Организационный момент. (1-2 мин.) | Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы обучающихся. Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу-группы «Улыбка». | Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос учителя. | Регулятивные: создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке. |
Этап мотивации к уроку. (5 мин.) | Учитель: «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится». Казалось бы, что интересного можно найти в обыкновенном снеге? Замерзшая вода, образующаяся в атмосфере нашей планеты в холодное время и падающая на землю, на дома, людей, машины… Ну что тут может привлечь внимание? Однако есть в снеге какая-то притягательная сила, недаром все так радуются первому снегопаду. Учитель: Не приходилось ли вам видеть, как в комнате идёт снег? Такой случай описан даже в 1773 году в Санкт-Петербургских ведомостях: «В зимний вечер в одном из богатых домов Санкт-Петербурга происходила ассамблея (вечер-бал). В помещении скопилось очень много народа и стало так жарко и душно, что присутствующие начали падать в обморок. Форточек в окнах тогда ещё не делали. Поэтому одному из присутствующих пришлось шпагой выбить стекло в окне. От ворвавшегося морозного воздуха во всём помещении пошёл хлопьями густой снег. В чём причина этого явления?» Учитель: Поэтому же на сильном морозе «пар идёт изо рта». Это кристаллизуются белым инеем пары, выдыхаемые человеком. Ресницы, усы, бороды людей на морозе покрываются инеем: это – тоже налёт снежных кристаллов. Учитель: Поистине снег – один из удивительнейших феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Сегодня мы с вами отправимся в царство Снежной Королевы, царство снега и льда! Итак, в путь! Учитель: Звенеть сосульки перестали, У крыш застыли бахромой, Холодным светом заблистали, Заледенели, как зимой… Е.Благинина. Интересно, а как растут сосульки?
| Отвечают на вопросы. Ученик: От дыхания собравшихся людей скопилось множество водяных паров; когда через выбитое окно внезапно ворвался холодный воздух, эти пары очень быстро охладились и затвердели, образовав кристаллики льда. Ученик: Сообщение «Как растут ледяные сосульки?» (презентация 2).
Слушают, наблюдают. | Личностные:формировать мотивацию к учению. Познавательные:отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других. |
Игра «Мозговой штурм». (10 мин.) | Учитель: С одной стороны сосульки такие красивые, а с другой - очень опасны. Скорость сосульки при падении с высоты пятиэтажного дома у земли достигает более 60 км/ч. Падают сосульки, С крыши на тебя, Метят, словно пульки, Кто идёт, губя! Ребята, а как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Предложите методы борьбы с сосульками Игра: «Мозговой штурм»
Учитель: Посмотрим все предложения с точки зрения соответствия двум критериям: оригинальности и возможности реализации. Учитель: Предлагаю оформить самые лучшие идеи на стенде или представить их в виде рекомендаций ЖКХ, которые помогут им в борьбе с сосульками.
| Ученики-генераторы: генерируют идеи. Ученики-эксперты: анализируют идеи. | Регулятивные: определять цель выполнения задания, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, моделирование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Экспериментальная исследовательская работа. (14 мин.) | Учитель: Все замечали, что во время обильных снегопадов обычно наступает потепление. С чем это связано? Почему разрушаются скальные породы? Пусть на эти и другие вопросы ответят наши физические лаборатории. Учитель: Инструкции с заданиями находятся в конвертах. Перед тем как приступить к практической работе исследовательского характера, необходимо вспомнить правила ТБ при работе с представленным оборудованием. ТБ: Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, изучите и уясните порядок выполнения предстоящей работы. Во время работы будьте максимально внимательны. При работе со стеклом будьте очень осторожны и внимательны, чтобы НЕ РАЗБИТЬ его и не порезаться. При обнаружении трещин, осколков на стекле ПРЕКРАТИТЕ работу и сообщите учителю. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывания. На чашки весов нельзя класть МОКРЫЕ тела. Задание для 1 группы: Определите опытным путём удельную теплоту плавления льда. Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом. Сравните найденную вами удельную теплоту плавления с табличными значениями. Сравните удельную теплоту плавления льда с другими веществами. Как в природе отражается значение удельной теплоты плавления льда? Задание для 2 группы: Определите плотность свежего и залежалого снега. Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы. Сделайте вывод из своих результатов. Посмотрите в таблицу плотностей и найдите плотность снега. Сделайте вывод. Какое значение в природе играет то, что при замерзании вода расширяется? Ответ найдите в предложенных источниках. Задание для 3 группы: Определите процентного содержания воды в мокром снеге. Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр. Проанализируйте результат. Сделайте вывод.. Как изменился бы результат, если бы потерь тепла в окружающее пространство удалось избежать? Формулируют цель данного этапа, мотивируют деятельность обучающихся по решению экспериментальных задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач. |
Решают экспериментальные задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения. Отвечают на вопросы. Находят ответы на качественные вопросы из научно-популярной литературы. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Регулятивные: планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование. . |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. (6 мин.) | Учитель физики: Время заслушать отчёты наших лабораторий. Учитель физики: Ребята, наше путешествие в царство Снежной Королевы не закончено. Оно продолжится на следующем уроке. Мы изучим электрические свойства льда. Звучит детская песня «Серебристые снежинки» шоу – группы «Улыбка»
Подводят итоги урока, организуют самооценку учеников собственной учебной деятельности, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке, как работал класс. | Выступают с решениями, обосновывают свой выбор способа решения задач. Отчёт 1-ой группы: «Определение удельной теплоты плавления льда». Оборудование: калориметр, термометр, измерительный цилиндр, стакан с тёплой водой, стакан с колотым льдом. Выполнение работы: Удельную теплоту плавления льда можно определить следующим способом. Если налить в стакан калориметра теплую воду массой m1 и температурой t1 и опустить в нее лед массой m2 при температуре t2 = 0°С, то при расплавлении всего льда температура t3 , установившаяся в калориметре, определится следующим уравнением:
m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1- t3) + Ck(t4 – t3)
где λ - удельная теплота плавления льда, С – теплоёмкость воды, mk - масса калориметра, Сk - теплоемкость калориметра, t4 - начальная температура калориметра (комнатная).
Выполнение эксперимента и расчета можно упростить, если провести эксперимент таким образом, чтобы начальное t4 и конечное t3 значение температуры калориметра были одинаковыми. В этом случае уравнение теплового баланса принимает вид:
m2λ + m2c(t3 – t2) = m1c(t1 – t3).
Из последнего уравнения удельная теплота плавления льда равна:
Отчёт 2-ой группы: «Определите плотность свежего и залежалого снега». Оборудование: мензурка, плотномер или полые трубки, заполненные снегом с разной глубины сугроба, электронные весы.
Выполнение работы: Массу определяем цилиндра со снегом и без него. Вычитаем массы и определяем массу снега. Измеряем диаметр цилиндра и определяем объём цилиндра (снега) по формуле: ρ= m/V Отчёт 3-ой группы: «Определение процентного содержания воды в мокром снеге». Оборудование: калориметр с мокрым снегом, мензурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр. Выполнение работы: 1. Измерение температуры мокрого снега t1 (убедитесь, что она равна 0 °С). 2. Измерение объёма горячей воды V2 и её температуры t2. 3. Измерение конечной температуры смеси t (влейте горячую воду в калориметр с мокрым снегом и, только когда весь снег растает, производите измерение). 4. Определение общего объёма воды Vобщ (перелейте для этого всю воду из калориметра в измерительный цилиндр). 5. Вычисление объёма талой воды: V1 = Vобщ – V2. 6. Расчёт количества теплоты, отданного горячей водой: Q2 = V2c(t – t2), где = 1000 кг/м3 – плотность воды, с = 4200 Дж/(кг • °С) – её удельная теплоёмкость. 7. Расчёт количества теплоты, поглощённого талой водой: Q1 = V1c(t – t1). 8. Определение количества теплоты Q, затраченного на таяние снега: Q + Q1 + Q2 = 0, откуда Q = –(Q1 + Q2). 9. Вычисление массы снега в мокром снеге: где – удельная теплота плавления льда. 10. Определение процентного содержания воды в мокром снеге: Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. | Регулятивные: оценка деятельности. Личностные: степень правдивости при рефлексии. |