kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: проследить историю развития взглядов на природу магнетизма; познакомиться со свойствами естественных и искусственных магнитов; ввести понятия магнитный полюс, магнитное поле, силовые линии магнитного поля; научиться получать спектры магнитных полей; познакомиться со свойствами магнитного поля Земли, научиться находить на карте расположение южного и северного магнитных полюсов; выяснить роль магнитных полей в жизнедеятельности живых организмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"»

Татаренцев Александр Викторович,
учитель физики МОБУСОШ № 1 г. Новокубанска

Конспект урока по физике в 8 классе

Тема занятия:

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.


Цели занятия:

Проследить историю развития взглядов на природу магнетизма; познакомиться со свойствами естественных и искусственных магнитов; ввести понятия магнитный полюс, магнитное поле, силовые линии магнитного поля; научиться получать спектры магнитных полей; познакомиться со свойствами магнитного поля Земли, научиться находить на карте расположение южного и северного магнитных полюсов; выяснить роль магнитных полей в жизнедеятельности живых организмов.


Материальное обеспечение занятия:

ЦОР, компьютер, проектор, набор постоянных магнитов, компас, магнитные стрелки, игла, пробка, сосуд с водой, стальные опилки, органическое стекло, физическая карта полушарий, глобус.


Ход занятия:

I. Организационная часть занятия. Сообщение темы, цели и краткого содержания занятия.

II. Подготовка к активной учебно-педагогической деятельности. Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Учащимся предлагается в течение минуты нарисовать на чистом листе ассоциативную картинку к слову «магнит». Отобранные рисунки вывешиваются на левое крыло доски, под вопрос «Что мы уже знаем?». Далее учащимся предлагается по ходу урока отмечать, поднимая руки, новые для себя знания ключевым словом «Эврика!» и выносить их на правую сторону доски, под вопрос «Что мы узнали?».

III. Изучение нового материала  Демонстрация опытов, работа с текстом, записи в тетрадях.

Старинные легенды. Пастух по имени Магнус как-то обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть камнем Магнуса, или просто магнитом. Но известно и другое предание, гласящее, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду, – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал греческий философ и физик Фалес в VI в. до н.э. Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа.

Демонстрация. Посмотрите и подержите в руках магнитный железняк (из коллекции минералов). Его залежи встречаются и на территории нашей страны. Покажите на физической карте Урал, Курскую область, Карелию.

Фронтальная беседа. У вас в руках магнит. Что можно с ним сделать?

И человек теряет свой покой,

Когда один вопрос спешит сменить другой

В его уставшей от науки голове.

В бессилии он отдаёт судьбе

Вершить свой суд и истину понять,

И занавес над тайной приподнять,

Чтоб плод открытья уронить к ногам

И послужить и людям, и богам.

Изобретение компаса. Три века люди знали магнит и не находили ему достойного применения. Лишь с развитием торговли, когда человеку потребовалось перемещаться на большие расстояния, когда накопилось достаточно знаний по географии и астрономии, пришло время компаса. Компас был изобретён в Китае в III в. до н.э. Он претерпел много внешних изменений, но принцип действия не изменился: магнитная стрелка неизменно ориентируется в направлении север–юг. Это свойство намагниченной стрелки использовали, не имея представления о природе явления. Долгое время считалось, что стрелка притягивается к Полярной звезде.

Искусственный магнит. Было замечено, что, если к железному предмету поднести магнит, то предмет сам становится магнитом.

Фронтальный эксперимент. Получите искусственный магнит из стальной иглы и, используя пробку и сосуд с водой, изготовьте компас.

Понятие полюса. Конец магнитной стрелки стали называть полюсом: показывающий на север – северным, на юг – южным.

Фронтальный эксперимент. Используя два подковообразных магнита, исследуйте силу притяжения полюсов магнитов, их взаимодействие. Заметьте, что в средней части магнита магнитные свойства практически отсутствуют, что одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые – притягиваются.

Фронтальный эксперимент. Используя искусственный магнит, сориентируйте стрелку компаса в направлении восток–запад, а затем уберите магнит. Стрелка вернётся в прежнее положение, потому что на неё действует другой магнит – Земля. Объясните действие компаса: почему магнитная стрелка показывает в одном направлении? почему северный полюс магнита показывает в направлении Северного географического полюса? как расположены магнитные полюсы Земли относительно географических полюсов?

Земной шар – большой магнит. Этот факт установил английский врач Гильберт, лишь в 1600 г. обобщив следующие факты: китайцы заметили, что стрелка компаса показывает не точно на юг; во время плавания к берегам Америки Христофор Колумб записал, что каждый день положение стрелки компаса изменялось, приходилось вносить поправку, чтобы определить точное направление на север. Гильберт сделал единственно возможный вывод: географические и магнитные полюсы Земли не совпадают. (Показать на карте современное положение южного и северного магнитных полюсов, используя данные из учебника на с 140-142.)

Магнитное поле. Взаимодействие магнитов происходит посредством магнитных полей.

Фронтальный эксперимент. Пронаблюдайте силовые линии магнитного поля. Получите магнитные спектры полосового и подковообразного магнитов. Результаты эксперимента зарисуйте в тетрадях.

Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на жизнедеятельность живых организмов (привести примеры).

IV. Физкультминутка

V. Первичная проверка усвоения знаний  Желающий ученик чертит на доске силовые линии магнитного поля Земли. Учащиеся получают в закрытых конвертах магниты. Их задача: используя другой магнит, определить полюсы магнита, спрятанного в конверте, и произвести проверку методом взаимного контроля.

VI. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она. (Выставление оценок за урок.)

VII. Пояснение домашнего задания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по физике "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Автор: Татаренцев Александр Викторович

Дата: 13.07.2016

Номер свидетельства: 337453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические материалы к уроку физики "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли". "
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskiie-matierialy-k-uroku-fiziki-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "131490"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416157900"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока физики для 8 класса по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa-po-tiemie-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-postoiannykh-maghnitov-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "149827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420316407"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по физике для 8 класса «Постоянные магниты.  Магнитное поле Земли»"
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-fizikie-dlia-8-klassa-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "319446"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460831092"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Что изучает физика" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-izuchaiet-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "226605"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440390055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока: "Поговорим о магнетизме" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-poghovorim-o-maghnietizmie"
    ["file_id"] => string(6) "174740"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424175843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства