Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему «световые кванты»»
Викулова Наталья Александровна Преподаватель физики и математики
БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»
г. Череповца, Вологодской области
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ
НА ТЕМУ «СВЕТОВЫЕ КВАНТЫ»
План урока:
Тема: «Строение атома и квантовая физика»
Тема урока: Обобщающее повторение по теме: «Световые кванты».
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Световые кванты», подготовить студентов к тематическому оцениванию знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить прочное усвоение темы;
- повторить и проанализировать формулы для расчета энергии, массы и импульса фотона, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать умение логически мыслить; умение находить взаимосвязь между различными темами в физике и способствовать обучению студентов умению переносить знания, полученные на уроках физики, в область решения вопросов, связанных с другими предметами: как математика, биология, химия, астрономия, литература;
- развивать умение применять теоретические знания для решения практических задач;
3. Воспитательные: создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом, для реальной самооценки студентов.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Методическое и дидактическое сопровождение урока:
-презентация, созданная с помощью средств Microsoft PowerPoint (приложение);
- Компьютер, экран, мультимедиапроектор;
- Раздаточный дидактический материал (карточки с задачами, карточка-опора) для студентов.
СТРУКТУРА УРОКА
№ П/П
Этапы урока
Время (мин)
Задачи этапа
Деятельность
Метод
Организационная форма
преподавателя
студента
1
Организационный этап
1
Проверить готовность к уроку
Приветствие. Проверка готовности студентов к работе
Проверяют готовность своего рабочего места
Информационный
Индивидуальная
2
Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению знаний (целепологание и мотивация)
5
Подготовить к закреплению материала
В ходе беседы помогает сформулировать тему и цель занятия. Помогает сформулировать план занятия.
Отвечают на вопросы, определяют тему и цель занятия, и как может быть построено занятие
Словесный
Фронтальная
3
Актуализация знаний и умений
8
Повторить основные понятия и формулы
Предлагает ответить на вопросы
Отвечают на вопросы преподавателя. Вспоминают основные понятия и формулы по данной теме
Словесный (с использованием мультимедийной презентации)
Фронтальная
4
Этап решения типовых задач по теме: «Световые кванты»
24
Отработать умения решать задачи по данной теме
Организует работу студентов по решению задач и контролирует ход ее решения и результат
Совместное и самостоятельное решение задач по данной теме
Практический
Индивидуальная и фронтальная
5
Рефлексия, подведение итогов занятий
5
Осознать и оценить уровень сформированности навыков решения задач
Организует обсуждение, оценивает степень выполнения решения задач, анализирует итоги урока
Дают оценку результатов своей работы. Анализируют затруднения при решении задач
Анализ
Индивидуальная
6
Этап информации студента о домашнем задании
2
Задает домашнее задание
Определяют для себя уровень домашнего задания
Информационный
Индивидуальная
ХОД УРОКА:
I Организационный этап. (В кабинете выключен свет)
- П: Здравствуйте! Садитесь.
II Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению знаний:
- П:Ребята, как Вы себя чувствуете? Вам может что-то не хватает в кабинете?
(Студент: света)
-П: Правильно, нам не хватает света.(Слайд №1)
«Свет – необходимое условие для работы глаза, самого тонкого, универсального и могучего органа чувств. Ночь лишает человека этого органа, превращая жизнь из активной в пассивную. Роль искусственного света – поддержать деятельное, бодрствующее сознание. Свет фактически удлиняет сознательное существование человека, и в этом прежде всего его великое значение. Не удивительно поэтому, что в наше время вопрос о количестве света возрастает в очень большую технико-экономическую проблему» - писал советский физик С.И. Вавилов.
- Какую роль играет свет в жизни людей?
(Студент: свет играет в жизни людей очень важную роль. Благодаря тому, что наш глаз воспринимает свет в процессе зрения, мы можем познавать окружающий мир. Так же благодаря свету, идущему от Солнца на Землю, создаются условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.)
-П: Все верно. Какую тему, связанную со светом Вы изучили?(Студенты называют тему)
-П: Значит, Вы изучили тему: «Световые кванты».
-П:Чтобы получить зачет по данной теме, какую работу необходимо выполнить?
(Студент: написать контрольную работу)
-П:Правильно, выполнить контрольную работу! А чтобы успешно выполнить контрольную работу, что для этого необходимо?(Студент: знания, умения, прорешать типовые задачи)
-П:Тогда, сформулируйте тему нашего занятия.(Студенты предлагают варианты)
-П:Открываем тетради, подписываем число и тему занятия: Обобщающее повторение по теме: «Световые кванты» (Слайд №2)
- Ниже в тетради запишите: Цель
- Сейчас каждый подумает, сформулирует и запишет свою цель работы на занятии (подчеркиваю, свою цель). (Студенты зачитывают свои цели)
-П: Для того, чтобы каждый из вас реализовал свою цель, нам необходимо составить план занятия:
План занятия: (Слайд №3). 1. Повторить теоретический материал. 2. Решить основные задачи. 3. Оценить свои знания по данной теме.
III Актуализация знаний и умений:
-П:Итак, первый пункт нашего плана: повторение теоретического материала.
- П: Повторим основные понятия и определения по данной теме.
Вопросы: (Слайды №4-17)
Как называется явление вырывания электронов с поверхности вещества под действием света? (фотоэффект);
- П: Первый пункт плана Вы выполнили? (Студент: ДА)
- П:Аристотель писал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». (Слайд №20)Поэтому переходим ко второму пункту плана.
- П: Прочитайте второй пункт плана. (Слайд №21). (Студент читает пункт плана).
IV этап решения типовых задач по теме: «Световые кванты»:
-П: Решаем цепочку задач, особенность которой заключается в следующем, ответ из предыдущей задачи будет являться исходными данными последующей задачи.(Слайд №22). (Появляется слайд №22 с условием задачи, студенты читают задачу и записывают условие задачи, а один студент работает у доски.)
Задачи
Вычислить частоту света, соответствующего длине волны 440 нм.
Какой энергией обладает фотон с этой частотой (в Дж)?
Какова масса этого фотона?
Вычислите импульс этого фотона.
Выразите энергию этого фотона в э.В.
Какой кинетической энергией будут обладать фотоэлектроны, выбитые с поверхности цезия под действием этого света? (Ответ выразить в Дж.)
Какую скорость приобретут эти электроны?
- П: Есть вопросы по решению задач? Можно переходить к следующему пункту плана?
V Рефлексия, подведение итогов занятий: (Слайд №23)
- П: В начале занятия каждый из Вас поставил перед собой цель.Достигли ли Вы своей цели? Чему Вы научились? Что надо исправить в своей деятельности для более успешной работы? Как Вы считаете – Вы были активным участником урока? Поставьте оценку, которую Вы считаете, заработали на уроке. Поставьте оценку своей готовности к контрольной работе. (Опрос студентов: зачитывают свою поставленную цель и говорят, достигли ли они своей цели)
VI Этап информации студента о домашнем задании:
- П:Цель выполнения домашнего задания какова будет?
- П:Значит цель домашнего задания подготовиться к контрольной работе, и на следующем занятии ее успешно выполнить.
- П: Молодцы, Вы хорошо поработали! Спасибо за урок! (Слайд №24)