Конспект открытого урока по физике "Строение вещества"
Конспект открытого урока по физике "Строение вещества"
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока: создать представления у учащихся об атомах и молекулах на основе:
научных фактов, фотографий молекул и атомов, полученных с помощью электронного микроскопа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по физике "Строение вещества"»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ
Тема: «Строение вещества. Молекулы»
7 класс
Цель урока: создать представления у учащихся об атомах и молекулах на основе: научных фактов, фотографий молекул и атомов, полученных с помощью электронного микроскопа.
Задачи:
Образовательные:вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы».
Развивающие:содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока:Урок изучения нового материала, в форме исследовательской работы.
Оборудование: мел, три сосуда с водой, перманганат калия, воздушные шарики, шар Гравезанда, видеопроектор, персональный компьютер.
Эпиграф:
Что кажется нам чудом,
На самом деле таковым не является.
Симон Стивен.
Ход урока.
1. Этап - повторение. - Что называется физическим телом?
- Что называется веществом?
- Из чего состоит вещество?
- Видеозаставка «Тема урока»
2. Этап постановки целей и задач урока.
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевлённой,
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Писал русский поэт Ф.И. Тютчев. Но позже, человек стал понимать, что движет всем вокруг закон природы. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Сегодня нам предстоит разобраться с одним из таких законов. Для этого мы отправимся с вами в путешествие. Мы побываем с вами в стране микромира, очень загадочной и увлекательной. Наш путь будет проложен по дороге научного познания, а цель нашего путешествия – увидеть многое в малом и получить представление о строении вещества.
Итак. Первая наша остановка – «Город неразгаданных тайн». Здесь вам предстоит соприкоснуться с чудесами. (Эпиграф)
Исследовательская работа № 1.
Физический эксперимент с кусочками мела.
У вас на парте лежит кусочек мела. Разломите его. - Можно ли его ещё разделить на части? Как? Проведите пальцем по поверхности мела. - Что мы наблюдаем? - Что остаётся у вас на руках? (Частички мела.) - Из чего же состоит кусок мела? (Из частиц мела).
Исследовательская работа № 2.
Физический эксперимент с перманганатом калия. Часть 1.
Возьмём сосуд и наполним его водой, добавим перманганат калия. - что мы наблюдаем?
-почему это происходит?
-Какой вывод можно сделать из этих опытов? Вещество состоит из частиц
Демонстрация опыта с шаром Гравезанда.
Исследовательская работа № 3.
Физический эксперимент с воздушными шариками.
Возьмём воздушный шарик. Надавим на него. - Что изменилось? (И форма и объём). -Какое вещество находится внутри шарика? (воздух) -Из чего оно состоит? (из частиц) - Изменилось ли их число? (нет) -А сами частицы могли уменьшиться в размере? (нет) - Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике? (Между частицами воздуха есть промежутки) Если тело сжимают, то……….(промежутки между частицами уменьшаются), а если например растягивают кусок резины, то……(промежутки между частицами увеличиваются).
Исследовательская работа № 4.
Физический эксперимент с перманганатом калия. Часть 2.
- Какое вещество в стакане? - Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как? - А эти порции ещё на более мелкие? - И эта маленькая порция из чего будет состоять? (Из частиц воды).
Выдвижение гипотезы о строении вещества.
3. Этап получения новых знаний. Итак следующая остановка- «Город разгаданных тайн»
Демонстрация видеоролика «Строение вещества» Основные положения:.
- все вещества состоят из частиц.
- частицы движутся.
- между частицами есть промежутки.
Определение молекулы.
Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
Определение атома.
Истоки теории внутреннего строения вещества лежат в древности. Еще 2500 лет назад Левкипп, а затем древнегреческий ученый Демокрит (400 г. до н. э.), своими рассуждениями, используя метод познания – диалектику и логику, пришли к выводу, что все тела состоят из мельчайших постоянно движущихся частиц, которые они назвали «атомами», что значит «неделимый». Ученых, придерживающихся данной теории, называли «атомистами». Взгляды древних атомистов отразил в своей поэме Лукреций Кар (1 в. до н.э.) «О природе вещей»:
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем. Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует, Рушит громады судов и небесные тучи разносит … Мощные валит стволы, непреступные горные выси … Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным. Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами … Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но все это обладает телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может. И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет; Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Подарок на память от города. (Открытки с основными положениями.)
Знания полученные нами в городе помогут нам представить размеры частиц о которых мы только что сказали.
Презентация «Размеры частиц»
4. Этап обобщения и закрепления нового материала. Следующая наша остановка «Город почемучкин».
Презентация с вопросами по теме.
5. Заключительный этап.
Корреспондент одной американской газеты спросил знаменитого физика Ричарда Феймана: "Господин Фейман, если бы вдруг выяснилось, что в результате катастрофы все знания человечества должны погибнуть и Вам необходимо в одной фразе передать будущим поколениям самое ценное из них, то что бы Вы сказали потомкам?" Ученый ответил так: "Безусловно, это была бы атомистическая гипотеза: весь мир состоит из мельчайших частиц, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом". Итак, наш урок подходит к завершению. Вы сегодня неплохо поработали. Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.
Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок!
Я надеюсь, что полученные вами знания о строении вещества вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни.
5. Рефлексия.
Домашнее задание: § 5, задача 5.13, 5.14. Творческое задание: Создать с помощью подручных средств (пластилина, бумаги, клея и т.д) макет молекулы воды. .