Конспект урока по математике "Нумерация многозначных чисел"
Конспект урока по математике "Нумерация многозначных чисел"
Цели урока: Учить правильно читать и записывать многозначные числа в пределах двенадцати разрядов, тренировать в усвоении соответствующей терминологии - классы, разряды, разрядные единицы; изучать и исследовать последовательность натуральных чисел за пределами тысячи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Нумерация многозначных чисел"»
Нумерация многозначных чисел
Цели урока:
Учить правильно читать и записывать многозначные числа в пределах двенадцати разрядов, тренировать в усвоении соответствующей терминологии - классы, разряды, разрядные единицы; изучать и исследовать последовательность натуральных чисел за пределами тысячи;
Повторить решение задач на нахождение стороны четырехугольника по известным трем сторонам и периметру, сравнение выражений, внетабличное деление; формировать вычислительные навыки;
Развивать умение решать задачи, вычислительные навыки и умения, умножение и деление во внетабличных случаях;
Воспитывать взаимоуважение к ответам, терпимое отношение, прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Дети, давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята! Садитесь.
Великая радость - работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работая без лишнего счета –
Все счастье Земли - за трудом!"
Что нового узнали на предыдущем уроке о множестве натуральных чисел?
Дети: числа разбиваются на классы (миллиарды, миллионы, тысячи, единицы), каждый класс делится на разряды (сотни, десятки, единицы).
II. Актуализация знаний
Учитель: Сейчас мы проведем с вами математический турнир.
Математический турнир
Учитель: игра проводится по рядам.
а) Не подведи свой ряд.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
560 : 7 =
54 : 9 =
450 : 50 =
680 : 2 =
42:3 =
96 :40 =
840 : 12 =
91 :13 =
77 : 11 =
350 : 8 =
29:6 =
17:4 =
720 : 17 =
80: 15 =
57 : 18 =
С каждого ряда по цепочке выходят ученики и записывают ответы на доске.
Учитель: сравните числа:
(По одному ученику выходят к доске, а остальные записывают в тетради)
99 999 * 9 999
426 368 * 466 536
5 009 * 5 900
728 108 * 721 804
Учитель: Как мы с вами увидели, не всем легко дается записывать и сравнивать многозначные числа.
Кто-нибудь догадался, какая сегодня тема урока?
Дети: нумерация многозначных чисел.
III.Постановка темы урока
Учитель: Верно.
Сегодня мы будем учиться писать и сравнивать многозначные числа под диктовку.
Посмотрите на доску, вот цели нашего сегодняшнего урока, каких нам действительно нужно постараться достигнуть?
Цели:
Научиться писать и сравнивать многозначные числа;
Учиться решать задачи из «Блиц-турнира»;
Повторить внетабличное умножение и деление;
Уважительное отношение к мнению других;
Учиться рисовать, раскрашивать.
Дети: все цели, кроме последней, нам нужно постараться достигнуть, потому что последнюю цель мы стараемся достигнуть на другом уроке.
IV.Работа по теме урока
Учитель: Откройте учебники на странице 62, задание № 1. Выполнять это задание мы будем с проговариванием вслух. В этом задании мы выполняем только первую строчку.
Учитель: Как сравниваем числа?
Дети: Чтобы сравнить числа, записанные одинаковым числом цифр, надо сравнить единицы наиболее высокого из несовпадающих разрядов.
Учитель: Молодцы, ребята. Переходим к следующему упражнению, смотрим задание № 2 на странице 62.
Прочитайте задание к упражнению (Называет имя и фамилию ученика).
Посмотрите на таблицу, которая изображена у вас в учебнике. Какое из чисел меньше всех?
Дети: пятьсот семьдесят девять тысяч триста восемнадцать.
Учитель: Какое число больше всех?
Дети: шестьсот двадцать миллиардов 7 миллионов восемьдесят три.
V.Физкультминутка
«Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
VI.Повторение ранее изученного
Учитель: Теперь переходим к заданию № 3 на странице 62. В этом задании мы выполняем только часть а.
(числа записаны на доске). Дети проговаривают числа, разбивая их на классы карандашом в учебнике, а учитель на доске.
Учитель: теперь задание под номером 4 на странице 62. В этом задании мы выполняем только часть а.
Дети по цепочке говорят числа, которые следуют за указанными.
Учитель: Переходим к заданию № 6 на странице 63. Выполняем это задание, рассуждая и проговаривая вслух.
Учитель: Сейчас я четверым ученикам раздам индивидуальные карточки, а остальные вместе со мной приступят к решению «Блиц - турнира», который находится на странице 63 под номером 8:
а) в 5 банках а литров сока. Сколько литров сока в 12 таких банках?
Учитель: Что известно в задаче?
Дети: известно, что в 5 банках а литров сока.
Учитель: Что нужно узнать в задаче?
Дети: сколько литров в 12 банках.
Учитель: можем ли мы сразу дать ответ на главный вопрос?
Дети: нет.
Учитель: как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: мы должны вместимость одной банки умножить на 1.
Учитель: а как узнать, сколько литров в одной банке? Дети: нужно а литров сока разделить на 5 – а : 5.
Учитель: Итак, что мы записываем в ответе. Какое выражение, получается?
