Класс - 6
Предмет - физика
Тема урока: Инерция. Масса тел..
Субкомпетенции:
- описание процесса взвешивания тела в конкретных ситуациях.
Тип урока: объяснение нового материала.
Операциональные цели: в результате изучения темы ученики должны уметь:
- формулировать определение инерции;
- объяснять свойство всех тел сохранять свое первоначальное состояние движения или покоя;
- формулировать на соответствующем научном языке определение массы тела;
- выражать массу в основных единицах измерения и в дольных и кратных единицах;
- переводить из одной системы в другую;
- находить массу тела при взвешивании.
План и конспект урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Изложение нового материала.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление.
7. Задание на дом.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организа
ционный момент
Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов
Концентрация внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Актуализа
ция знаний
Первичная диагностика (взаимодействие тел, изменение скорости тел при взаимодействии), контроль уровня имеющихся знаний.
1) Что наз. взаимодействием?
2) Каковы эффекты взаимодействия?
3) Что мы понимаем под деформацией тела?
4) Виды деформации.
5) Как называется физическая величина, характеризующая взаимодействие тел?
6) В чем измеряется сила и при помощи какого прибора?
Отвечают на вопросы, систематизируют знания о взаимодействии тел и происходящих при этом изменениях скорости
Целеполагание
Нацеливает обучающихся на изучение новой величины-массы и нового явления – инерции..
Мотивирует деятельность учащихся для решения поставленной цели.
Понимают задачу и проникаются необходимостью решить её на уроке
Изложение нового материала
Организует работу класса при изучении материала. Управляет работой учащихся при выполнении записей в тетради. Использует наглядность. Ставит вопросы.
Сегодня мы, изучая тему, не только узнаем что такое инерция, но и проследим путь его открытия.
Вы много раз наблюдали как скатываются и съезжают с горок тела, но не каждый из вас задумывался как долго тела будут двигаться после скатывания. Именно такой несложный опыт с горкой поможет нам сегодня в изучении темы.
Учитель: Как вы думаете, что произойдет с тележкой, если, съезжая, на горизонтальной поверхности она встретит горку песка?
Учитель: Проверим (учитель отпускает тележку, она останавливается). Действительно, тележка остановилась. Разровняем песок. Что произойдет с тележкой при новом скатывании?
Учитель : (учитель отпускает тележку, она, проехав большее расстояние, останавливается) Мы убедились – тележка проехала дальше. Убираем песок, что произойдет с тележкой при повторном скатывании?
Учитель: (опыт повторяется) Действительно, тележка проехала еще дальше. Ответьте на вопрос, что будет с тележкой, если мы сможем исключить влияние трения о стол и влияние воздуха.
Учитель: Сделайте вывод: что будет с телом, если на него перестанут действовать другие тела? Что будет с его скоростью?
Учитель: Именно такой вывод сделал Г.Галилей. Прочтите пожалуйста , как рассуждал Г.Галилей о своем новом открытии: « При движении по наклонной плоскости вниз наблюдается ускорение, а при движении вверх - замедление. Отсюда следует, что движение по горизонтали является неизменным, ибо… оно ничем не ослабляется, не замедляется и не ускоряется. Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца».
Работают с учителем, воспринимают новый материал, отвечают на вопросы, осуществляют записи в тетради
Ученик: Съезжая, тележка остановится. Горка не даст ей двигаться дальше.
Ученик: Тележка проедет дальше, но тоже остановится. Песок будет препятствовать ее движению
Ученик: Если на тело перестанут действовать другие тела, то оно будет двигаться очень долго. Скорость у тела изменяться не будет.
Ученик: Тележка должна двигаться долго.
Ученик: Тележка проедет еще дальше, но тоже остановиться, потому что поверхность стола неровная, а так же имеет место сопротивление воздуха.
Первичная проверка понимания
Организует диагностику знаний, формулирует вопросы:
4.Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
2.Почему споткнувшийся человек может упасть?
3.Поезд подходит к станции и замедляет свое движение. В каком направлении в это время легче тянуть тяжелый ящик по полу вагона: по ходу поезда или в обратную сторону?
Систематизируют материал и углубляют знания при ответах на вопросы, требующих мыслительной активности.
Ответ: По ходу поезда. При торможении скорость поезда уменьшается, а ящик вследствие инерции пытается сохранять свою скорость, поэтому «ему следует помочь».
Ответ: При встряхивании термометра, вследствие инерции, ртуть возвращается в основной резервуар.
Изложение нового материала
Направляет деятельность обучающихся на выявление
факторов, от которых зависит свойство тел – инертность.
Вводит понятие массы тела и характеризует данную величину (буквенное обозначение, единицы измерения, прибор для измерения)
Выполняют записи в тетради
Закрепле
ние
Выявляет возможности класса применять знания в новой ситуации, проводит фронтальный опрос по изученному материалу:
1) Какая величина является мерой взаимодействия тел?
2). Как называется единица силы?
3) От чего зависит результат действия силы?
4) Как влияет встречный ветер на брошенный баскетболистом мяч?
5)Как меняется скорость тела, если к нему не приложена никакая сила?
6)Что такое инерция?
7)Что такое инертность тела?
8)Что характеризует масса тела?
Отвечают на вопросы учителя.
Задание на дом
Обобщение учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с физической величиной –массой, ее обозначением, единицей измерения в Си.
Комментирует особенности выполнения домашнего задания.
§ 3,
Стр.30 тест – письменно(1, 7,8)
Понимают домашнее задание и методику его выполнения