. Вы видите, что он состоит из пяти вопросов. Свою работу будете оценивать сами.

Пять плюсов – «5».

Четыре плюса – «4».

Три плюса – «3».

И запишите эту оценку в карту урока.

На эту работу 3 минуты.

Тест.

1. Механические колебания – это…

1) движение, при котором траектория движения тела повторяется через одинаковые промежутки времени

2) вид равномерного механического движения, которое повторяется.

2. Период колебаний – это

1) время колебаний

2) промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание.

3. Амплитуда колебаний – это…

1) наибольшее (по модулю) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия

2) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

4. Частота колебаний – это…

1) число полных колебаний

2) число колебаний в единицу времени.

5. Какой пример колебательного движения приведен ошибочно?

1) Покачивание веток деревьев на ветру.

2) Взлет ракеты.

Правильные ответы на слайде. Меняемся тетрадями и проверяем тест (взаимопроверка).

Кто справился на «5» (молодцы), «4», «3» (в чем была ошибка).

В рабочую карту поставьте оценку.

5) Этап «Формулы».

Обратите, пожалуйста, внимание на рабочую карту. Какой следующий этап? (ответы)

Итак, формулы.

Перед вами набор карточек с обозначением физических величин. Необходимо, чтобы вы правильно выбрали физическую величину и правильно составили формулу по теме. Каждый работает индивидуально. На этом этапе вы оцениваете друг друга. (взаимопроверка)

Шесть формул – «5».

Пять формул – «4».

Три формулы – «3».

T=; T=; ν=; ν=; T = 2

T = 2


Запись формул в тетрадь.

На это три минуты.

Меняемся тетрадями, проверяем формулы (по слайду на экране). Оцениваем работу и ставим оценку в рабочую карту.

6) Решение задач.

Обращаемся к рабочей карте.

Следующий этап.

Задачи разделим на экспериментальную и графическую.

№1 Экспериментальная задача.

Вашему вниманию на экране представлен нитяной маятник. Необходимо определить его период, если число колебаний равно 5.

Ваши действия? (ответы детей)

Какой из формул будем пользоваться?

Запись в тетради решения задачи.

Взаимопроверка (решение задачи на слайде) и выставление оценки в рабочую карту.

№2 Графическая задача (на экране).

Внимательно прочитайте содержание задачи. Эту задачу решаете самостоятельно.

У кого будут затруднения, поднимите руку, я подойду.

Взаимопроверка работы (ответы на слайде).

Выставление оценки в рабочую карту урока.

Оценка: нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3».

У кого «5», «4», «3»?

7) Домашнее задание.

§30, привести собственные примеры резонанса из жизни, записать в тетради.

8) Подведение итогов урока.

Посмотрите на свои рабочие карты. Что мы сегодня сделали на уроке?

А сейчас подведем итоги урока. Возьмите, пожалуйста, лист с изображением круга.

Радиусы этого круга называются так же, как и этапы на рабочей карте.

Перенесите ваши оценки на круг следующим образом…(показываю).

Соедините эти точки и заштрихуйте треугольник (показываю).

Чем больше треугольник получился у вас, тем продуктивнее вы были на уроке.

Урок окончен






























  1. На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле? 2. Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха. 3. Верите ли вы, что источником звука являются колебания? 4. Верите ли вы, что период колебания математического маятника зависит от амплитуды колебания? 5. Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? 6. Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сняв скафандры? 7. Верите ли вы, что голосовые связки человека поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека поющего тенором? 8. Снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела. Может ли такое быть?

.— Звуковые волны являются продольными волнами. Для создания звука необходим источник. Примером источника звука может быть камертон.

(Демонстрация звучания камертона при ударе резиновым молоточком).


Источники звука бывают двух видов: искусственные и естественные, найдите их в загадках:


 Пролетая мимо уха,

Он жужжит мне:

«Я не муха». (Жук). 


Голос тонок.

Нос долог.

Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар).

Маленькая певунья в лесу живет.

Перышки чистит, голосисто поет. (Птичка). 


Ходит взад и вперед,

Никогда не устает.

Всем кто придет,

Она руку подает. (Дверь).

Два братца в одно донце стучатся.

Но не просто бьют- вместе песню поют. (Барабан).

Аппарат небольшой, но удивительный такой.

Если друг мой далеко, говорить мне с ним легко. (Телефон).


У.— Необходимым условием распространения звуковых волн является наличие материальной среды. Звук распространяется во всех упругих телах — твердых, жидких, газообразных, но не может распространяться в безвоздушном пространстве. Издавна было замечено, что скорость звука различна в разных средах. В сказках Иванушка-дурачок прикладывал ухо к земле, чтобы услышать, не гонится ли за ним погоня.































































  • Какие физические величины характеризуют колебательное движение

  • Что называют периодом колебаний?

  • Что называют частотой колебаний?

  • Что такое амплитуда колебаний?

  • Как называются тела(на столе), которые совершают механические колебания?

  • Зная параметры этих колебательных систем , как найти их период и частоту колебаний? Ученик на доске записывает формулы для пружинного и математического маятников.

