Глава 5. Урок 1. 1 мин. 5 мин. 20 мин. Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. 10 мин. Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15. Слайд 16. 4 мин Слайд 17. | Тема: Источники света. Распространение света. Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения света, рассмотреть природу солнечных и лунных затмений, расширить кругозор учащихся; Развивающая: развить умение применять знания в конкретных ситуациях, развивать логическое мышление, развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности; Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, активность, аккуратность при выполнении заданий, интерес к познаванию нового учебного материала. Тип урока: комбинированный (урок-беседа). Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Источники света. Распространение света»; Свеча, экран шар на подставке. Демонстрации: Образование тени; Образование полутени. Ход урока. I. Орг. момент II. Анализ итогов контрольной работы. Анализ результатов контрольной работы по теме «Электромагнитные явления», разбор наиболее часто встречающихся ошибок в вопросах по теории электромагнетизма. III. Изучение нового материала. Что мы видим на представленных картинках? К каким физическим явлениям можно отнести все, что видите? - Ребята, закройте на минуту глаза и представьте себе «жизнь во тьме»!!! Что же такое свет? Какие тела могут излучать свет, а какие нет? Почему мы видим окружающие нас тела? На многие вопросы мы найдем ответы при изучении раздела физики «Световые явления». Тема урока: Источники света. Распространение света. Постановка целей урока. Одна из первых теорий света – теория зрительных лучей (греческий ученый Платон, 400 г. до н.э.). Теория зрительных лучей предполагала, что из глаза исходят лучи, которые встречаясь с предметом, освещают их и создают видимость окружающего мира. В настоящее время известно, что свет – это электромагнитное излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением. Свет – это электромагнитное излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом, т.е. видимое излучение. Тела, от которых исходит свет, являются источниками света. Какие источники вы знаете? Естественные: Солнце, молния, звезды, светлячки,… Искусственные: лампа, свеча, экран телевизора, рекламные трубки, представители живой природы… Понятия точечного источника и светового луча (эти понятия есть в учебнике, поэтому в тетрадь не записываются). Демонстрация опыта: получение тени и полутени. Возьмем маленький источник света – свечу. Расположим на некотором расстоянии от нее экран так, чтобы в каждую точку от него попадал свет. Если между источником света и экраном поместить непрозрачное тело, то на экране увидим темное изображение очертаний этого предмета – темный круг, поскольку за ним образовалось пространство, куда не попадает свет от источника. Объясните почему? (Образование тени – результат того, что свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно) Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно – закон прямолинейного распространения света. Прямолинейностью распространения света в однородной среде объясняется образование тени. Тени людей, деревьев, зданий и других предметов хорошо наблюдаются на земле в солнечный день. Ход лучей от точечного источника. Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника. Ход лучей от протяженного источника. Образование полутени не противоречит закону прямолинейного распространения света, а, наоборот подтверждает его. В данном случае источник света не является точечным. Он состоит из множества точек, и каждая из них испускает лучи. Поэтому на экране имеются области, в которые свет от одних точек источника попадает, а от других нет. Полутень – это та область, в которую попадает свет от части источника света. В центральную область экрана свет не попадает ни от одной точки лампы, там наблюдается полная тень. Солнечные и лунные затмения. Образованием тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение. Тень, полутень, солнечные и лунные затмения – следствия закона прямолинейного распространения света. Виды солнечных затмений. Как получается затмение. Так как движения Земли и Луны хорошо изучены, затмения предсказываются на много лет вперед. Астрономы пользуются затмением для разнообразных научных наблюдений и измерений. Прямолинейностью распространения света пользуются при провешивании прямых линий на поверхности земли и под землей в метро, при определении расстояний на земле, на море и в воздухе. Когда контролируют прямолинейность изделий по лучу зрения, используют прямолинейность распространения света. IV. Закрепление изученного. Объяснить образование тени. Объясните, что делают дети? Чем отличаются картинки и что у них общего? Как можно объяснить пучки света в лесу? Где вы еще могли наблюдать пучки света? Ответить на вопросы: Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении? Что такое тень? Какой физический закон позволяет объяснить ее образование? От чего на самом деле зависит видимая форма Луны? Человеку, читающему книгу, безразлично, справа или слева от него находится источник света. Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева? V. Подведение итогов. Домашнее задание: учебник «Физика – 8» А.В.Перышкин § 62, упр. 29 (1,2), задание 12(1). | Учитель Ученики записывают тему урока в тетрадь Учитель Ученики записывают понятие света Ответы учеников Ученики записывают понятие источников света, виды источников, приводят примеры. Ученики проговаривают понятия по тексту Ученики наблюдают за опытом Рассуждают, делают предположения Ученики записывают закон в тетрадь Учитель Ученики смотрят слайды, слушают учителя Ученики смотрят слайд, слушают учителя Ученики объясняют образование тени и полутени Учитель Ученики отвечают на вопросы по картинкам слайдов. Ученики записывают задание в дневник. |