19.10.15 Предмет физика Класс 7 |
Учитель: Несмиянова О. В. |
Урок № 14.5 |
Тема занятия: | Масса и плотность вещества. |
Ссылки: | Учебник физики учебник за 7 класс Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д. Казахбаева «Физика и астрономия», Алматы, «Атамұра»,2012г |
Цель: Задачи: | Введение понятия инертности и массы, плотности. Формирование умения определять данные характеристики тела, развитие умения чётко формулировать свои мысли, вести диалог с учителем и учеником. |
Языковые цели: | Учащиеся умеют вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении связи массы тела и инертности, аргументировать свою позицию. |
Результаты обучения: | Знают понятие физических величин – масса и плотность, могут давать их определение. Знают связь массы и инертности, понятие плотности и формулу для её нахождения, соотношение единиц массы и плотности, методы измерения массы. Умеют решать задачи на нахождение плотности, пользоваться таблицей плотностей. |
Ключевые идеи: | связь массы и инертности, плотность |
Время | Модули , стратегии и формы работы | Ресурсы | Содержание урока |
Деятельность учителя: что я буду делать? | Деятельность учащихся | Дифференциация | Оценивание |
2 мин | 1м: Новые подходы в преподавании и обучении (установление межличностного контакта) Психологический настрой | Презентация | I.Введение Организационный момент. Психологический настрой. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Учащиеся готовятся к работе на занятии. Учащиеся поворачиваются друг к другу и желают хорошего рабочего настроения. | Весь класс | Формативное оценивание психологического настроя на урок всего класса в целом и отдельных учеников. |
7 мин | 1м: Новые подходы в преподавании и обучении: ПР, индивидуальная работа, формулируют тему и цель урока 3м: Оценивание для обучения и оценивание обучения. | Дидактический материал, картинки | II. Презентация проверка домашнего задания: В чем отличия тел, изображенных на рисунках? Чем обладают все эти тела? 100 гр
35 кг 0,05 гр
5.9742 × 1024 кг
Слова, характеризующие расстояние между молекулами в твердом, жидком и газообразном состоянии. | Заполнение обобщающей таблицы. Таблица №1. Учащиеся формулируют тему и цель урока. | Весь класс | Учащиеся взаимооценивают друг друга. Критерии оценивания: правильно заполненно агрегатное состояние одного вещества – «3», двух – «4», трех «5» |
20 мин | 1м: Новые подходы в преподавании и обучении: ПР,диалоговое обученик, выдвижение гипотез 2 м: ОКМ (ЗХУ) 5 м: ОТиО (разноуровневые задания) 6 м: ПиОвСсВОУ – подбор материала 7м: УиЛвО | Физическое оборудование, физические тела | III. Основная часть Демонстрация учителем: взаимодействие шариков. А теперь понаблюдаем за красным шариком, который катится с желоба. Ваши ассоциации со словом инертность. Обозначение массы – m. Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20 Что мы получили? Отношение массы к объему остается постоянной для данного тела. В нашем случае для дерева. Полученное число в физике называют плотностью вещества. Учащиеся заполняют таблицу ЗХУ (беседа с учителем по заполнению таблицы, У заполняется после обсуждения) Разобрать решения задачи Объем этого камня 480 м 3 , плотность гранита 2500 кг/м Определите массу этого камня. Отдельно можно предложить некоторым ученикам задачи повышенной трудности. | Учащиеся делают вывод из эксперимента: если на тело (зеленый шарик) действует другое тело (красный шарик), то оно изменяет свою скорость. Говорят, что первое тело подействовало на второе. Красный шарик тоже изменил свою скорость. Говорят, что второе тело действует на первое. ИНЕРТНОСТЬ Чем больше масса тела, тем оно более инертно. Запись в тетрадь: Действие тел друг на друга называют взаимодействием. При взаимодействии оба тела меняют свою скорость. Масса – это физическая величина, характеризующая инертность тела. Единицы измерения массы в системе СИ: = 1 кг. Другие единицы измерения массы: 1 т = 1000 кг; 1 г = 0, 001 кг; 1 мг = 0,000001 кг Производными единицами являются: 1г = 0,001кг 1т= 1000кг 1мг = 0,000001кг 1ц= 100кг | Трое учеников получают задания: измерить массу и объем тел. И найти отношение массы бруска к его объему. | Масса | Объем | Плотность | Обозначение физической величины | | | | Единица измерения в СИ | | | | Формула определения | | | | Прибор измерения | | | | Ученики записывают формулу плотности Порожняя тележка массой 2кг, двигаясь со скоростью 2м/с, столкнулась с груженой тележкой. Вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4м/с. Какая масса груженой тележки? (Ответ: 10кг) | Наблюдает весь класс. Задания выполняют ученики с хорошими математическими навыками. Наблюдает весь класс. Выдвигают гипотезы сильные ученики. | Формативное оценивание: похвала. Отметка за решенную задачу. |
1 мин | 4 м: Использование ИКТ в ПиО | видео | физкультминутка | Ученики выполняют физические упражнения. | | |
15 мин | 1м: Новые подходы в преподавании и обучении: ПР Стратегия «парные разговоры» 2 м: ОКМ Стратегия «вопросы высокого и низкого порядка» 3м: Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4 м: Использование ИКТ в преподавании и обучении. (презентация) | Листы оценивания | IV. Заключение Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. Например, плотность воды равна 1000 кг/м3, льда – 900 кг/м3, а водяной пар (при 0°С и нормальном давлении) - 0,59 кг/м3. Как вы думаете: “С чем это связано?” Это связано со строением вещества. Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому их значения можно использовать при решении задач. Рассмотрим таблицы плотностей на странице учебника 231.
Домашнее задание: индивидуальные задания Рефлексия урока: Оцените, в какой степени вы владеете умением решать задачи. Для этого используйте следующие критерии: приложение 2 Учитель: Чему вы научились на этом урока? Какие трудности у вас ещё возникают? Урок завершен, желаю успеха в выполнении домашнего задания! | Учащимся предлагается обсудить в парах: способы определения массы тела: Взаимодействие с эталоном массы (по примерам из опытов). Пусть нам известна масса эталона (1 кг), скорость эталона v1 и скорость тела v2. Чтобы узнать массу тела m, надо составить уравнение m1v1 = m2v2, из которого выразить массу тела: m2 = . Учитывая, что m1 = 1 кг, получаем . Этот способ, конечно, не удобен с практической точки зрения. Взвешивание (будем изучать на следующем уроке в ходе лабораторной работы). Этот способ более удобный для нас и более привычный. Вычисление по законам физики, используя формулы (такой способ применяют при вычислении масс планет, звезд и т. д.). Этот способ будем изучать в старших классах.
Вопросы к учащимся: определите по таблице вещества, имеющие наибольшую плотность? Наименьшую плотность? плотность алюминия 2700 кг/м3, а плотность воды 1 г/см3. Что означает это число? выразите в килограммах массы тел: 2,5т; 0,25 г; 300 г; плотность олова 7,3 г/см3, а плотность гранита 2600 кг/м3. Плотность какого вещества больше?
Ученики записывают домашнее задание в дневники. § 23, 24 упр 10 (5,7), упр 11 (3), подготовиться к лабораторной работе № 3. Отдельно ученикам задача повышенной трудности. Человек, бегущий со скоростью 8м/с, догнал тележку, двигающуюся со скоростью 2м/с, и вскочил в нее. В результате скорость тележки стала 6м/с. Какова масса человека, если масса тележки 40кг? (Ответ: 80 кг) Ученик: мы научились вычислять, без оборудования массу, объём тела. | | Самооценка степени умения решать задачи |
Дополнительные задания |
|
|
|