  • Какие колебания называются свободными?

  • Что называется механической волной?

  • Какая волна называется продольной?

  • Какая волна называется поперечной?

  • Какие физические величины характеризуют волну?

  • Что называют длиной волны?

  • Что называется скоростью волны?

  • Как они связаны между собой?

  • Какая волна называется звуковой?

  • Как и в каких средах распространяется звуковая волна?

  • Что такое эхо?

  • Почему математический маятник, который колеблется, являясь источником волн, не вызывает у нас звуковые ощущения?

  • Какие волны называются инфразвуком и ультразвуком?

  • Какие величины характеризуют звук?

  • Я предлагаю прослушать запись с магнитофона, внимательно прослушайте и найдите физические ошибки в рассказе.

«Одна моя знакомая рассказала такую историю. В своей школе она посещает кружок «Юные физики». Там они конструируют различные физические поделки, проводят всевозможные эксперименты. И о таких экспериментах она рассказала мне следующее. На одном из занятий было у них задание: сделать математический маятник. Знакомая нашла металлическую цепочку, прикрепила к ней бусинку и, таким образом, получила необходимый прибор. Этот маятник за 10с совершал 10 колебаний. Период колебаний оказался равен 5с, а частота 0,2Гц. Затем, уменьшая длину цепочки, она наблюдала увеличение периода и уменьшение частоты колебаний.

Но больше всего меня поразило следующее. Они сделали установку, которая имитирует притяжение на Луне, т.е. силу тяжести уменьшили в 6 раз, оказалось, что тот же маятник в этих условиях стал колебаться с еще большей частотой и его период уменьшился.

В другой раз они ходили в оперный театр. После концерта у них состоялась встреча с артистами. Ученики попросили одного певца, который исполнял арию басом, исполнить это же произведение, но на тон выше. Исполнителю пришлось заставить свои голосовые связки совершать колебания с еще более низкой частотой. Таким образом, они наслаждались звуком высокого тона.

Однако, будучи ее ровесницей и изучая тот же материал по физике, я сомневаюсь в ее рассказе. Может я не права?»

Для ребят открываю обратную сторону другой доски, где кратко законспектировала основные моменты:

Металлическая цепочка и бусинка

t=10с, n=10, T=5с, ν=0,2Гц

L- уменьшается, Т- увеличивается, ν – уменьшается

ускорение свободного падения уменьшается в 6 раз, ν- увеличивается, Т- уменьшается

Высокий тон характеризуется малой частотой.

Обсуждаем все ошибки ( их 5), которые встречаются в этом рассказе. Делаем вывод: эта ученица очень плохо занимается по физике, и по всей вероятности не посещает вышеуказанный кружок.




Просмотр содержимого документа
«рабочая карта урока»

Рабочая карта урока «Механические колебания и волны»

Фамилия, имя

Критерии оценок.

Задача Тест Формулы

нет ошибок – «5» пять плюсов – «5» четыре формулы –«5»

одна ошибка – «4» четыре плюса – «4» три формулы – «4»

две ошибки – «3» три плюса – «3» две формулы – «3»


Название задания

Оценка

Тест


Формулы


Задачи

  1. Экспериментальная


  1. Графическая


  1. Расчетная



Круг активности.

Чем больше треугольник у вас получился, тем продуктивнее вы работали на уроке










Рабочая карта урока «Механические колебания и волны»

Фамилия, имя


Критерии оценок.

Задача Тест Формулы

нет ошибок – «5» пять плюсов – «5» четыре формулы –«5»

одна ошибка – «4» четыре плюса – «4» три формулы – «4»

две ошибки – «3» три плюса – «3» две формулы – «3»


Название задания

Оценка

Тест


Формулы


Задачи

  1. Экспериментальная


  1. Графическая


  1. Расчетная



Круг активности.

Чем больше треугольник у вас получился, тем продуктивнее вы работали на уроке










Рабочая карта урока «Механические колебания и волны»

Фамилия, имя

Критерии оценок.

Задача Тест Формулы

нет ошибок – «5» пять плюсов – «5» четыре формулы – «5»

одна ошибка – «4» четыре плюса – «4» три формулы – «4»

две ошибки – «3» три плюса – «3» две формулы – «3»


Название задания

Оценка

Тест


Формулы


Задачи

  1. Экспериментальная


  1. Графическая


  1. Расчетная



Круг активности.

Чем больше треугольник у вас получился, тем продуктивнее вы работали на уроке









Рабочая карта урока «Механические колебания и волны»

Фамилия, имя

Критерии оценок.

Задача Тест Формулы

нет ошибок – «5» пять плюсов – «5» четыре формулы – «5»

одна ошибка – «4» четыре плюса – «4» три формулы – «4»

две ошибки – «3» три плюса – «3» две формулы – «3»


Название задания

Оценка

Тест


Формулы


Задачи

  1. Экспериментальная


  1. Графическая


  1. Расчетная



Круг активности.

Чем больше треугольник у вас получился, тем продуктивнее вы работали на уроке







Просмотр содержимого презентации
«колебания и волны повторительно-обобщающий урок»

«Рожденный пустыней, Колеблется звук, Колеблется синий На нитке паук. Колеблется воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звездах Колеблется лист.»  («Утро». Н. А. Заболоцкий) 9 класс Механические колебания и волны Урок повторения  и подготовки к контрольной работе. Коротаева Марина Александровна Учитель физики МАОУ СОШ № 21 г. Кунгура Пермского края

«Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На нитке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.»

(«Утро». Н. А. Заболоцкий)

9 класс

Механические колебания и волны

Урок повторения

и подготовки к контрольной работе.

Коротаева Марина Александровна

Учитель физики МАОУ СОШ № 21

г. Кунгура Пермского края

Цели урока: Повторить, обобщить и оценить знания учащихся по теме «Механические колебания». Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике: планировать эксперимент, составлять краткий отчет, делать выводы о проделанной работе.   Задачи урока: Активизировать и систематизировать знания учащихся о колебательных процессах. Создавать на уроке проблемную ситуацию, находить способы ее решения; ситуацию занимательности, познавательной новизны, поддерживать работоспособность учащихся, учитывая уровень подготовки.  

Цели урока:

  • Повторить, обобщить и оценить знания учащихся по теме «Механические колебания».
  • Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике: планировать эксперимент, составлять краткий отчет, делать выводы о проделанной работе.

 

Задачи урока:

  • Активизировать и систематизировать знания учащихся о колебательных процессах.
  • Создавать на уроке проблемную ситуацию, находить способы ее решения; ситуацию занимательности, познавательной новизны, поддерживать работоспособность учащихся, учитывая уровень подготовки.

 

Тест. 1. Механические колебания – это… а) движение, при котором траектория движения тела повторяется через одинаковые промежутки времени б) вид равномерного механического движения, которое повторяется. 2.  Период колебаний – это а) время колебаний б) промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание. 3.  Амплитуда колебаний – это… а) наибольшее (по модулю) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия б) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия. 4.  Частота колебаний – это… а) число полных колебаний б) число колебаний в единицу времени. 5. Какой пример колебательного движения приведен ошибочно? а) Покачивание веток деревьев на ветру. б) Взлет ракеты.

Тест.

1. Механические колебания – это…

а) движение, при котором траектория движения тела повторяется через одинаковые промежутки времени

б) вид равномерного механического движения, которое повторяется.

2. Период колебаний – это

а) время колебаний

б) промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание.

3. Амплитуда колебаний – это…

а) наибольшее (по модулю) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия

б) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

4. Частота колебаний – это…

а) число полных колебаний

б) число колебаний в единицу времени.

5. Какой пример колебательного движения приведен ошибочно?

а) Покачивание веток деревьев на ветру.

б) Взлет ракеты.

Ответы к тесту 1.  а) 2. б) 3. а) 4. б) 5. б)

Ответы к тесту

1. а)

2. б)

3. а)

4. б)

5. б)

Составить формулу, используя данные обозначения физических величин m t Т g N       k

Составить формулу, используя данные обозначения физических величин

m

t

Т

g

N

 

 

k

формулы T =    =   T = 2   T =      T = 2  

формулы

T =

 

=

 

T = 2

 

T =

 

 

T = 2

 

Экспериментальная задача Дано:   N = 5 t = с Найти: Т; Решение :   Т= ;  =

Экспериментальная задача

Дано:

 

N = 5

t = с

Найти: Т;

Решение :

 

Т= ;

=

Графическая задача По графику колебания определить амплитуду,  период и частоту колебания

Графическая задача

По графику колебания определить амплитуду,

период и частоту колебания

Проверьте решение Амплитуда: А = 0.1 м Период: Т = 4 с Частота: = 0,25 Гц  

Проверьте решение

Амплитуда: А = 0.1 м

Период: Т = 4 с

Частота: = 0,25 Гц

 

Расчетная задача Найти период колебаний груза на пружине жесткостью 20 н/м,  если масса груза 800г.

Расчетная задача

Найти период колебаний груза

на пружине жесткостью 20 н/м,

если масса груза 800г.

Решение  Дано: Решение:  K = 20 н/м  m = 800г = 0,8 кг T = 2   T = 2 = 1,256   Найти: Т = ? Ответ: Т = 1,256    

Решение

Дано:

Решение:

K = 20 н/м

m = 800г = 0,8 кг

T = 2

 

T = 2 = 1,256

 

Найти: Т = ?

Ответ: Т = 1,256

 

Круг успешности

Круг успешности

  • Устные ответы
  • Тест
  • Формулы
  • Задачи
Спасибо за работу! Домашнее задание: § 30 повторить,  выучить формулы, привести примеры резонанса и записать в тетрадь.

Спасибо за работу!

Домашнее задание:

§ 30 повторить,

выучить формулы, привести примеры резонанса и записать в тетрадь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
повторительно-обобщающий урок по теме "Механические колебания" 9 класс

Автор: Коротаева Марина Александровна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства