Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: "Магнитное поле и его основные характеристики"»
План-конспект урока
на тему: «Электромагнетизм»
Цель урока:
Обучающая:актуализировать ЗУН, изучить понятие электромагнитного поля, его значение в электротехнических устройствах, основные параметры электромагнитного поля. Проверить знания и оценить.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать техническое мышление обучающихся, память, точность в расчётах.
Воспитывающая цель:воспитывать дисциплину, аккуратность, добросовестность, ответственность за точность расчётов.
Тип урока:
Изучение нового материала (урок освоения новых знаний)
Совершенствование и закрепление ЗУН
Урок контроля ЗУН
Вид урока: смешанный (изучение нового материала, практическое занятие)
Методы обучения:
Словесные методы: объяснение, беседа.
Наглядно-демонстрационные методы: демонстрация наглядных пособий с использованием презентации, раздаточных материалов.
Методы развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение практических работы.
Студент должен знать:
Понятие магнитного поля и его основные характеристики
Магнитные свойства материалов
Студент должен уметь:
Производить расчет параметров магнитной цепи
Формируемые компетенции:
ОК1-9, ПК1.1, 1.2, 2.2, 2.3
Материально – техническое оснащение.
Посадочные места обучающихся и рабочее место преподавателя
Учебно-методический комплекс
Мультимедиа проектор
Компьютер с лицензионным программным обеспечением
Литература:
Жаворонков М.А., Кузин А.В.-4-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2011.-400 с. – (Сер. Бакалавриат)
Немцов М.В. Электротехника и электроника. М.: Издательский центр «Академия», 2012
Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники. Ростов н/Д: Феникс, 2011
ЭОР по дисциплине «Электротехника и электроника» для специальностей технического профиля. М.: Академия, 2012
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Время
1
Организационный момент
Приветствие студентов, отметка присутствующих на уроке
2
Сообщение темы и целей занятия
В этом разделе нам необходимо узнать основные свойства и характеристики магнитного поля; закон электромагнитной индукции; электродвижущую силу (ЭДС) самоиндукции и взаимоиндукции; индуктивность.
Слушают и записывают тему занятия
3
Изучение нового материала
Изложения нового материала (приложение 1)
Слушают и делают конспект
4
Практическая часть
Раздача заданий для самостоятельной работы
Выполнение заданий, решение задач
5
Закрепление полученных знаний. Рефлексия.
Что такое магнитное поле?
Что является источником магнитного поля?
В чём сходство и различие магнитного и электрического полей?
Где применяется магнитное поле?
Отвечают на вопросы преподавателя
6
Оценка работы студентов на занятии, выставление отметок
Сообщение преподавателем оценок, запись учащимися домашнего задания
7
Домашнее задание
Раздача домашнего задания
Записывают в тетрадь
Электромагнетизм
Магнитное поле – представляет собой один из видов материи. Оно обладает энергией, которая представляется в виде электромагнитных сил, действующих на отдельные движущиеся электрические заряды и на их потоки (электрический ток).
Тогда, электромагнитное поле – это физическое явление, которое определяет взаимосвязь между магнитным и электрическим полем.
Это явление можем наблюдать, когда подставляем проводник с током к магнитной стрелке – магнитная стрелка отклонится.
Свойства магнитного поля:
а) магнитное поле порождается током.
б) магнитное поле обнаруживается по действию на ток.
Для определения направление линий магнитного поля используют правило буравчика:если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока.
направление эл.тока от нас
направление эл.тока на нас
Основные характеристики магнитного поля
Магнитные силы - это силы взаимодействия между проводником с током и магнитной стрелкой. Именно эти силы и заставляют двигаться стрелку.
Магнитная индукция – это векторная величина определяющая силу действующую на заряд со стороны магнитного поля.
Н – напряженность магнитного поля (векторная величина определяющая действие магнитных сил, А/м)
Магнитное напряжение - напряжение между двумя точками a и b однородного магнитного поля, расположенными на одной магнитной линии, выражается произведением напряженности поля и расстояния между этими точками:
UM = H l , А
Магнитодвижущей силой (МДС) – свойство тока возбуждать магнитное поле в замкнутом контуре.
F = UМ , А
Магнитный поток – скалярная физическая величина, численно равная произведению магнитной индукции на площадь поверхности ограниченной замкнутым контуром.
Ф = В S cos α , Вб
В – вектор магнитной индукции
S – площадь поперечного сечения
Пример
Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 60 см2 при индукции поля 12 Тл, если эта поверхность расположена под углом 45° к вектору индукции?
Дано:
S = 60 см2
В = 12 Тл
α = 450
0,006 м2
12 Тл
0,7
Ф = B S cos α
Ф = 12* 0,006* 0,7 = 0,0042 Вб
Ф-?
Индукционный ток - называют ток, который возникает в замкнутом контуре под воздействием электромагнитной индукции и магнитного поля.
Сила индукционного тока – скорость изменения магнитного потока через поверхность ограниченная контуром.
I = , А
Направление индукционного тока в контуре определяется правилом Ленца: Индукционный ток направлен так, чтобы своим магнитным полем противодействовать изменению магнитного потока, которым он вызван.
ЭДС индукции – это физическая величина равная по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность замкнутого контура.
ɛi =│- │, В
Знак «−» перед выражением показывает, что индукционный ток, созданный ЭДС индукции, препятствует изменению магнитного потока в контуре, правило Ленца.
Пример
За 5 миллисекунд магнитный поток, пронизывающий контур, убывает с 9 до 4 мВб. Найти ЭДС индукции в контуре.
Дано:
t = 5 мс
Ф1 = 9 мВб
Ф2 = 4 мВб
5 * 10-3 сек
9 * 10-3 Вб 4 * 10-3 Вб
ɛi =│- │
ɛi =│- │= = 1 В
ɛi - ?
Катушка индуктивности
Индуктивность – это свойство преобразовывать энергию электрического тока в энергию магнитного поля.
Катушка индуктивности – это электронный компонент, представляющий собой винтовую либо спиральную конструкцию, выполненную с применением изолированного проводника.
L = , Гн
= 4π*10-7 магнитная постоянная
N – количество витков
S – площадь поперечного сечения проводника
Катушку индуктивности в виде намотанного на цилиндрическую поверхность изолированного проводника, по которому течет ток называют соленоидом.
Направление магнитного поля соленоида определяется правилом правой руки: если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида. С помощью правила можно определить полюса соленоида.
Пример
Определить индукцию внутри катушки с поперечным сечением 10 см2, с числом витков 150, по которому протекает ток 3 А.
Дано:
S = 10 см2
N = 150
I = 3 А
10*10-4 м2
L = = =94,2*10-7 Гн
L - ?
Самостоятельная работа
Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 см2, равен 0,3 мВб. Найти индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным и перпендикулярным плоскости проводника.
Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 50 см2 при индукции поля 0,4 Тл, если эта поверхность расположена под углом 45° к вектору индукции
Определить магнитный поток, проходящий через площадь 20 м2, ограниченную замкнутым контуром в однородном магнитном поле с индукцией 20 мТл, если угол между вектором магнитной индукции и плоскостью контура составляет 300
Определить магнитную индукция поля в вакууме, если напряженность магнитного поля 8000 А/м.