Конспект урока по физике на тему "Плоское зеркало" в 8 классе
Конспект урока по физике на тему "Плоское зеркало" в 8 классе
Разработка урока по физике по теме :"Плоское зеркало." Урок можно использовать при изучении данной темы в 8 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 8 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
выявить уровень сформированности знания о видах отражения; о законах отражения;
формирование понятия о виде зеркал, плоском зеркале;
формирование понятия о построении и свойствах изображения в плоском зеркале;
формирование единых взглядов на физическую картину природы;
развивающая
готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
продолжать формирование умения анализировать и обобщать материал;
продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов;
Переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности;
побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении качественных задач
воспитательная
формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения;
настойчивость (достижение цели);
готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
гибкость (восприятие идей других);
Задачи урока:
1. Образовательные
*сформулировать понятие «мнимое изображение», «симметрия зеркальная»
*изучить алгоритм построения изображения в плоском зеркале
2. Развивающие
*продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме.
*работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний.
3. Воспитывающие
*показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.
*раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений.
*познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.
Оборудование и приборы: зеркала, свечи, измерительная лента
ТСО: компьютер, проектор
ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
Фронтальный опрос
Что такое свет?
Что называют источниками света?
Какие источники бывают? Приведите примеры.
Как распространяется свет? Доказательство.
Что называют тенью? Полутенью?
Постройте изображение картинки лунного затмения.
Постройте изображение картинки солнечного затмения затмения.
Падающий луч, отраженный луч, законы отражения
Объясните:
- Почему парты в классных комнатах расположены так, чтобы свет падал с левой стороны?
- во время хирургических операций образование тени недопустимо. Как в операционной избавиться от тени?
III. Изучение нового материала
- Попытайтесь определить тему нашего урока.
«Свет мой зеркальце! Скажи….»
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец — глупца, Баран — барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.
Есть в комнате портрет, Во всем на вас похожий. Засмейтесь – и в ответ Он засмеется тоже.
«Мы идём с Ладой – моей охотничьей собакой – вдоль небольшого озерка. Вода сегодня такая тихая, что летящий кулик и его отражение в воде были совершенно одинаковы: казалось, летели нам на встречу два кулика… Лада наметилась. Кого она выберет себе: настоящего, летящего над водой, или его отражение в воде – оба ведь схожи между собой как две капли воды. Вот бедная Лада выбирает себе отражение и, наверно думая, что сейчас поймает живого кулика, с высокого берега делает скачок и бухается в воду. А верхний, настоящий кулик улетает».
- Верно, мы будем говорить о зеркалах.
- Имеется ли различие между предметом и его отражением?
- Какими законами света вы можете объяснить это явление?
- Где можно увидеть отражение предмета кроме водяной глади?
Обычное плоское зеркало, которое есть в каждом доме, только кажется обычным и привычным. На самом деле оно создаёт замечательную оптическую иллюзию: за плоскостью зеркала, в глубине, мы видим самих себя и окружающую нас обстановку. Мы к этому привыкли и не удивляемся. А маленькие дети, которые первый раз в жизни увидели зеркало, этому очень даже удивляются: они с интересом рассматривают себя, пытаются влезть в зеркало, заглядывают за него. Из жизненного опыта мы хорошо знаем, что наши зрительные впечатления часто оказываются ошибочными. Иногда, даже трудно бывает отличить кажущееся световое явление от действительного. Примером обманчивого зрительного впечатления служит кажущееся зрительное изображение предметов за плоской зеркальной поверхностью.
Почему же обманчиво зеркало?
Изображение предмета в плоском зеркале Плоское зеркало даёт мнимое, прямое и равное по размеру изображение, которое расположено на таком же расстоянии от зеркала, что и предмет, т.е. изображение симметрично самому предмету.
S – точечного источника света MN – зеркальную поверхность На нее падают расходящиеся лучи SO, SO1, SO2 По закону отражения эти лучи отражаются под таким же углом: SO под углом 00, SO1 под углом β1 = α1, SO2 под углом β2 = α2 В глаз попадает расходящийся пучок света. Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S1. В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1. Эта точка называется мнимым изображением точки S.
Изображение, получаемое на пересечении отраженных (или преломленных) лучей, называется действительным изображением.
Изображение, получаемое при пересечении не самих отраженных (или преломленных) лучей, а их продолжений, называется мнимым изображением.( работают с рисунком в учебнике)
Эксперимент: Зажгите свечу и поставьте ее перед зеркалом на измерительную ленту.
Измерьте расстояние от свечи до зеркала наяву и расстояние от свечи до зеркала в отражении. Сделайте вывод.
Таким образом, в плоском зеркале изображение всегда мнимое.
Изображение в плоском зеркале
-МНИМОЕ,
-ПРЯМОЕ,
-РАВНОЕ предмету,
- РАСПОЛОЖЕНО СИММЕТРИЧНО на одинаковом расстоянии от зеркала, что и предмет.
Итак, определением плоского зеркала можно считать следующее: это гладкая, полированная поверхность, создающая изображение предметов и источников света.
Задание 1. Просто внимательно смотрим на себя в зеркале!
Рука, сжимающая карандаш, почему-то в левой руке! Вы левша? Задание 2.Положим руку на сердце. О ужас, у того, который за зеркалом, оно справа! Да и родинка перепрыгнула с одной щеки на другую!
Объясните то, что вы увидели?
Как получается изображение в плоском зеркале?
Как оно образовалось? Почему не возникает такого же изображения на поверхности парты?
Вопрос 1. Практически все поверхности отражают свет. Какие бывают виды отражения? Что же общего в этих двух видах отражения?
Вопрос 2. Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела?
Учащиеся формулируют вывод: размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
Задание
Выполните эксперимент. При выполнении данного задания учащиеся работают группами по 3-4 человека.
Эксперимент:
Получить изображения предмета в системе 2-х зеркал под углами 90,60,45,30 градусов.
Ваше предположение (гипотеза): сколько изображений вы увидите?
Что наблюдали на самом деле?
Почему так происходит? (закономерность, формула?) n=360/а-1