Урок изучения нового материала построен с применением приемов ТРКМ, ИКТ.
I. Этап "Вызов"
Учитель: Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света. Что же такое свет?
Прием "Корзина идей"
Дети пишут на листочках свои мысли о том, что такое свет.
Учитель: Что Вы знаете о природе света?
Что не понятно?
О чем хочется поговорить сегодня на уроке?
Учащиеся: Мы хотим узнать природу света, какие тела или вещества излучают свет. Как свет распространяется в пространстве.
Учитель: Итак, тема урока "Источники света. Прямолинейное распространение света. Образование тени". (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 1)
II. Этап "Осмысление"
Учитель: Источники света – тела, от которых исходит свет. (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 2)
Демонстрация учащимся различных источников света (горящая спичка, свеча, светящая лампочка).
Разделите все источники света на виды по какому-нибудь признаку.
Учащиеся: Источники света подразделяются на естественные и искусственные. К естественным источникам света можно отнести Солнце, звезды, светящиеся объекты животного и растительного мира, например, светлячки. (рисуют кластер).
Учитель дополняет: Искусственные разделяют на тепловые (свеча, лампа накаливания) и люминесцирующие (лампа дневного света). (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 3)
- Что произойдет, если на пути света расположить непрозрачный предмет?
Учащиеся: Свет сквозь него не проходит. Образуется тень.
Учитель: Тень всегда одинаковая?
Учащиеся вспоминают, что она может быть длинее или короче, очень черная или серая.
Учитель: От чего это зависит?
Учащиеся выдвигают гипотезы, руководствуясь жизненным опытом. (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 4,5)
Учитель: Давайте проверим ваши гипотезы на опыте.
Проводится опыт с разными источниками (большие и точечные - лампа и свеча), предмет располагаем на разных расстояниях. Видим, что в разных случаях тень различна, при точечном источнике образуется четкая тень, а при большом есть еще и полутень.
Учитель: попробуйте нарисовать схемы этих опытов и объяснить различия.
Дети рисуют и обсуждают в парах, потом в четверках. После чего рисунок демонстрируется на слайде. (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 6,7)
Учитель: Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света. Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.
Полутень может получить, если использовать не один, а два источника света.
В 2008 году ученица 3 класса Фомина Ксения выполняла исследование по теме "Тайны Солнечного королевства", в которой она изучала затмения и наблюдала солнечное затмение, которое было 1 августа 2008 года. Посмотрим ее презентацию. (презентация "Затмения")
3. Практическая работа “Обнаружение тени и полутени”.
Практическую работу выполняем на компьютерах. На рабочем столе имеется иконка.
Задания к практической работе высвечиваются на доске (рекомендации к практической работе).
(используются ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (тень и полутень).
III. Этап "Рефлексия"
Что понравилось на уроке?
Что не понтравилось?
Что было не понятно?
Что было трудно?
Оцените свою работу по освоению новой темы.
Составьте синквейн на тему "Свет", "Затмения"