4. Изучение нового материала | Давайте сейчас посмотрим видеоролик (включает видеоролик-анимацию «Диффузия жидкостей») Учитель: Что вы видите? Это явление называют диффузией. Открываем тетради пишем тему урока. Сегодня на уроке мы должны узнать об этом явлении все. С явлением диффузии мы часто сталкиваемся в быту, даже не подозревая об этом; диффузия играет существенную роль в жизни человека. Расскажите о своих наблюдениях. Запишем в тетради определение данного явления, которое мы с вами наблюдали. Давайте подведем итоги проведенных экспериментов. (учитель помогает формулировать предложения) Осталось выяснить почему происходит диффузия. Правильно! Значит явление диффузии является доказательством движения молекул Как вы думаете происходит ли диффузия в твердых телах? В каких телах диффузия происходит быстрее? Значение диффузии в природе и жизни Ребята, вам одноклассники приготовили презентации: 1.Как растения пьют воду? 2. Засолка и консервирование овощей 3.диффузия обеспечивает безопасность | Две жидкости разного цвета перемешиваются. Сначала граница между двумя жидкостями видна. Потом постепенно становится расплывчатой. И в конце жидкости перемешиваются. Ученики отмечают что такой же процесс происходил и с их экспериментами Открывают тетради пишут тему урока «Диффузия» 1 группа: У нас были сосуды с холодной водой и горячей водой в которой мы добавили по 10 капель йода. В стакане с холодной водой капли падали вниз, расплываясь по пути. След был четко виден. В стакане с горячей водой капли падали вниз, но след не четкий. Постепенно вся вода стала коричневого цвета в обоих стаканах. Вода и йод перемешались. В сосуде с горячей водой процесс происходит быстрее. 2 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили по 20 капель йода. У нас происходит такой же процесс. Но вода имеет более темную окраску. В сосуде с горячей водой процесс происходит быстрее чем в сосуде с холодной водой. 3 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили по 1 куску сахара. Сахары начали растворяться в воде. Сейчас сахар не видно. Они полностью растворились. В сосуде с горячей водой сахар растворился быстрее чем в сосуде с холодной водой. 4 группа: У нас были сосуды с холодной и горячей водой, в которой мы добавили по ложку масла. В сосуде с холодной водой масло всплыло на поверхности воды. Образовалась пленка из масла. В сосуде с горячей водой масло тоже всплыло на поверхности, но некоторое количество масла осталось внутри воды 5 группа: у нас был флакон с духами. Мы открыли крышку. Через некоторое время почувствовали запах духов. Это происходит потому, что молекулы духов выходят из флакона и распространяются в воздухе. Работа с учебником В горячей воде диффузия происходит быстрее, чем в холодной. Цвет раствора зависит от количества йода. Результат зависит от молекул: молекулы йода и масла растворяются по разному. (учащиеся должны использовать физические термины) Скорость и результат диффузии зависит от: Температуры воды, количества вещества, состава вещества (пишут в тетради) Наверное потому что молекулы двигаются. Значит движутся и молекулы воды, йода, масла. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, участвуют в беседе. Просмотр презентации Внимательно слушают защиту презентаций, задают вопросы | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний, умение делать выводы, сравнивать Коммуникативные и личностные УУД: Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные УУД: Постановка цели учебной задачи |