kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по теме: "Магнитное поле и его основные характеристики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме: "Магнитное поле и его основные характеристики"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: "Магнитное поле и его основные характеристики"»

План-конспект урока

на тему: «Электромагнетизм»

Цель урока:

Обучающая: актуализировать ЗУН, изучить понятие электромагнитного поля, его значение в электротехнических устройствах, основные параметры электромагнитного поля. Проверить знания и оценить.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать техническое мышление обучающихся, память, точность в расчётах.

Воспитывающая цель: воспитывать дисциплину, аккуратность, добросовестность, ответственность за точность расчётов.

Тип урока:

  1. Изучение нового материала (урок освоения новых знаний)

  2. Совершенствование и закрепление ЗУН

  3. Урок контроля ЗУН

Вид урока: смешанный  (изучение нового материала, практическое занятие)

Методы обучения:

  1. Словесные методы: объяснение, беседа.

  2. Наглядно-демонстрационные методы: демонстрация наглядных пособий с использованием  презентации, раздаточных материалов.

  3. Методы развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение практических работы.

Студент должен знать:

  1. Понятие магнитного поля и его основные характеристики

  2. Магнитные свойства материалов

Студент должен уметь:

  1. Производить расчет параметров магнитной цепи

Формируемые компетенции:

ОК1-9, ПК1.1, 1.2, 2.2, 2.3

Материально – техническое оснащение.  

  1. Посадочные места обучающихся и рабочее место преподавателя

  2. Учебно-методический комплекс

  3. Мультимедиа проектор

  4. Компьютер с лицензионным программным обеспечением

Литература:

  1. Жаворонков М.А., Кузин А.В.-4-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2011.-400 с. – (Сер. Бакалавриат)

  2. Немцов М.В. Электротехника и электроника. М.: Издательский центр «Академия», 2012

  3. Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники. Ростов н/Д: Феникс, 2011

  4. ЭОР по дисциплине «Электротехника и электроника» для специальностей технического профиля. М.: Академия, 2012














Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время

1

Организационный момент

Приветствие студентов, отметка присутствующих на уроке



2

Сообщение темы и целей занятия

В этом разделе нам необходимо узнать основные свойства и характеристики магнитного поля; закон электромагнитной индукции; электродвижущую силу (ЭДС) самоиндукции и взаимоиндукции; индуктивность.

Слушают и записывают тему занятия


3

Изучение нового материала

Изложения нового материала (приложение 1)

Слушают и делают конспект


4

Практическая часть

Раздача заданий для самостоятельной работы

Выполнение заданий, решение задач


5

Закрепление полученных знаний. Рефлексия.

  1. Что такое магнитное поле?

  2. Что является источником магнитного поля?

  3. В чём сходство и различие магнитного и электрического полей?

  4. Где применяется магнитное поле?

Отвечают на вопросы преподавателя


6

Оценка работы студентов на занятии, выставление отметок

Сообщение преподавателем оценок, запись учащимися домашнего задания



7

Домашнее задание

Раздача домашнего задания

Записывают в тетрадь



Электромагнетизм

Магнитное поле – представляет собой один из видов материи. Оно обладает энергией, которая представляется в виде электромагнитных сил, действующих на отдельные движущиеся электрические заряды и на их потоки (электрический ток).

Тогда, электромагнитное поле – это физическое явление, которое определяет взаимосвязь между магнитным и электрическим полем.

Это явление можем наблюдать, когда подставляем проводник с током к магнитной стрелке – магнитная стрелка отклонится.

Свойства магнитного поля:

а) магнитное поле порождается током.

б) магнитное поле обнаруживается по действию на ток.

Для определения направление линий магнитного поля используют правило буравчика: если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока.

направление эл.тока от нас

направление эл.тока на нас

Основные характеристики магнитного поля

  1. Магнитные силы - это силы взаимодействия между проводником с током и магнитной стрелкой. Именно эти силы и заставляют двигаться стрелку.

  2. Магнитная индукция – это векторная величина определяющая силу действующую на заряд со стороны магнитного поля.


μН, Тл

- магнитная постоянная 4 10-7

μ – относительная магнитная проницаемость (табличное значение)

Н – напряженность магнитного поля (векторная величина определяющая действие магнитных сил, А/м)


  1. Магнитное напряжение - напряжение между двумя точками a и b однородного магнитного поля, расположенными на одной магнитной линии, выражается произведением напряженности поля и расстояния между этими точками:


UM = H l , А


  1. Магнитодвижущей силой (МДС) – свойство тока возбуждать магнитное поле в замкнутом контуре.

F = UМ , А

  1. Магнитный поток – скалярная физическая величина, численно равная произведению магнитной индукции на площадь поверхности ограниченной замкнутым контуром.


Ф = В S cos α , Вб


В – вектор магнитной индукции

S – площадь поперечного сечения


Пример

Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 60 см2 при индукции поля 12 Тл, если эта поверхность расположена под углом 45° к вектору индукции?

Дано:

S = 60 см2

В = 12 Тл

α = 450

0,006 м2

12 Тл

0,7




Ф = B S cos α


Ф = 12* 0,006* 0,7 = 0,0042 Вб

Ф-?



  1. Индукционный ток - называют ток, который возникает в замкнутом контуре под воздействием электромагнитной индукции и магнитного поля.

  • Сила индукционного тока – скорость изменения магнитного потока через поверхность ограниченная контуром.


I = , А

Направление индукционного тока в контуре определяется правилом Ленца: Индукционный ток направлен так, чтобы своим магнитным полем противодействовать изменению магнитного потока, которым он вызван.

  1. ЭДС индукции – это физическая величина равная по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность замкнутого контура.

ɛi =│- │, В

Знак «−» перед выражением показывает, что индукционный ток, созданный ЭДС индукции, препятствует изменению магнитного потока в контуре, правило Ленца.

Пример

За 5 миллисекунд магнитный поток, пронизывающий контур, убывает с 9 до 4 мВб. Найти ЭДС индукции в контуре.


Дано:

t = 5 мс

Ф1 = 9 мВб

Ф2 = 4 мВб

5 * 10-3 сек

9 * 10-3 Вб 4 * 10-3 Вб




ɛi =│-

ɛi =│- │= = 1 В

ɛi - ?



Катушка индуктивности

Индуктивность – это свойство преобразовывать энергию электрического тока в энергию магнитного поля.

Катушка индуктивности – это электронный компонент, представляющий собой винтовую либо спиральную конструкцию, выполненную с применением изолированного проводника.

L = , Гн

= 4π*10-7 магнитная постоянная

N – количество витков

S – площадь поперечного сечения проводника

Катушку индуктивности в виде намотанного на цилиндрическую поверхность изолированного проводника, по которому течет ток называют соленоидом.

Направление магнитного поля соленоида определяется правилом правой руки: если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида. С помощью правила можно определить полюса соленоида.



Пример

Определить индукцию внутри катушки с поперечным сечением 10 см2, с числом витков 150, по которому протекает ток 3 А.

Дано:

S = 10 см2

N = 150

I = 3 А

10*10-4 м2

L = = =94,2*10-7 Гн

L - ?


Самостоятельная работа



  1. Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 см2, равен 0,3 мВб. Найти индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным и перпендикулярным плоскости проводника.

  2. Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 50 см2 при индукции поля 0,4 Тл, если эта поверхность расположена под углом 45° к вектору индукции

  3. Определить магнитный поток, проходящий через площадь 20 м2, ограниченную замкнутым контуром в однородном магнитном поле с индукцией 20 мТл, если угол между вектором магнитной индукции и плоскостью контура составляет 300

  4. Определить магнитную индукция поля в вакууме, если напряженность магнитного поля 8000 А/м.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План-конспект урока по теме: "Магнитное поле и его основные характеристики"

Автор: Федотова Айыына Николаевна

Дата: 08.12.2025

Номер свидетельства: 678515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства