kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: "Магнитное поле и его характеристики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представления учащихся о магнитном поле и его свойствах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Магнитное поле и его характеристики"»

Магнитное поле и его характеристики

Цель: сформировать представления учащихся о магнитном поле и его свойствах.

Оборудование: источник питания, ключ, переменный резистор, амперметр, катушка на подставке, компас, соединительные провода.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Что называют магнитным полем?

- Как взаимодействуют между собой параллельные токи? Чем вызвано это взаимодействие?

- Перечислите правила, определяющие направления магнитно­го поля. Как использовать это правило?

III. Изучение нового материала

1. Проведение эксперимента.

Эксперимент № 1

Расположим перед катушкой компас. Замкнем цепь и будем наблюдать за поведе­нием компаса.

Какой вывод можно сделать?

Вокруг проводника с током существует магнитное поле (магнитное поле действует на стрелку компаса, отклоняя ее).

Эксперимент № 2

Расположим перед катушкой компас так. чтобы расстояние меж­ду ними было около 12 см. Замкнем электрическую цепь. В данном случае отклонения стрелки не наблюдается. При приближении ка­тушки к компасу на расстояние 8 см, наблюдается отклонение стрел­ки (оно может быть около 30°). Уменьшая расстояние, видим увели­чение угла отклонения стрелки. Чем дальше от проводника с током, тем слабее магнитное поле.




Эксперимент № 2

Расположим перед катушкой компас так. чтобы расстояние меж­ду ними было около 12 см. Замкнем электрическую цепь. В данном случае отклонения стрелки не наблюдается. При приближении ка­тушки к компасу на расстояние 8 см, наблюдается отклонение стрел­ки (оно может быть около 30°). Уменьшая расстояние, видим увели­чение угла отклонения стрелки. Чем дальше от проводника с током, тем слабее магнитное поле.

2. Рассказ учителя.

Магнитное поле можно изобразить графически при помощи ли­ний, касательные к которым в каждой точке совпадают с направле­нием вектора магнитной индукции.

Линии магнитной индукции не пересекаются. При изображении магнитного поля с помощью линий магнитной индукции эти линии

наносятся так, чтобы их густота в любом месте поля была пропор­циональна значению модуля магнитной индукции.

Характерной особенностью линий магнитной индукции является их замкнутость.


Магнитное поле является вихревым.

Открытие электромагнетизма

В XVIII в. электричество и магнетизм считались хотя и похожи­ми, но все же имеющими различную природу явлениями. Правда, были известны некоторые факты, указывающие на существование как будто бы связи между магнетизмом и электричеством, например, намагничивание железных предметов в результате ударов молнии. Больше того, Франклину удалось, как будто бы намагнитить кусок железа с помощью разряда лейденской банки. Но все-таки известные факты не позволяли уверенно утверждать, что между электрически­ми и магнитными явлениями существует связь.

Такую связь впервые обнаружил датский физик Ганс Кристиан Эрстед (1777-185!) в 1820 г. Он открыл действие электрического тока на магнитную стрелку.

Интересна история этого открытия. Идею о связи между электри­ческими и магнитными явлениями Эрстед высказал еще в первом десятилетии XIX в. Он полагал, что в явлениях природы, несмотря на все их многообразие, имеется единство, что все они связаны меж­ду собой. Руководствуясь этой идеей, он поставил перед собой зада­чу выяснить на опыте, в чем эта связь проявляется.

Эрстед открыл, что если над проводником, направленным вдоль земного меридиана, поместить магнитную стрелку, которая показы­вает на север, и по проводнику пропустить электрический ток, то стрелка отклоняется на некоторый угол.

После того как Эрстед опубликовал свое открытие, многие физи­ки занялись исследованием этого нового явления. Французские уче­ные Ж. Био и Ф. Савар постарались установить закон действия тока на магнитную стрелку, то есть определить, как и от чего зависит си­ла, действующая на магнитную стрелку, когда она помещена около электрического тока. Они установили, что сила, действующая на магнитный полюс (на конец длинного магнита) со стороны прямо­линейного проводника с током, направлена перпендикулярно к крат­чайшему расстоянию от полюса до проводника и модуль ее обратно пропорционален этому расстоянию.


Раздумывая над открытием Эрстеда, Ампер пришел к совершенно новым идеям. Он предположил, что магнитные явления вызываются взаимодействием электрических токов. Каждый магнит представляет собой систему замкнутых электрических токов, плоскости которых перпендикулярны оси магнита. Взаимодействие магнитов, их притя­жение и отталкивание объясняются притяжением и отталкиванием, существующими между токами. Земной магнетизм также обусловлен электрическими токами, которые протекают в земном шаре.

Эта гипотеза требовала, конечно, опытного подтверждения. И Ампер проделал целую серию опытов для ее обоснования.

Первые опыты Ампера заключались в обнаружении сил, дейст­вующих между проводниками, по которым течет электрический ток. Опыты показали, что два прямолинейных проводника с током, рас­положенные параллельно друг другу, притягиваются, если токи в них имеют одинаковое направление, и отталкиваются, если направ­ление токов противоположно.

Ампер показал также, что виток с током и спиралевидный провод­ник с током (соленоид) ведут себя как магниты. Два таких проводника притягиваются и отталкиваются подобно двум магнитным стрелкам.

Свои первые сообщения о результатах опытов Ампер сделал на заседаниях Парижской академии наук осенью 1820 г. После этого он занялся разработкой теории взаимодействия проводников, по кото­рым течет электрический ток.

Ампер решил в основу теории взаимодействия токов положить закон взаимодействия между элементами токов. Нужно отметить, что Ампер говорил уже не просто о взаимодействии элементов про­водников, как Био и Савар, а о взаимодействии элементов токов, так как к тому времени уже возникло понятие силы тока. И это понятие ввел сам Ампер.

Ампер проводил опыты с замкнутыми постоянными токами, он получал при расчетах по своей формуле правильные результаты. Оказывается, что для замкнутых проводников формула Ампера при­водит к тем же результатам, что и исправленная впоследствии фор­мула, выражающая силу взаимодействия между элементами токов, которая по-прежнему носит название закона Ампера.

IV. Закрепление материала

- В чем состоит правило правого винта?

- Какую форму имеют линии магнитной индукции прямого тока?

- От чего зависит магнитная индукция поля внутри вытянутой катушки?

- В чем заключается принцип суперпозиции?

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 2 учебника.

Изготовить электромагнит и испытать его.

Ответить на вопросы:

От каких параметров зависит магнитное поле электромагнита?

Определить полюса вашего электромагнита.

В чем отличие и в чем сходство электромагнита и постоянного магнита?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока: "Магнитное поле и его характеристики"

Автор: Зинченко Нина Анатольевна

Дата: 06.12.2017

Номер свидетельства: 442553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация  "Сравнение электрического и магнитного поля" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-sravnieniie-eliektrichieskogho-i-maghnitnogho-polia"
    ["file_id"] => string(6) "102330"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402497679"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему "Магнитное поле" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-maghnitnoie-polie"
    ["file_id"] => string(6) "173183"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423934720"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Образование электромагнитных волн. Теория Максвелла". "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazovaniie-eliektromaghnitnykh-voln-tieoriia-maksviella"
    ["file_id"] => string(6) "161456"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422216454"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда." "
    ["seo_title"] => string(132) "urok-fiziki-v-9-m-klassie-po-tiemie-radioaktivnost-kak-svidietiel-stvo-slozhnogho-stroieniia-atomov-modieli-atomov-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "126576"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока здоровья "Закаливание организма" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-zdorov-ia-zakalivaniie-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "179284"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424968228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства