Данный урок разработан для учащихся десятого класса. Урок повторения и обобщения, целью которого является повторение и обобщение понятия "магнитное поле", основных характеристик поля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Магнитное поле и его характеристики»
Акмолинская область
Есильский район
ГУ «Комсомольская средняя школа отдела образования Есильского района»
Учитель физики Вальчук Л.И.
Тема «Магнитное поле»
Цель: - повторить понятие «магнитное поле»,
основные характеристики поля;
- способствовать развитию мыслительной деятельности,
формированию практических умений и навыков;
- развивать логическое мышление через решение расчётных и
качественных задач;
- воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент:
Психологический настрой урока.
Здравствуйте ребята, коллеги.
Мудрецы говорят: « Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». Будьте здоровы! Вдохните глубоко свежесть утра, тепло солнечных лучей. Улыбнитесь всем, пусть от улыбки станет всем теплей и улыбка поможет нам активно сотрудничать на уроке.
Сегодня мы с вами повторим понятие «магнитное поле» и его характеристики.(презентация)
II. Блез Паскаль сказал:
- «Всё наше достоинство — в способности мыслить…».
Физический диктант «Закончите мысль».
1.Магнитное поле - это…
2.Силовой характеристикой магнитного поля является…
3.Напрвление вектора магнитной индукции можно определить с помощью правила…
4.Со стороны магнитного поля на проводник с током действует сила…
5. Со стороны магнитного поля на заряд в проводнике действует сила…
6.Направление сил, действующих со стороны магнитного поля можно определить по правилу…
7.Явление возникновения индукционного тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля называется…
8.Направление индукционного тока в проводнике можно определить с помощью правила…
9.Физическая величина, зависящая от геометрических параметров проводника, от свойств среды, в которой находится проводник с током, называется…
10.Явление возникновения ЭДС индукции в том же самом проводнике, по которому течёт переменный ток называется…
Решение качественных задач:
1.Каковы направления токов в параллельных проводах, если силы взаимодействия направлены так, как показано на рисунках 140,а, б?
(Ответ: а) в противоположные стороны; б) в одну и ту же сторону.)
2.как взаимодействуют параллельные токи, направленные так, как указано на рисунках 141,а, б?
(Ответ: а) отталкиваются; б) и в) притягиваются.)
3. Определить направление магнитного поля и полюсы магнитов, если магнитная стрелка установилась так. Как показано на рисунке 142?
(Ответ: справа налево; справа - северный, слева - южный.)
4.1)Каково направление магнитного поля тока, текущего в проводнике (рис 145,а)?
2)В каком направлении течёт ток в проводнике (рис 145,б)?
(Ответ: 1) по часовой стрелке; 2) от читателя.)
5.Как взаимодействуют два воздушных провода троллейбусной линии: притягиваются или отталкиваются друг от друга?
(Ответ: отталкиваются.)
III.Энрико Ферми сказал: « Человек знает физику, если умеет решать задачи».
Назовите формулы:
1.Вектор магнитной индукции B=Fm/ IΔl
2.Сила Ампера F=B IΔlsinα
3.Сила Лоренца F=B qvsinα
4.Магнитный поток Ф =BScosα
5.Закон электромагнитной индукции Ԑi=-ΔФ/Δt
6.ЭДС индукции в движущихся проводниках Ԑi=B lvsinα
7.Самоиндукция Ԑis= -L ΔI/Δt
8.Магнитный поток через индуктивность Ф = LI
9.Энергия магнитного поля W= LI2/2
Решение расчётных задач:
1.На проводник длиной 50 см с током 2А однородное магнитное поле с магнитной индукцией 0.1 Тл действует с силой 0,05 Н.Вычислите угол между направлением тока и вектором магнитной индукции.
(Ответ: 30◦ )
2.Протон в магнитном поле с индукцией 0.01 Тл описал окружность радиусом 10 см. Найдите скорость протона.
(Ответ: 0,96∙105м/с)
3.Квадратная рамка помещена в однородное магнитное поле. Нормаль к плоскости рамки составляет с направлением магнитного поля угол 60◦. Сторона рамки 10 см. определите индукцию магнитного поля, если ЭДС индукции, возникшей в рамке при выключении поля в течение 0,01 с равно 50 мВ.
(Ответ: 0,1Тл)
4.Найдите энергию магнитного поля соленоида. В котором при силе тока 10 А возникает магнитный поток 0,5 Вб.
(Ответ: 2.5 Дж)
IV. На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: "Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади".