kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике "Сила трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить обучающихся с особенностями действия силы трения.

Задачи:

Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;

Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения:

1.Словесный,  наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний);

2.Обобщающий (по принципу расчленения и соединения знаний);

3.Творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе);

4. Контроль – самоконтроль;

5. Частично - поисковый

6. Объяснительно-иллюстративный

Необходимое техническое оборудование: компьютер, приборы для демонстрации опытов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по физике "Сила трения"»

Тема: «Сила трения. Трение в природе и технике»

(7 класс)

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить обучающихся с особенностями действия силы трения.

Задачи:

Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;

Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения:

1.Словесный, наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний);

2.Обобщающий (по принципу расчленения и соединения знаний);

3.Творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе);

4. Контроль – самоконтроль;

5. Частично - поисковый

6. Объяснительно-иллюстративный

Необходимое техническое оборудование: компьютер, приборы для демонстрации опытов.


Ход урока:

Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. 
Дай мне действовать самому – и я научусь.
(Восточная мудрость)

1. Организационная часть.

Приветствие, организация доброжелательного настроя всех учащихся, подготовка учащихся к работе
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Для того чтобы на протяжении всего занятия сохранить работоспособность, нам необходимо хорошее настроение. Скажите, а по каким признакам можно определить, что человек находится в хорошем настроении? …
Давайте закроем глаза и подумаем про что-нибудь хорошее, доброе.
Улыбнитесь, откройте глаза и подарите свою улыбку и хорошее настроение тому, кто рядом с вами! Молодцы! А теперь – за работу!

2. Целеполагание и мотивация.

С трением и его силой человек сталкивается на каждом шагу.Трение отвечает за многое: за то, чтобы шнурки не развязывались в ботинках; за то, чтобы мы могли писать на доске; за то, чтобы муха могла ползать по оконному стеклу; за то, чтобы слон мог хоботом брать пищу; за то, чтобы мы не съезжали со стула, когда на нем сидим; за то, чтобы могли останавливаться и двигаться машины; за то, чтобы мы могли ходить и многое другое.

Ребята, посмотрите на эти предметы (наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего c точки зрения физики может быть между этими предметами?

(Обучающиеся выдвигают свои предположения. Общим, может быть трение).

Тема урока «Сила трения. Трение в природе и технике». 

Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока?

- Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение.

3. Актуализация знаний.

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предметов – мячом.

Упражнение «Передай мяч» - обучающиеся передают друг другу маленький мяч, отвечая на вопросы по данной теме. Если обучающийся не знает ответа, то он просто передает мяч следующему обучающемуся.

Вопросы:

1.Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел)

2.Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга)

3.Как обозначается сила? (F)

4.Единица измерения силы? (1 Ньютон)

5.Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? (Сила тяжести)

6.Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела)

7.Что называют весом тела? ( Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)

8.Как вычислить вес тела? (Так же, как и силу тяжести)

9.Чему равен вес петуха массой 3 кг? (29,4 Н)

10.Главное отличие силы тяжести от веса тела? (Сила тяжести приложена к телу со

стороны Земли, а вес тела приложен к опоре или подвесу со стороны тела, т.е. точкой

приложения).

11.Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр)

12.Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними).

13.Определите цену деления динамометра на вашей парте. (0,1 Н)

14.Определите вес бруска. (0,8 Н).

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Молодцы. Теперь возвращаемся к теме нашего урока.

Я предлагаю вам обратиться к материалу, который лежит у вас на парте. Давайте поэкспериментируем.

1.Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).

2.Возьмите бумагу обратной стороной и повторите действия.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся легче)

3.Возьмите стекло и проведите по поверхности другого стекла.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень плохо)

Скажите, какой процесс с точки зрения физики вы наблюдали? (Трение)

Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение?

Трение – взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению.

Давайте запишем в тетрадях, что называют трением.

Хорошо. А что вы назовете силой трения?

(Сила, характеризующая взаимодействие соприкасающихся тел, называется силой трения.)

Запишем в тетрадь.

А как вы думаете, куда направлена сила трения? (в сторону, противоположную движению тела относительно другого)

Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом: Fтр . Единица измерения Ньютон.

Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул) Запишите в тетрадь.

Продолжим эксперимент.

Возьмите свои ручки, положите их вдоль парты и слегка толкните. Ручка … скользит… по парте.

Теперь положите её поперек парты и также слегка толкните. Ручка… катится …по парте.

А если её совсем не трогать, то она лежит в покое.

Во всех трех случаях между ручкой и партой возникает сила трения.

(Сила трения скольжения, сила трения качения, сила трения покоя.)