Дети: в скобках: а делить на 5 и умножить это на 12 – (а:5)*12.
б) в 5 банках а литров сока. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить в них 12 литров сока?
Учитель: Что известно в задаче?
Дети: известно, что в 5 банках а литров сока.
Учитель: Что нужно узнать в задаче?
Дети: сколько потребуется банок, чтобы разлить в них 12 литров сока.
Учитель: можем ли мы сразу дать ответ на главный вопрос?
Дети: нет.
Учитель: как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: нужно 12 литров сока разделить на вместимость одной банки.
Учитель: а как узнать, сколько литров в одной банке? Дети: нужно а литров сока разделить на 5 – а : 5.
Учитель: Итак, что мы записываем в ответе. Какое выражение, получается?
Дети: 12 разделить на: в скобках: а : 5 - (а:5)*12.
в) в одном мешке с кг крупы, а в другом – в 3 раза больше. На сколько килограммов крупы меньше в первом мешке, чем во втором?
Учитель: Что известно в задаче?
Дети: известно, что в одном мешке с кг крупы, а в другом – в 3 раза больше.
Учитель: Что нужно узнать в задаче?
Дети: на сколько кг крупы меньше в первом мешке, чем во втором.
Учитель: Как узнать, на сколько кг крупы меньше в первом мешке, чем во втором?
Дети: Чтобы это узнать, надо из большего вычесть меньшее.
Учитель: Какое число больше?
Дети: второе.
Учитель: как узнать массу второго мешка?
Дети: нужно массу первого мешка увеличить в 3 раза – с*3.
Учитель: как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: Нужно из произведения – с*3 вычесть с – (с*3) – с.
г) в магазин привезли m кг картошки по 20 кг в мешке и n кг моркови по 30 кг в мешке. Сколько мешков овощей привезли в магазин?
Учитель: Что известно в задаче?
Дети: известно, что привезли m кг картошки по 20 кг в мешке и n кг моркови по 30 кг в мешке.
Учитель: Что нужно узнать в задаче?
Дети: Сколько мешков овощей привезли в магазин.
Учитель: можем ли мы сразу дать ответ на главный вопрос?
Дети: нет.
Учитель: Почему?
Дети: Сначала нужно узнать, сколько привезли мешков картошки, а сколько – моркови.
Учитель: Как узнать, сколько привезли мешков картошки, а сколько – моркови.
Дети: надо общую массу картошки разделить на 20 – m : 20; общую массу моркови разделить на 30 – n : 30.
Учитель: Как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: чтобы ответить нужно сложить мешки с картошкой и мешки с морковью, т.е. к частному м и 20 прибавить частное n и 30 – (m : 20) + (n : 30).
Учитель:Переходим к заданию № 9 на странице 63. Это задание мы выполняем все вместе.
Учитель читает задачу.
Учитель: Что известно в задаче?
Дети: Известно, что периметр четырехугольника равен 3 м, одна его сторона равна 72 см, другая – на 16 см больше первой, а третья сторона в 2 раза меньше второй.
Учитель: краткую запись к задаче мы составим вместе, а вот решать один будет у доски, а остальные у себя в тетради. Списывать с доски не нужно, каждый решает сам. Те, кто в тетради решит быстрее, поднимают руку, первым 5 решившим быстрее, чем на доске, я поставлю оценки.
Что нужно узнать в задаче?
Дети: нужно найти четвертую сторону четырехугольника.
Учитель: можем ли мы сразу дать ответ на главный вопрос?
Дети: нет.
Учитель: Почему?
Дети: Сначала нужно найти две стороны по которые сказано в условии.
Учитель: А как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: Нужно из периметра вычесть все известные стороны.
Учитель: на что нужно обратить внимание при вычислении? Дети: нужно обратить на то, что периметр и стороны даны в разных единицах измерения, нужно перевести метры в сантиметры.
Решение: 72 + 16=88 см – 2-ая сторона;
88 : 2= 44 см – 3-ья сторона;
300 – 72 – 88 – 44 =96 см – 4-ая сторона.
(Те, кто очень быстро справился с этой задачей, решают задание № 7 на странице 63).
Учитель: Итак, с задачей все справились. Теперь мы переходим к математическому диктанту.
(Учитель диктует числа, дети записывают их у себя в тетради): 32 808, 230 250, 204 589, 125 700, 4 750, 1 258 500, 25 106, 10 101 707.
VII.Подведение итогов урока
Учитель: У кого из вас все еще вызывает затруднение чтение и запись многозначных чисел? Проверьте сами себя (учитель поворачивает доску, там написаны ответы к диктанту, дети сверят). Те у кого, все правильно, могут поставить себе оценку 5.
Итак, вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока:
Научиться писать и сравнивать многозначные числа;
Учиться решать задачи из «Блиц-турнира»;
Повторить внетабличное умножение и деление;
Уважительное отношение к мнению других;
Мы достигли поставленных целей?
Дети: Да!
Учитель: те, кто не сделал в диктанте ни одной ошибки действительно достигли этих целей, а те, кто допустили ошибки, вам еще нужно потренироваться и обязательно будете выполнять подобные задания без ошибок.