Конспект урока по физике на тему "Потенциальная и кинетическая энергии" в 7 классе
Конспект урока по физике на тему "Потенциальная и кинетическая энергии" в 7 классе
Разработка урока по физике по теме :"Потенциальная и кинетическая энергии". Урок можно использовать при изучении данной темы в 7 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 7 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Потенциальная и кинетическая энергии" в 7 классе»
7 класс
ТЕМА:« Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия»
ЦЕЛИ: - формирование знаний механической энергии, её видах; выяснить, от каких величин зависят значения кинетической и потенциальной энергии тела, поднятого над Землёй;
- формирование умений выделять количественные характеристики объектов, заданные словами;
- учить постановке учебной задачи на основе соотношения того, что известно, усвоено и того, что ещё неизвестно;
- принятие и сохранение познавательной цели при выполнении учебных действий, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование результатов эксперимента на основе анализа ситуаций и жизненного опыта;
- формирование умений оценивать усвоенный материал.
ОБОРУДОВАНИЕ: (на каждый стол) штатив с муфтой и лапкой, желоб, два шарика одинакового объёма но разной массы, цилиндр(из набора для калориметра),чашка с мелким песком(у нас –это отрезанная нижняя часть пластиковой бутылки для минеральной воды); на демонстрационный стол: две тележки одинаковой массы или прибор для демонстрации взаимодействия тел и удара шаров.
ЭПИГРАФ
«Чтобы познать, надо научиться наблюдать»
«Опыт - основа познания»
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Повторение с целью актуализации.
Учитель: - С какими физическими величинами мы познакомились на прошлом уроке?
- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Давайте вспомним, что известно вам о механической работе?
В тетрадях составьте «паучка» - механическая работа
Учащиеся составляют обобщающую табличку, затем выходят к доске по очереди и появляется такого типа таблица
Физическая величина
A=Nt A=FS
механическая работа
Скаляр А[Дж]=Н м
характеризует
движение тела
под действием силы
Вопрос: Как практически оценить работу 1 Дж?
Ответ: Я совершаю работу 1 Дж, если поднимаю тело массой 100г=0,1кг на высоту 1м.
Вопрос: Это большая или маленькая работа? А какие более крупные единицы используют?
III. Решение задач (самостоятельно с комментариями)
«Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 2м3 на высоту 10м?»
Вопросы – задания учащимся:
- запишите краткое условие задачи;
- надо ли переводить данные в единицы СИ?
- какая сила совершает работу?
- как эту силу определить?
- масса не дана, как быть?
-где можно узнать плотность гранита?
-чему равно перемещение тела под действием данной силы?
- получите рабочую формулу;
- произведите вычисления.
Через несколько минут на интерактивной доске появляется образец оформления решения задачи.
Вопрос: - У кого такое же оформление?
- Кто делал расчеты по действиям?
Подведение итогов этого этапа урока (пока ребята сверяют решение с образцом, учитель подходит к 2-3 учащимся и ставит им оценки за решение задачи.Это те, кто выходил к доске и участвовал в составлении «паучка»)
Учитель: «Таким образом работу может совершать любая сила: тяжести, упругости, сила трения, мускульная сила человека…..»
IV. Мотивация.
Вопрос: Чтобы тело могло совершить механическую работу, что должно иметь это тело? Почему человек устает при вскапывании грядки на огороде, при переносе тяжелой сумки с продуктами? (учащиеся высказывают свои мнения)
Какая тема урока будет, догадались?
Тема урока: «ЭНЕРГИЯ»
V. Изучение нового материала.
Опыт 1: На демонстрационном столе – падение стального шарика на пластилиновую подставку
Результат: шарик остановился, а пластилин деформировался и чуть-чуть нагрелся, это мы могли бы заметить, если бы имели точный и чувствительный термометр. Нагрелся и сам шарик.
Опыт 2: Столкновение движущейся тележки (или шарика из набора указанного в оборудовании) с неподвижной, такой же массы.
Вывод: Механическое движение первой тележки не исчезло, произошла передача движения от первой ко второй.
Какой же общий вывод можно сделать из этих опытов?
Движение не может исчезнуть, оно передается от одного тела к другому или переходит из одной формы в другую.
Для количественной характеристики разных форм движения материй вводят физическую величину – ЭНЕРГИЯ.
Откройте учебник на странице 88, прочитайте определение энергии. Его надо осознать и запомнить.
Говорить мы сегодня будем о механической энергии, добавим к теме урока «Механическая энергия»
Какие же задачи, исходя из этой темы, мы должны решить на уроке?
Ученики ставят задачи исходя из своего видения темы, среди их ответов, как правило, есть верные мысли.
Наша задача: Выяснить физический смысл понятия - механическая энергия, описать это понятие как физическую величину;
установить ее связь с другими величинами и способ ее измерения.
Есть ситуации движущегося тела, тела, поднятого над землей, деформированной пружины, во всех этих случаях тела обладают энергией.
Подумайте, как можно оценить величину энергии у тела?
Запишите в тетрадях:
МЕХАНИЧЕСКАЯ
ЭНЕРГИЯ
(характеризует способность тела
совершать механическую работу)
Кинетическая энергия
Потенциальная
энергия
энергия движения энергия взаимодействия
Ек[Дж] Ер [Дж]
Обоснуйте утверждения:
- движущееся тело обладает энергией;
- тело, поднятое над Землёй, обладает потенциальной энергией;
- почему мы можем это утверждать?
- почему единицей энергии является джоуль?
Как вы думаете, от каких величин зависит кинетическая энергия?
(ответы, как правило, верные)
Далее наша задача: убедиться в этом на опыте. У вас на партах оборудование. Назовите эти приборы и материалы. Как же можно провести экспериментальную проверку ваших предположений?
Ребята предлагают варианты. После обсуждений принимается, например, такой порядок действий:
-установить наклонный желоб на небольшую высоту;
положить на нём цилиндр на небольшом расстоянии от нижнего края;
-с одного и того же места желоба скатывать шарики разных масс;
-по смещению цилиндра под действием скатывающегося шарика оценить работу, которую совершил шарик;
-по величине работы судить о кинетической энергии.
Как проверит зависимость от скорости?
(опять варианты предлагают ученики)
--цилиндр оставить в том же положении, скатывать один шарик с разной высоты, об энергии судить так же, как и в первом опыте.
Ученики проводят опыты и формулируют вывод.
Обобщая выводы ребят, учитель отмечает, что точные измерения и расчёты, проведённые физиками-экспериментаторами, выявили следующую зависимость: на
доске под заголовком «кинетическая энергия» появляется определительная формула
Е = mv 2/2
Вопрос учащимся: Как вы думаете, от каких величин должна зависеть потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй?
(среди ответов всегда есть верные)
- Как эти предположения проверить на опыте?
- Варианты предложений опять обсуждаются .
(Надо ронять шарики разной массы с одной высоты в чашку с песком ,о величине энергии будем судить по глубине ямки в песке.)
Подводим итоги ,на доске появляется формула:
Е = mgh
Проводим анализ формул для каждого вида энергии.
VI. Подведение итогов урока:
- с какой целью вводят понятие «энергия»;
- назовите виды механической энергии;
- приведите примеры тела, обладающего
Кинетической
Потенциальной
Кинетической и потенциальной энергией
VII. Рефлексия (метод- «МИКРОФОН»)
(ученики, передавая микрофон друг другу, дают словесную оценку своей деятельности на уроке:
- Что вы узнали об энергии?
- Чему вы научились на уроке?
- Что вам понравилось?
- Что вызвало трудности?
(Каждый ученик говорит 1-3 предложения)
Оценки за урок.
- Кто сегодня может получить оценки? Почему вы так считаете?
- Поставьте себе оценку за урок в тетради на полях, её никто не увидит, постарайтесь быть объективными.
VIII. Домашнее задание:
Прочитать параграф 20(стр.88-90)
Составьте 2-3 вопроса по теме и ответьте на них(письменно)Знать определения,формулы.