Какие же виды трения существуют? Трение скольжения качения покоя.

Трение скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Например, при движении саней и лыж по снегу.

Трение качения возникает, если тело не скользит, а катится по поверхности другого тела, Например, при движении колёс автомобиля, при перекатывании бочки по земле.

Трение качения намного меньше трения скольжения. Но есть ещё сила трения покоя. Если, например, попробовать сдвинуть шкаф. Если нажать на шкаф слабо, то он не сдвинется с места. Потому что действующая в этом случае сила будет уравновешиваться силой трения между полом и ножками шкафа. Эту силу называют силой трения покоя. Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, нитку, которой сшиты куски ткани. Но всё это виды сухого трения. При движении твёрдых тел в жидкости возникает сила вязкого трения. Силу трения можно измерить. Прочитайте в учебнике как это можно сделать? (работа с учебником). Ребята, давайте выясним, от чего зависит сила трения?

1. Зависит ли сила трения от веса тела?

(Да, зависит, чем больше вес, тем больше возникающая сила трения)

2.Зависит ли сила трения от площади поверхности?

(Нет, не зависит)

3.Зависит ли сила трения от вида поверхности?

(Да, чем больше шероховатость, тем больше сила трения)

4.При сравнении силы трения скольжения и силы трения качения, какие получены выводы?

(Сила трения качения меньше силы трения скольжения).

Устали? Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Отдохнули, продолжим работать.

5. Первичная проверка понимания

А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело. Давайте обратимся к литературе и к истории .

1.В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

(Н.А.Некрасов)

Какая сила присутствует движению салазок?

(сила трения скольжения).


2.Вдоль опушки Вова едет

На своем велосипеде

И везет варенье

Всем на угощенье.

(сила трения качения).


3.Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет, скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (Сила трения скольжения)

4.Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (Сила трения качения)

5.Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку

Тянут-потянут,

вытянуть не могут…

Почему не могут?

(сила трения покоя между репкой и почвой очень большая)

6.Объясните смысл пословицы с точки зрения физики:

а) Баба с возу, кобыле легче.

(сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше противодействует движению телеги)

б) Не подмажешь, не поедешь.

(для уменьшения трения применяют смазки)

7. 18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…

Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?

8. Отгадайте загадку: Летом навзничь лежат, Зимой в гости ездят. (сани)

1.Почему мы не используем сани летом?

2. Какой вид трения имеет место при: а) держании предметов в руках;

в) катании с горы на санках; г) движении на роликовых коньках?

9.Объясните поговорки: а) Не подмажешь – не поедешь.

б) Угря в руках не удержишь.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону и самооцениванием.

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А) сила трения скольжения,

Б) сила трения покоя,

В) сила трения качения.

2.На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40 Н. При этом ящик остается на месте. Какая сила при этом возникает?

А) 0 Н

Б) 10 Н

В) 40 Н

г) 100 Н

3.Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А) вправо,

Б) влево,

В) вертикально вниз.

4.В каком случае возникает сила трения скольжения?

А) 1,

Б) 2,

В) 3.

5.Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?

А) вниз,

Б) в сторону, противоположную движению,

В) по ходу движения.

6.В гололёд тротуары посыпают песком. При этом трение подошв о лёд …

А) не изменяется,

Б) уменьшается,

В) увеличивается.

7.При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А) не изменяется,

Б) уменьшается,

В) увеличивается.

Проверка по эталону и самооценивание:


1

2

3

4

5

6

7

Б

В

Б

А

В

В

Б

4-5 правильных ответов – оценка 3,

6 правильных ответов – оценка 4,

7 правильных ответов – оценка 5.

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Задание на дом:

– § 30-32

– творческое задание (по выбору) Сочинение на тему: «Если бы не было силы трения…» Сообщение на тему: «Примеры пользы и вреда силы трения».

Примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе.

8. Рефлексия.

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Наш мяч снова вернулся к нам. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что понравилось на уроке? Может быть, не понравилось».

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Большое спасибо, ребята, за совместную работу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по физике "Сила трения"

Автор: Никитичева Альбина Владимировна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока физики  " Силы в природе""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekturokafizikisilyvprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "271955"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451846090"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока физики на тему "Сила трения.Учет влияния силы трения в технике."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_fiziki_na_tiemu_sila_trieniia_uchiet_vliianiia_sily_trieniia_v_t"
    ["file_id"] => string(6) "376024"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483719622"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по физике на тему: Сила трения "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-fizikie-na-tiemu-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182911"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425645486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "Сила трения. Трение в природе и технике" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sila-trieniia-trieniie-v-prirodie-i-tiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "129741"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415742861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства