Разработка урока по физике по теме :"Инерция". Урок можно использовать при изучении данной темы в 7 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 7 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Инерция" в 7 классе»
Конспект урока на тему «Инерция» в 7 классе
Записываем в тетради тему нашего урока “ИНЕРЦИЯ”.
Объяснение нового материала.
На столе лежит ручка. Сколько времени она может так пролежать, если никто не будет к ней прикасаться? Сколь угодно долго.
А теперь пальцем ударим по ручке. Что произошло? - Она стала двигаться.
Из-за чего она стала двигаться? - Из-за удара пальцем.
Как еще можно изменить скорость тела? (примеры из слайда)
Как можно изменить направление скорости? (примеры из слайда)
Сделаем вывод:
ТЕЛО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ СКОРОСТЬ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА НЕГО ДРУГОГО ТЕЛА.
А вот ученые с давних времен пытались определить, что нужно для того, чтобы тело не изменяло свою скорость.
Первым сформулировал закон движения с неизменной скоростью Аристотель.
Посмотрите на его портрет Закон Аристотеля звучал так: “ЧТОБЫ ТЕЛО РАВНОМЕРНО ДВИГАЛОСЬ, НА НЕГО ДОЛЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГОЕ ТЕЛО”.
Верно ли данное утверждение?
Рассмотрим движение тела в различных условиях.
Тележка скатывается по наклонной плоскости на горизонтальную поверхность:
- посыпанную песком;
- покрытую толстой тканью;
- покрытую гладким стеклом.
В последнем случае тележка встречает наименьшее сопротивление (влияние среды) и проходит больший путь.
Эти простые наблюдения доказывают ошибочность закона Аристотеля, который продержался 2000 лет.
Какому закону подчиняются тела при движении?
Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею. Его закон движения звучит так:
Если на тело не действуют другие тела, то оно находится или в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли.
ЯВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ СКОРОСТИ ТЕЛОМ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕЙСТВИЯ НА НЕГО ДРУГИХ ТЕЛ НАЗЫВАЕТСЯ ИНЕРЦИЕЙ.
Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движением по инерции.
Примером движения по инерции может стать полет ракеты в космосе.
Во многих видах спорта учитывается инерция.
В быту также очень часто мы встречаемся с инерцией.
Физкультминутка «В автобусе».
Учитель. – Мы едем в автобусе. Покачаемся!
- Автобус тормозит. Куда отклоняемся? (Вперед).
- Набирает резко скорость. (Назад).
- Поворачивает влево. (Мы - вправо).
- Поворачивает вправо. (Мы - влево).
Наше тело стремилось сохранить скорость и направление движения, т.е. двигалось по инерции.
4. Решение качественных задач.
А сейчас попытайтесь ответить на вопросы по этой теме:
Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
Представьте себе такую ситуацию:
Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется? (Ответ: при остановке лошади, двигаясь по инерции, всадник упадет вперед через голову коня.)
Для чего при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?” (Ответ: этот красный свет заранее предупреждает водителей идущего сзади транспорта о торможении машины, чтобы те успели тоже затормозить, так как из-за инерции для снижения скорости нужно время.)
Что произойдёт, если человек поскользнётся?
А теперь активизируйте свое воображение и ответьте на вопрос.
На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных случаев?
Мяч, спокойно лежащий на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился:
а) вперед по направлению движения поезда;
б) назад по направлению движения;
в) вбок.
(Ответ: а) поезд начал уменьшать скорость; б) увеличивать ее; в) сделал поворот).
5. Чтобы закрепить полученные на уроке знания ответьте на вопросы теста.
Слайд 15.
1. Что такое инерция?
Г. Свойство тела сохранять скорость.
У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
В. Изменение скорости тела под действием других тел.
2. Что произойдет с бруском, если резко дернуть вперёд за нить?
С. Упадет назад.
Д. Упадет вперед.
Е. Останется неподвижным.
3. В каком случае наблюдается проявление инерции?
А. Камень падает на дно ущелья.
П. Пыль выбивают из ковра.
Н. Мяч отскочил от стенки после удара.
4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились влево?
И. Автобус остановился.
Е. Автобус повернул направо.
Ч. Автобус повернул налево.
5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?
К. Чтобы выше подпрыгнуть.
Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.
Х. Чтобы набрать скорость для толчка.
Правильно ответив на вопросы теста, получится слово УСПЕХ.
6. И в завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете:
Если ты снежок (бросаешь), Или в тире ты (стреляешь), Или в мячик (ударяешь), Или сам ядро (толкаешь),
Почему же, почему же Те предметы вдаль летят? Отчего же, отчего же Сразу падать не хотят? Эти разные предметы Потому вперед (летят), Что (инерцию) имеют, Скорость (сохранить) хотят. Галилей был самым (первым), Кто инерцию (открыл), И прошло три с лишним века С той поры, (когда он жил).
7. Домашнее задание:
§ 28 читать, выучить записи в тетради, составить таблицу: инерция