kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Источники света. Прямолинейное распространение света"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Источники света. Прямолинейное распространение света" разработан для учащихся 8 класса. Сопровождается показом презентации. Урок новых знаний по данной теме. В ходе урока учащиеся с помощью опорных конспектов, выполнения практической работы получают представление о роли света в жизни человека, о естественных и искусственных источниках света. Осознают понятие прямолинейного распространения света, природу солнечных и лунных затмений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Источники света. Прямол.распространение света 8 класс»







Урок физики в 8 классе



«Источники света. Прямолинейное распространение света»












Тема урока: Источники света. Прямолинейное распространение света.


Цель урока: 1. Сформировать у учащихся представление о роли света в жизни

человека, о естественных и искусственных источниках света.

Обеспечить усвоение закона прямолинейного распространения

света, природы солнечных и лунных затмений.

2. В процессе работы на уроке формировать и развивать физическое

мышление, творческие способности учащихся, в частности

способствовать развитию умения анализировать физические

явления, обобщать сведения о них, сравнивать изучаемые факты.

3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей:

познаваемость мира, его закономерностей, причинно-следственных

связей между явлениями; предупреждать утомляемость на уроке.


Оборудование: опорные конспекты, свеча, спички, экран, линейка (на каждой парте), медиапроектор, презентация.


Тип урока: урок новых знаний.


Ход урока.


  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.

Орг. момент. (слайд1)

В кабинете на столе стоит зажженная свеча. Звучит «Лунный свет» К.Дебюсси. Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» (слайд 2)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


  1. Изучение нового материала.

Какая тема объединяет музыкальное и поэтическое произведения? (уч-ся отвечают)

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое свет, познакомитесь с источниками света, узнаете, как распространяется свет и каково его значение в нашей жизни. (слайд 3)

Для того, чтобы вам лучше воспринять новый материал, новые термины, у вас на партах лежит листок с опорным конспектом. Этот конспект поможет вам работать целенаправленно и при подготовке домашнего задания вы можете его использовать, он поможет вам вспомнить то, что вы узнали на уроке.

Итак, свет исключительно важен для каждого человека. Благодаря ему мы ориентируемся в пространстве, видим окружающий нас мир. Свет воспринимается органом зрения – глазом, который устроен так, что находящиеся вокруг предметы мы видим цветными, осуществляем связь с окружающей средой, можем работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не смогут нормально развиваться.

Сколь велика роль света в жизни человека, наверное, говорить не надо – вы это прекрасно знаете, однако, для того чтобы лучше проиллюстрировать значение световых явлений в жизни человека, давайте проведем «минутный» эксперимент:

Закройте на одну минутку глаза и представьте себе «жизнь во мгле»!!

Вопрос: Каковы ваши ощущения, представления о «жизни во тьме»?

Учитель: Что же такое свет? На выяснение природы света потребовалось не одно тысячелетие. За это время много разных гипотез сменили друг друга. И лишь во второй половине 19 века благодаря работам Дж.Максвелла и Г.Герца было установлено, что свет имеет электромагнитную природу.

Работа по опорному конспекту (ОК): найдите и прочитайте в ОК определение света.

Вопрос: Чем отличается излучение утюга или кипятильника от излучения электрической лампы накаливания?

(Ответ: утюг и кипятильник излучают только тепло, а электрическая лампа, кроме тепла, излучает свет)

Как вы думаете, как называются тела, которые способны излучать свет? (ответ: источниками света)

Учитель: Верно, источниками света.

Вопрос: Какой самый главный источник света вы знаете?

Учитель: Да, Солнце является главным источником света. Солнце излучает электромагнитные волны всевозможных частот. (слайд4)

Обратим внимание опять на ОК:

Посмотрите какие вы видите виды излучений?

( радиоволны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое, рентгенговское, гамма-излучение)

Верно, но большая часть этих волн никаких зрительных ощущений у человека не вызывает и поэтому относится к невидимым излучениям. Зрительные ощущения у человека способны вызвать лишь те волны, которые имеют частоту от 400 до 800 ТГц.

Работа по ОК: Какое излучение имеет такие частоты? (видимое излучение) (слайд4)

Правильно, видимое излучение или видимый свет, или просто свет.

Но Солнце не единственный источник света.

Вопрос: Как вы думаете, какие тела являются источниками света?

(лампа, костер, звезды, свеча, светлячок, молния, зажженная спичка и т.д.) (слайд 5)

По какому признаку все названные вами источники света можно разделить на 2 группы?

(естественные и искусственные источники света)

Учитель: Правильно, существуют естественные и искусственные источники света. (слайд 6)Естественные источники света – их свечение не зависит от воли человека, а искусственные источники света создал человек. (слайд 7) Но мы можем видеть и тела, не являющиеся источниками света (книги, дома, деревья и др.) Такие тела мы видим лишь тогда, когда они освещены. По этой причине мы видим Луну. Вид Луны на небе постоянно изменяется (смена фаз Луны): иногда мы видим ее в виде узкого серпа, иногда в виде полного яркого диска. Происходит это из-за расположения Луны относительно Земли и Солнца. (слайд 8)

Итак, ребята, сегодня мы много говорили о явлениях, связанных со светом или о световых явлениях. Эти явления изучает особый раздел физики, который получил название – оптика. Оптика – одна из самых древнейших наук. Основными понятиями оптики являются световой пучок и луч. Световой пучок мы можем наблюдать (узкий пучок света), а математический луч – это линия, вдоль которой распространяется свет и его можно начертить на бумаге. (слайд 9)

Вопрос: Можно ли загородиться от солнечного света, от света, который дает нам

лампа или фонарик?

(Можно, например, прикрыть глаза ладошкой или раскрыть зонтик над головой)

А может световой пучок обогнуть вашу руку, книгу или зонтик и попасть

к вам в глаза или светить на вас? (нет, не может) (слайд 10)

Правильно, свет распространяется прямолинейно и это было открыто еще в 3 веке до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. (слайд 11)

Работа по ОК: прочитайте в ОК запись об этом, чем является эта формулировка? (законом прямолинейного распространения света) (слайд 12)

Вопрос: Какие примеры вы можете привести для подтверждения прямолинейного распространения света? (свет от фар машин, …., появление тени)

Обратите внимание на слайд «Образование теней» и на ОК : рассмотрим рисунок – на рисунке изображен точечный источник света (маленькая лампочка) и экран, между ними расположили непрозрачный предмет (металлический шар). После освещения предмета на экране появится тень в виде темного круга. Тень – это место, куда не попадает свет от источника. Если вместо точечного источника света использовать большую лампу, то вместо резкой тени на освещенном фоне мы увидим тень и полутень. Образование полутени не противоречит закону прямолинейного распространения света, а наоборот, лишь еще раз подтверждает его. (слайд 13)


  1. Выполнение кратковременной практической работы.

А теперь, ребята, давайте сами пронаблюдаем появление тени и полутени, используя оборудование, которое находится у вас на столах, в качестве источника света будем использовать свечу. (слайд 14)

При работе со свечой будем соблюдать следующие правила:

- нельзя зажигать свечу от свечи;

- зажигать нужно свечу спичкой;

- нельзя задувать пламя свечи, а нужно прикрыть пламя колпачком.

Задания:

  1. Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50-60 см от экрана. Посредине между экраном и свечами вертикально поместите линейку. Зажгите свечи. Что получилось на экране?

  2. Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней.

  3. Погасите одну свечу. Изменилось ли при этом изображение на экране? Если изменилось то как?

(После выполнения опыта, учащиеся вместе с учителем подводят итог работы, отвечают на поставленные вопросы в задании)


Учитель: Тень и полутень можно наблюдать при солнечных и лунных затмениях (взаимное расположение Солнца, Луны и Земли) (слайд 15)

Солнечное затмение – когда Луны при своем движении вокруг Земли полностью или частично закрывает Солнце. (длительность затмения несколько минут, бывают затмения в одном и том же месте раз в 200-300 лет).

Лунное затмение – когда Луна попадает в конус тени от Земли (длительность – 1,5 часа и более). Лунные затмения наблюдаются чаще, чем солнечные.

  1. Закрепление.

Выполнение теста «Оптические явления» (устно) (слайд 16)

  1. Задание на дом.

§ , стр.

Творческое задание:- Напишите эссе о природе света или

- Напишите фантастическое сочинение «Мир без света»

  1. Рефлексия. (слайд 17)

  2. Итог урока




Опорный конспект






Просмотр содержимого презентации
«Источники света.Прямолинейное распространение света»

Источники света. Прямолинейное распространение света

Источники света. Прямолинейное распространение света

Прямолинейное распространение света

Прямолинейное распространение света

практическая работа   При работе со свечой будем соблюдать следующие правила : - нельзя зажигать свечу от свечи; - зажигать нужно свечу спичкой; - нельзя задувать пламя свечи, а нужно прикрыть пламя колпачком. Задания:  1. Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50-60 см от экрана. Посредине между экраном и свечами вертикально поместите линейку. Зажгите свечи. Что получилось на экране? 2. Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней. 3. Погасите одну свечу. Изменилось ли при этом изображение на экране? Если изменилось то как?

практическая работа

При работе со свечой будем соблюдать следующие правила :

  • - нельзя зажигать свечу от свечи;
  • - зажигать нужно свечу спичкой;
  • - нельзя задувать пламя свечи, а нужно прикрыть пламя колпачком.

Задания:

1. Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50-60 см от экрана. Посредине между экраном и свечами вертикально поместите линейку. Зажгите свечи. Что получилось на экране?

2. Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней.

3. Погасите одну свечу. Изменилось ли при этом изображение на экране? Если изменилось то как?

СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Источники света. Прямолинейное распространение света"

Автор: Новикова Ирина Викторовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Свет. Распространение света в однородной среде" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sviet-rasprostranieniie-svieta-v-odnorodnoi-sriedie"
    ["file_id"] => string(6) "192837"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427531756"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация "Источники света. Распространение света" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-istochniki-svieta-rasprostranieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189247"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426848109"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по теме "Прямолинейное распространение света" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-priamolinieinoie-rasprostranieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "102289"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494350"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства