Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике в 7 классе "Архимедова сила. Плавание тел"»
Решение
экспериментальных задач
по физике в 7 классе по теме:
«Архимедова сила. Плавание тел.»
Разработала:
Учитель физики
Хороменской СОШ
Павленок Алла Степановна
«Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле»
Сенека
Цели урока:
Образовательные:
повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
Развивающие:
развивать умение анализировать учебный материал;
развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания;
сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитать умения и навыки коллективной работы;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Оборудование:
демонстрационное:компьютер и проектор, презентация;
лабораторное: сосуды с жидкостями, динамометры, тела.
Методы обучения:
Эксперимент
Решение задач
Беседа
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие учащихся
Сообщение темы и целей урока
Обобщение материала по теме: «Закон Архимеда».
Сегодня мы с вами еще раз вспомним о выдающемся ученом древней Греции, который прославился многочисленными научными трудами и открытиями. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
Легенда об Архимеде (рассказ ученика) (слайд)
Вопрос учителя: В чём же заключается смысл открытия Архимеда?
Учащиеся формулируют закон Архимеда:
На тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх, и равная весу жидкости в объёме, вытесненном телом. (слайд)
Учитель:
Есть сила одна, - вот вам ответ, -
Эту силу обнаружил Архимед.
Когда он опустился в воду,
То «Эврика!» - воскликнул он народу.
От чего зависит сила эта?
Нельзя оставить без ответа:
Если тело в воду бросить
Или просто опустить,
Будет сила Архимеда
Снизу на него давить.
Если вес воды в объеме
Погруженной части знать.
Можно силу Архимеда
Очень просто рассчитать.
Вы на уроке все поймете,
Когда задачки разберете.
Практическая работа.
Работа в группах (класс разделен на 4 группы)
Каждая группа получает инструкцию по выполнению практической работы.
Инструктаж учителя о порядке выполнения экспериментального задания.
Группа 1
Определение архимедовой силы, действующей на тела неправильной формы. Оборудование:
мензурка с водой, динамометр, два тела из пластилина разной формы, но одинакового объема.
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.
Группа 2
Определение архимедовой силы, действующей на тела разной массы, но одинакового объема.
Оборудование:
мензурка с водой, динамометр, два тела разной массы, но одинакового объема.
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.
Группа 3
Определение архимедовой силы, действующей на тела разного объема.
Оборудование:
мензурка с водой, динамометр, два тела разного объема, но одинаковой массы.
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.
Группа 4
Определение архимедовой силы, действующей на тело в воде и растворе соли.
Оборудование:
две мензурки, одна мензурка с водой, другая с насыщенным раствором соли, динамометр, одно тело.
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.
В это время у доски работает ученик (выполняет практическое задание):
используя оборудование (сосуд с водой, динамометр, тело), определить значение архимедовой силы, сопроводив записями на доске.
2. После совместного обсуждения представитель от каждой группы делает вывод о результатах практической работы.
3. Составляется схема (учащиеся в тетрадях): «Отчего зависит и не зависит Архимедова сила?» (слайд)
Примеры проявления закона Архимеда в природе.
Сообщения учащихся:
Произрастающий в дельте Волги вблизи Астрахани чилим (водяной орех) после цветения дает под водой тяжелые плоды. Эти плоды настолько тяжелы, что вполне могут увлечь на дно все растение. Однако в это время у чилима, растущего в глубокой воде, на черешках листьев возникают вздутия, придающие ему необходимую подъемную силу, и он не тонет. (слайд)
В Средиземном море, у берегов Египта, водится удивительная рыба фагак. Приближение опасности заставляет фагака быстро заглатывать воду. При этом в пищеводе рыбы происходит бурное разложение продуктов питания с выделением значительного количества газов. В результате тело фагака сильно раздувается, и, в соответствии с законом Архимеда, он быстро всплывает на поверхность водоема. Здесь он плавает, повиснув вверх брюхом, пока выделившиеся в его организме газы не улетучатся. После этого сила тяжести опускает его на дно водоема, где он укрывается среди придонных водорослей. (слайд)
Живущий в тропических морях моллюск наутилус может быстро всплывать и вновь опускаться на дно. Моллюск этот живет в закрученной спиралью раковине. Когда ему нужно подняться или опуститься, он изменяет объем внутренних полостей в своем организме. (слайд)
У широко распространенного в Европе водяного паука, обитающего в стоячих или слабо проточных водах, поверхность брюшка не смачивается водой. Уходя в глубину, он уносит с собой приставшую к брюшку воздушную оболочку, которая придает ему запас плавучести и помогает возвращению на поверхность. (слайд)
Мертвое море называют еще и Соленым. Море это особенное. В нем невозможно утонуть - такая в нем высокая концентрация солей. Если в одном литре морской воды содержится 35 граммов солей, то в литре воды Мертвого моря - 275 граммов. Вода моря настолько солёная, что человек может лежать на его поверхности. (слайд)
Задача (на демонстрационном столе весы):
Нарушится ли равновесие весов, если два цилиндра одинакового объема одновременно опустить в сосуды с водой, стоящие на чашках весов.
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)
Обобщение материала по теме: «Плавание тел».
Теоретическая часть.
Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?
Как направлена архимедова сила?
Как направлена сила тяжести?
Условия плавания тел.
Перечертите рисунки в тетрадь и подпишите.
Выводы:
Тело тонет, если сила тяжести больше силы Архимеда ( Fт FА)
Тело плавает, если сила тяжести равна силе Архимеда ( Fт =FА)
Тело всплывает, если сила тяжести меньше силы Архимеда ( FтА)
Затем рассматриваются условия плавания тел через сравнение плотностей тел:
Если pжpт , тело тонет,
Если pж pт, тело всплывает,
Если Pж=pт, тело плавает
Учащиеся формулируют условия плавания тел и делают запись в тетрадях. (слайд)
Демонстрация с плаванием тел.
Проблема: почему картофелина в пресной воде тонет, а в крепком растворе соли всплывает?
Цель: выяснить условия плавания, всплывания и погружения тел в жидкость.
Оборудование: картофелина, диаметр которой меньше диаметра стеклянного сосуда, заполненного водой; сосуд с насыщенным раствором поваренной соли.
Ход работы:
В сосуд с водой опускают небольшую картофелину и наблюдают, как она тонет. Затем картофелину вынимают из воды и опускают в насыщенный раствор соли. Замечают, что здесь картофелина плавает. После этого переливают часть насыщенного соленого раствора в цилиндр. Подливают в раствор воду и, перемешивая его, постепенно уменьшают плотность до того момента, пока картофелина не будет плавать внутри жидкости, что и является предметом демонстрации.
Учащиеся делают вывод, при каком условии картофелина в жидкости плавает? при каком условии картофелина в жидкости тонет?
Самостоятельная работа:
Работа в парах (задание для пар в группах предлагается на бумаге разного цвета, каждому цвету соответствуют задания разного уровня). Время выполнения – 10 мин.
В это время - экспериментальная работа в парах:
I пара учащихся: «Проверка закона Архимеда»
Задание
Рассчитайте выталкивающую силу, действующую на груз массой 100г в воде, и проверьте расчет на опыте.
1.С помощью мензурки измерьте объем груза и вычислите выталкивающую силу, которая будет действовать на него при погружении в воду.
2. С помощью динамометра измерьте выталкивающую силу, действующую на груз со стороны воды.
3. Сравните рассчитанное и измеренное на опыте значения выталкивающей силы.
II пара учащихся: «Определение плотности жидкости»
Задание
Рассчитайте плотность жидкости, в которую погружают гирю.
Оборудование: тело (гиря),динамометр, мензурка.
Ход работы:
1. С помощью мензурки измерьте объем груза.
2. С помощью динамометра измерьте выталкивающую силу, действующую на груз со стороны воды.
3. Рассчитайте плотность жидкости.
Решение экспериментальной задачи (данное задание для мотивированных учащихся).
Используя динамометр, сосуд с водой, тело (металлический цилиндр), определить плотность этого цилиндра.
У доски, используя перечисленное оборудование, работает учащийся. Остальныеученики класса – на местах.
3. Воздухоплавание (слайд)
Теоретическая часть.
На все тела в воздухе тоже действует выталкивающая (архимедова) сила. На этом основано воздухоплавание. Для воздухоплавания сначала использовали воздушные шары.
Вопросы для закрепления:
- Какое условие должно выполняться, чтобы воздушный шар поднимался вверх? (Сила Архимеда силы тяжести, плотность газа