Целеполагание | Учитель: Ребята, мы с вами изучили тему «Масса тела и плотность вещества» и сегодня у нас обобщающий урок, а значит давайте поставим цели к нашему уроку. Итак, запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока. | Учащиеся формулируют цели урока. Получают оценочные листы |
Актуализация и обобщение знаний Разминка – реши кроссворд. «Сделай сам». Узнавайка. Эврика! Каждый за себя» | Учитель читает задания, а ученики коллективно находят правильное решение. 1.Физическая величина, измеряемая в метрах.(путь) 2.Мера инертности тела.(масса) 3.Физическая величина, равная отношению массы вещества к занимаемому им объёму.(плотность) 4.Любое специальное слово или сочетание слов.(термин) 5.Смесь газов, жизненно необходимая человеку.(воздух) 6.Самое распространенное вещество на Земле.(вода) 7.Ученый, который ввел в русский язык слово «физика». (Ломоносов) Ученик первым давший правильный ответ получает 1 балл. Ключевое слово: УСПЕХОВ – с этим напутствием ученики переходят к следующему заданию. Каждая группа выполняет своё практическое задание и докладывает о результатах. Определить объём бруска Определить объём жидкости в мензурке Определить цену деления двух различных мензурок Определить массу тела Правильное выполнение -1балл, объяснение результатов - 1 балл. Каждой группе выдаются карточки с формулами, где пропущены величины или арифметические знаки и обобщающие таблицы. Необходимо заполнить все недостающие символы и клетки. m = V?ρ | V = m/ ? | ρ = ? / V | ρ = ? / V | ? = m / ρ | m =? · ρ | ? = υ ? t | υ =? ?t | Название физической величины | Буквенное обозначение | В каких единицах измеряется в системе СИ | По какой формуле рассчитывается | масса | | | | | | м3 | | | ρ | | | За верное заполнение карточки – 2 балла, на 50 и процентов – 1 балл; За верное заполнение сводной таблицы – 3 балла. Представитель команды должен решить задачу по теме. Если у него возникают затруднения, то его может заменить другой игрок из группы. Выбирать задачу можно, бросая кубик или вытягивая жребий. Для этого задания желательно выбирать несложные задачи, направленные прежде всего, на понимание материала. Например, В один из измерительных цилиндров налит керосин, а в другой – вода. Массы жидкостей одинаковы. Высота столба жидкости в одном цилиндре в 1,5 раза больше, чем в другом. Какая жидкость находится в том цилиндре, где высота столба больше? На одной чашке весов стоит брусок из свинца, а на другой – из олова. Перевешивает брусок меньшего объема. На какой чашке находится брусок из олова? Масса детали 25,5 г, а её объем равен 3 см3. Из какого материала может быть изготовлена эта деталь? Плотность меди 8900 кг/м3. Что означает это утверждение? За каждую качественную задачу - 1 балл за правильный ответ и 1 балл за объяснение. За каждую расчетную задачу - 1 балл за верный ответ и 1балл за правильное оформление. Учащиеся самостоятельно выполняют тест. Раздается несколько разных вариантов. | Ученики коллективно находят правильное решение и отгадывают ключевое слово. Работают в группах, парах. Представляют результаты. Работают в группах. Представляют результаты. Ведут записи в тетрадях. Индивидуальная работа и работа в парах. Выполняют тест в тетрадях и проводят взаимопроверку. |
| ТЕСТ Вариант 1 За единицу массы в Международной системе единиц принят(-а) а) мг б) г в) т г) кг Чтобы найти плотность вещества, надо а) объем тела разделить на его массу б) массу тела умножить на его объем в) массу тела разделить на его объем г) объем тела умножить на его массу Формула для вычисления плотности вещества имеет вид а) ρ = V / m б) ρ = m * V в) ρ = m / V г)m = ρ V Что имеет большую массу при одинаковом объеме, равном 2 м3: свинец (ρ = 11,3 г/см3) или медь (ρ = 8,9 г/см3)? а) свинец б) медь в) массы одинаковы В одном кубическом метре содержится а) 1 000 000 см3 б) 100 см3 в) 1 000 см3 В каком состоянии плотность воды наибольшая а) в жидком б) в твердом в) в газообразном Какой объем имеет керосин массой 4 кг, если его плотность равна 800 кг/м3? а) 0,005 м3 б) 0,0005 м3 в) 0, 05 м3 г) 200 м3 ТЕСТ Вариант 2 Масса тела – это физическая величина, которая характеризует а) вес тела б) размеры тела в) инертность тела Плотность тела – это физическая величина, которая равна а) отношению массы тела к его объему б) произведению массы тела на его объем в) отношению объема тела к его массе Какой буквой обозначается плотность вещества? а) m б) V в) t г) ρ Плотность чугуна равна 7 г/см3, что составляет а) 0,07 г/см3 б) 7000 кг/м3 в) 700 кг/м3 г) 70 кг/м3 Масса железного бруска объемом 0,002 м3 равна 15,6 кг. Плотность железа равна а) 78 кг/м3 б) 7800 кг/м3 в) 780 кг/м3 Плотность ртути равна 13600 кг/м3. Это означает, что ртуть а) массой 1 кг имеет объем 13 600 м3 б) объемом 1 м3 имеет массу13 600 кг в) объемом 1 м3 имеет вес13 600 кг Что имеет меньшую массу при одинаковом объеме, равном 2 м3, мрамор плотностью 2700 кг/м3 или кирпич плотностью 1800 кг/м3? а) массы одинаковы б) мрамор в) кирпич | Шифр для самопроверки № | В 1 | В 2 | 1 | г | в | 2 | в | а | 3 | в | г | 4 | а | б | 5 | а | б | 6 | а | б | 7 | а | в | |
Рефлексия | Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги урока, проанализировав свою работу. Что на уроке вы для себя сегодня усвоили? Для чего мы повторяли ранее пройденный на уроках материал? Понравился ли вам урок? Сегодня на уроке каждый из вас проявил себя по разному и получит оценку, которая сложится из всех баллов, заработанных на уроке. Подсчитайте свои баллы: «5» - более 16 баллов «4» - 11-14 баллов «3» - 7 - 10 баллов | Подсчитывают свои баллы и переводят их в оценку, сдают оценочные листы. |