kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "В царстве Снежной Королевы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок.

Цель:   более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения,            систематизации тепловых явлений.

Задачи урока:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и            умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Тепловые явления.

Развивающие:  развивать пространственное мышление, умение            классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать            коммуникативные навыки при работе в группах, развивать            познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности плавления льда и замерзания воды, анализировать результаты опытов, сопоставлять полученные результаты с табличными, сравнивать результаты нескольких экспериментов и классифицировать.

  Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое            восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки            учащихся, реализации его как личности, формировать следующие компетентности: информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую, компетентность личностного совершенствования; формировать естественнонаучное мировоззрение обучающихся.

Психологические: вызвать интерес к предмету, выработать умения логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Метод познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский, проблемный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 1), презентации обучающихся (Приложение 2),  ёмкости с тёплой водой, ёмкости со льдом, мензурки, электронные весы, электронный термометр, таблицы с теплоёмкостью веществ.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В царстве Снежной Королевы" »

Предмет: Физика

Учитель физики: Иванова Лидия Михайловна

Тема урока: «В царстве Снежной Королевы»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок.

Цель:  более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения,            систематизации тепловых явлений.

Задачи урока:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и            умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Тепловые явления.

Развивающие: развивать пространственное мышление, умение            классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать            коммуникативные навыки при работе в группах, развивать            познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности плавления льда и замерзания воды, анализировать результаты опытов, сопоставлять полученные результаты с табличными, сравнивать результаты нескольких экспериментов и классифицировать.

  Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое            восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки            учащихся, реализации его как личности, формировать следующие компетентности: информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую, компетентность личностного совершенствования; формировать естественнонаучное мировоззрение обучающихся.

Психологические: вызвать интерес к предмету, выработать умения логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Метод познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский, проблемный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 1), презентации обучающихся (Приложение 2), ёмкости с тёплой водой, ёмкости со льдом, мензурки, электронные весы, электронный термометр, таблицы с теплоёмкостью веществ.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint

Класс заранее разделён на 3 группы: «физические лаборатории»

План урока:

  1. Организационный момент. 1-2 мин.

  2. Этап мотивации к уроку. 5 мин.

  3. Игра «Мозговой штурм». 10 мин.

  4. Этап актуализации знаний учащихся. 4 мин.

  5. Экспериментальная исследовательская работа. 14 мин.

  6. Подведения итогов и формулирования выводов. 6 мин.





Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.

(1-2 мин.)

Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы обучающихся.

Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу-группы «Улыбка».

Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные: создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.


  1. Этап мотивации к уроку.

(5 мин.)

Учитель: «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится».

Казалось бы, что интересного можно найти в обыкновенном снеге? Замерзшая вода, образующаяся в атмосфере нашей планеты в холодное время и падающая на землю, на дома, людей, машины… Ну что тут может привлечь внимание? Однако есть в снеге какая-то притягательная сила, недаром все так радуются первому снегопаду.

Учитель: Не приходилось ли вам видеть, как в комнате идёт снег? Такой случай описан даже в 1773 году в Санкт-Петербургских ведомостях:

«В зимний вечер в одном из богатых домов Санкт-Петербурга происходила ассамблея (вечер-бал). В помещении скопилось очень много народа и стало так жарко и душно, что присутствующие начали падать в обморок. Форточек в окнах тогда ещё не делали. Поэтому одному из присутствующих пришлось шпагой выбить стекло в окне. От ворвавшегося морозного воздуха во всём помещении пошёл хлопьями густой снег. В чём причина этого явления?»

Учитель: Поэтому же на сильном морозе «пар идёт изо рта». Это кристаллизуются белым инеем пары, выдыхаемые человеком. Ресницы, усы, бороды людей на морозе покрываются инеем: это – тоже налёт снежных кристаллов.

Учитель: Поистине снег – один из удивительнейших феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Сегодня мы с вами отправимся в царство Снежной Королевы, царство снега и льда! Итак, в путь!

Учитель:

Звенеть сосульки перестали,

У крыш застыли бахромой,

Холодным светом заблистали,

Заледенели, как зимой…

Е.Благинина.


Интересно, а как растут сосульки?





Отвечают на вопросы.


















Ученик: От дыхания собравшихся людей скопилось множество водяных паров; когда через выбитое окно внезапно ворвался холодный воздух, эти пары очень быстро охладились и затвердели, образовав кристаллики льда.










































Ученик: Сообщение «Как растут ледяные сосульки?» (презентация 2).








Слушают, наблюдают.

Личностные:формировать мотивацию к учению.

Познавательные:отвечать на простые вопросы учителя.


Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других.

  1. Игра «Мозговой штурм».

(10 мин.)

Учитель: С одной стороны сосульки такие красивые, а с другой - очень опасны. Скорость сосульки при падении с высоты пятиэтажного дома у земли достигает более 60 км/ч.

Падают сосульки,
С крыши на тебя,
Метят, словно пульки,
Кто идёт, губя!


Ребята, а как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Предложите методы борьбы с сосульками

Игра: «Мозговой штурм»





Учитель: Посмотрим все предложения с точки зрения соответствия двум критериям: оригинальности и возможности реализации.


Учитель: Предлагаю оформить самые лучшие идеи на стенде или представить их в виде рекомендаций ЖКХ, которые помогут им в борьбе с сосульками.






















Ученики-генераторы: генерируют идеи.





Ученики-эксперты: анализируют идеи.


Регулятивные: определять цель выполнения задания,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция;  оценка.


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний, моделирование.


Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

4.Этап актуализации знаний.

(4 мин.)


Учитель:

Он весь как музыка. Он – весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег….. Не зря в нём есть

Всегда какая – нибудь тайна.







Ученики: Сообщение «Тайны снега» (презентация 3) Смирнова Д. и Насырова Л.










  1. Экспериментальная исследовательская работа.

(14 мин.)


Учитель: Все замечали, что во время обильных снегопадов обычно наступает потепление. С чем это связано?

Почему разрушаются скальные породы?

Пусть на эти и другие вопросы ответят наши физические лаборатории.



Учитель: Инструкции с заданиями находятся в конвертах.

Перед тем как приступить к практической работе исследовательского характера, необходимо вспомнить правила ТБ при работе с представленным оборудованием.

ТБ:

  1. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, изучите и уясните порядок выполнения предстоящей работы.

  2. Во время работы будьте максимально внимательны.

  3. При работе со стеклом будьте очень осторожны и внимательны, чтобы НЕ РАЗБИТЬ его и не порезаться.

  4. При обнаружении трещин, осколков на стекле ПРЕКРАТИТЕ работу и сообщите учителю.

  5. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывания.

  6. На чашки весов нельзя класть МОКРЫЕ тела.


Задание для 1 группы:

  1. Определите опытным путём удельную теплоту плавления льда.

Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом.


  1. Сравните найденную вами удельную теплоту плавления с табличными значениями.

  2. Сравните удельную теплоту плавления льда с другими веществами.

  3. Как в природе отражается значение удельной теплоты плавления льда?


Задание для 2 группы:

  1. Определите плотность свежего и залежалого снега.

Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы.

  1. Сделайте вывод из своих результатов.

  2. Посмотрите в таблицу плотностей и найдите плотность снега. Сделайте вывод.

  3. Какое значение в природе играет то, что при замерзании вода расширяется? Ответ найдите в предложенных источниках.

Задание для 3 группы:

  1. Определите процентного содержания воды в мокром снеге.

Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр.

  1. Проанализируйте результат. Сделайте вывод..

  2. Как изменился бы результат, если бы потерь тепла в окружающее пространство удалось избежать?

Формулируют цель данного этапа, мотивируют деятельность обучающихся по решению экспериментальных задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач.




Решают экспериментальные задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения. Отвечают на вопросы. Находят ответы на качественные вопросы из научно-популярной литературы.



Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.


Коммуникативные:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.


Регулятивные:

планирование; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование.   

.






7.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

(6 мин.)

Учитель физики: Время заслушать отчёты наших лабораторий.







































































































































































































Учитель физики: Ребята, наше путешествие в царство Снежной Королевы не закончено. Оно продолжится на следующем уроке. Мы изучим электрические свойства льда.

Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу – группы «Улыбка»















Подводят итоги урока, организуют самооценку учеников собственной учебной деятельности, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке, как  работал класс.


Выступают с решениями, обосновывают свой выбор способа решения задач.


Отчёт 1-ой группы:

«Определение удельной теплоты плавления льда».

Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом.

Выполнение работы:

Удельную теплоту плавления льда можно определить следующим способом. Если налить в стакан калориметра теплую воду массой m1 и температурой t1 и опустить в нее лед массой m2 при температуре t2 = 0°С, то при расплавлении всего льда температура t3 , установившаяся в калориметре, определится следующим уравнением:

m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1- t3) + Ck(t4 – t3)

где λ - удельная теплота плавления льда, С – теплоёмкость воды, mk - масса калориметра, Сk - теплоемкость калориметра, t4 - начальная температура калориметра (комнатная).

Выполнение эксперимента и расчета можно упростить, если провести эксперимент таким образом, чтобы начальное t4 и конечное t3 значение температуры калориметра были одинаковыми. В этом случае уравнение теплового баланса принимает вид:

m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1 – t3).


Из последнего уравнения удельная теплота плавления льда равна:






Отчёт 2-ой группы:


«Определите плотность свежего и залежалого снега».

Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы.



Выполнение работы:

Массу определяем цилиндра со снегом и без него. Вычитаем массы и определяем массу снега.

Измеряем диаметр цилиндра и определяем объём цилиндра (снега) по формуле:

ρ= m/V


Отчёт 3-ой группы:

«Определение процентного содержания воды в мокром снеге».


Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр.

Выполнение работы:

1. Измерение температуры мокрого снега t1 (убедитесь, что она равна 0 °С).

2. Измерение объёма горячей воды V2 и её температуры t2.

3. Измерение конечной температуры смеси t (влейте горячую воду в калориметр с мокрым снегом и, только когда весь снег растает, производите измерение).

4. Определение общего объёма воды Vобщ (перелейте для этого всю воду из калориметра в измерительный цилиндр).

5. Вычисление объёма талой воды:

V1 = VобщV2.

6. Расчёт количества теплоты, отданного горячей водой:

Q2 = V2c(t – t2),

где = 1000 кг/м3 – плотность воды, с = 4200 Дж/(кг • °С) – её удельная теплоёмкость.

7. Расчёт количества теплоты, поглощённого талой водой:

Q1 = V1c(t – t1).

8. Определение количества теплоты Q, затраченного на таяние снега:

Q + Q1 + Q2 = 0, откуда Q = –(Q1 + Q2).

9. Вычисление массы снега в мокром снеге:

где – удельная теплота плавления льда.

10. Определение процентного содержания воды в мокром снеге:


Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку.


Регулятивные: оценка деятельности.






Личностные: степень правдивости при рефлексии.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "В царстве Снежной Королевы"

Автор: Иванова Лидия Михайловна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока Действия с десятичными дробями "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-dieistviia-s-diesiatichnymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "187526"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426524706"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению 4 класс : "Х.К.Андерсен " Русалочка" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-kh-k-andiersien-rusalochka"
    ["file_id"] => string(6) "203736"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429538476"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока литературного чтения на тему:  Г.Х Андерсен "Чайник". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-g-kh-andiersien-chainik"
    ["file_id"] => string(6) "138822"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612651"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект "Как прекрасен этот мир" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-kak-priekrasien-etot-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228970"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441554081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
2220 руб.
2770 руб.
2020 руб.
2520 руб.
1690 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства