kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по физике "Строение вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока: создать представления у учащихся об атомах и молекулах на основе: 
научных фактов, фотографий молекул и атомов, полученных с помощью электронного микроскопа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по физике "Строение вещества"»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ФИЗИКЕ

Тема: «Строение вещества. Молекулы»

7 класс

Цель урока: создать представления у учащихся об атомах и молекулах на основе: 
научных фактов, фотографий молекул и атомов, полученных с помощью электронного микроскопа.

Задачи:


Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы».

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала, в форме исследовательской работы.


Оборудование: мел, три сосуда с водой, перманганат калия, воздушные шарики, шар Гравезанда, видеопроектор, персональный компьютер.



Эпиграф:

Что кажется нам чудом,

На самом деле таковым не является.

Симон Стивен.

Ход урока.

1. Этап - повторение.
- Что называется физическим телом?

- Что называется веществом?

- Из чего состоит вещество?

- Видеозаставка «Тема урока»


2. Этап постановки целей и задач урока.

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевлённой,

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Писал русский поэт Ф.И. Тютчев. Но позже, человек стал понимать, что движет всем вокруг закон природы. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

Сегодня нам предстоит разобраться с одним из таких законов. Для этого мы отправимся с вами в путешествие. Мы побываем с вами в стране микромира, очень загадочной и увлекательной. Наш путь будет проложен по дороге научного познания, а цель нашего путешествия – увидеть многое в малом и получить представление о строении вещества.

Итак. Первая наша остановка – «Город неразгаданных тайн». Здесь вам предстоит соприкоснуться с чудесами. (Эпиграф)

Исследовательская работа № 1.

Физический эксперимент с кусочками мела.


У вас на парте лежит кусочек мела. Разломите его.
- Можно ли его ещё разделить на части? Как?
Проведите пальцем по поверхности мела.
- Что мы наблюдаем?
- Что остаётся у вас на руках? (Частички мела.)
- Из чего же состоит кусок мела? (Из частиц мела).


Исследовательская работа № 2.

Физический эксперимент с перманганатом калия. Часть 1.


Возьмём сосуд и наполним его водой, добавим перманганат калия.
- что мы наблюдаем?

-почему это происходит?

-Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Вещество состоит из частиц


Демонстрация опыта с шаром Гравезанда.


Исследовательская работа № 3.

Физический эксперимент с воздушными шариками.

Возьмём воздушный шарик. Надавим на него.
- Что изменилось? (И форма и объём).
-Какое вещество находится внутри шарика? (воздух)
-Из чего оно состоит? (из частиц)
- Изменилось ли их число? (нет)
-А сами частицы могли уменьшиться в размере? (нет)
- Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике? (Между частицами воздуха есть промежутки)
Если тело сжимают, то……….(промежутки между частицами уменьшаются), а если например растягивают кусок резины, то……(промежутки между частицами увеличиваются).


Исследовательская работа № 4.

Физический эксперимент с перманганатом калия. Часть 2.

- Какое вещество в стакане?
- Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как?
- А эти порции ещё на более мелкие?
- И эта маленькая порция из чего будет состоять? (Из частиц воды).


Выдвижение гипотезы о строении вещества.


3. Этап получения новых знаний.
Итак следующая остановка- «Город разгаданных тайн»

Демонстрация видеоролика «Строение вещества»
Основные положения:.

- все вещества состоят из частиц.

- частицы движутся.

- между частицами есть промежутки.


Определение молекулы.

Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

Определение атома.


Истоки теории внутреннего строения вещества лежат в древности. Еще 2500 лет назад Левкипп, а затем древнегреческий ученый Демокрит (400 г. до н. э.), своими рассуждениями, используя метод познания – диалектику и логику, пришли к выводу, что все тела состоят из мельчайших постоянно движущихся частиц, которые они назвали «атомами», что значит «неделимый». Ученых, придерживающихся данной теории, называли «атомистами». Взгляды древних атомистов отразил в своей поэме Лукреций Кар (1 в. до н.э.) «О природе вещей»:

Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит …
Мощные валит стволы, непреступные горные выси …
Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.
Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами …
Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но все это обладает телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.


Подарок на память от города. (Открытки с основными положениями.)

Следующая наша остановка «Город удивительных фактов».

Знания полученные нами в городе помогут нам представить размеры частиц о которых мы только что сказали.

Презентация «Размеры частиц»


4. Этап обобщения и закрепления нового материала.
Следующая наша остановка «Город почемучкин».

Презентация с вопросами по теме.



5. Заключительный этап.

Корреспондент одной американской газеты спросил знаменитого физика Ричарда Феймана: "Господин Фейман, если бы вдруг выяснилось, что в результате катастрофы все знания человечества должны погибнуть и Вам необходимо в одной фразе передать будущим поколениям самое ценное из них, то что бы Вы сказали потомкам?"
Ученый ответил так: "Безусловно, это была бы атомистическая гипотеза: весь мир состоит из мельчайших частиц, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом".
Итак, наш урок подходит к завершению. Вы сегодня неплохо поработали. Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.

Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!

Я надеюсь, что полученные вами знания о строении вещества вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни.


5. Рефлексия.

Домашнее задание: § 5, задача 5.13, 5.14. Творческое задание: Создать с помощью подручных средств (пластилина, бумаги, клея и т.д) макет молекулы воды.
.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по физике "Строение вещества"

Автор: Захарина Г.В.

Дата: 21.08.2016

Номер свидетельства: 340212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Открытый урок на тему  ""Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее опытное подтверждение.Масса и размеры молекул" "
    ["seo_title"] => string(143) "otkrytyi-urok-na-tiemu-osnovnyie-polozhieniia-moliekuliarno-kinietichieskoi-tieorii-i-ieie-opytnoie-podtvierzhdieniie-massa-i-razmiery-moliekul"
    ["file_id"] => string(6) "132322"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416326296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока "Агрегатные состояния вещества""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "291073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455055818"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект открытого урока по физике на тему "Агрегатные состояния вещества. 7 класс" (для аттестации педагога) "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-fizikie-na-tiemu-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva-7-klass-dlia-attiestatsii-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "180109"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425125529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда." "
    ["seo_title"] => string(132) "urok-fiziki-v-9-m-klassie-po-tiemie-radioaktivnost-kak-svidietiel-stvo-slozhnogho-stroieniia-atomov-modieli-atomov-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "126576"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства