kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике "Испарение и конденсация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: раскрыть физическую сущность процессов испарения и конденсации, расширить представление учащихсяоб объектах природы  и средствах описания.

Задачи.

  • ввести понятия испарения и конденсации.
  • раскрыть физическую сущность процесса испарения и конденсации
  • формировать умения самостоятельно приобретать знания;
  • формировать умения наблюдать, обобщать и делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Испарение и конденсация" »

Жамашева Г.А. –учитель физики СОШ№1 Испарение и конденсация 8 класс

Цели: раскрыть физическую сущность процессов испарения и конденсации, расширить представление учащихсяоб объектах природы и средствах описания.

Задачи.

  • ввести понятия испарения и конденсации.

  • раскрыть физическую сущность процесса испарения и конденсации

  • формировать умения самостоятельно приобретать знания;

  • формировать умения наблюдать, обобщать и делать выводы.

Тип урока : комбинированный

Оборудования урока : интеративная доска, карточкии для индивидуальных заданий.

Приборы и материалы для демонстрации опытов:

Учебник «Физика-8», электронный учебник 8 класс

Планируемый результат: учащиеся должны знать понятия испарения и конденсация, должны уметь объяснять результаты опыта.

Ход урока.

Организационный этап.

I. Класс заранее разделен на группы:

  1. теплопроводность

  2. конвекция

  3. излучение

1.орг.момент

Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что мы сегодня с вами плодотворно поработаем на уроке. И хотелось бы, чтобы этот урок оказался интересным для всех.

2. Мотивационный момент (на фоне музыки)

- О сколько нам открытий чудных.

Готовит просвещененья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

Это строки из стихотворения А .С. Пушкина! Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности! И мы сегодня на уроке попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Мы с вами проведем необычный урок – путешествие в мир неизвестных явлений. Прежде чем отправимся в путешествие, мы с вами вспомним , пройденный материал.

3.Физический диктант (10 вопросов)

Приложение№ 1. Взаимопроверка

  1. Освоение нового материал

Наше путешествие для нас откроет такие явления природы, как испарение и конденсация, при этом остановимся на следуюших станциях.

Первая остановка – «Познавательная» , где мы узнаем что такое испарение и конденсация ,чем они сопровождаются.

Вторая остановка – «Экспериментальная», где с помощью опытов выясним, от чего зависит интенсивность испарения.

Третья остановка-«Лирическая»,где узнаем о связи физики с лирикой.

Четвертая остановка – «Практическая», где познаем роль испарения и конденсации в жизни человека.

Станция «Познавательная».

Какие вы знаете агрегатные состояния вещества?

Приведите примеры?

В чем состоит основное отличие твердых тел от жидкостей; газов? (ответы учащихся)

Различают три состояния вещества - твердое, жидкое, газообразное. Они называются агрегатными.

Одно и тоже вещество в зависимости от условий может находятся в различных агрегатных состояниях.

Например: вода, лед, пар.

Различные состояние вещества определяются лишь расположением и характером движения и взаимодействия молекул.

Сейчас рассмотрим переход жидкости в пар. Существуют два способа перехода жидкости в газообразное состояние – испарение и кипение. Рассмотрим процесс испарения на примере.

Демонстрация №1 На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.

Вопрос: Останутся ли в равновесии весы через некоторое время? (ответы учащихся)

Ответ: Равновесие весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторые время станет меньше холодной водой из-за испарения.

Вывод: Испарение - это парообразование, происходящие при любой температуре со свободной поверхности жидкости ( запись в тетради учашихся)

  • Таким образом, все молекулы воды непрерывно движутся с разными скоростями.Если какая –нибудь достаточно быстрая молекула воды окажется у поверхности, то она может преоделеть притяжение соседних молекул и вылететь из воды. И такой процесс происходит с поверхности жидкости при любой температуре.

Вопрос:В каком стакане – в холодной или горячей водой – испарение происходит быстрее?(ответ учащихся)

Ответ: В стакане с горячей водой.

Мы с вами выяснили одну из причин, от которой зависит скорость испарения.

Какую! (Ответы учащихся)

Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение.

Вопрос: Почему скорость испарения зависит от температуры? (Ответ учащихся)

Ответ: Чем выше температура, тем молекулы движутся быстрее и тем больше молекул способных преодолевать силу притяжения со стороны других молекул и вырваться с поверхности.

Сейчас ребята обратите внимание на весы, теперь четко видим, что масса горячей воды стала меньше массы холодной воды.

Вопрос: Что произошло бы, если бы мы с вами стакан накрыли крышкой! (Ответ учащихся)

Ответ: масса воды не изменится.

Ребята как вы думаете что почему? Какое явление мы наблюдаем.

Ответ: Явление конденсация, обратное испарению т.е. явление превращения пара в жидкость.

(Запись в тетрадях учащихся)

Станция «Экспериментальная»

Групповая работа :

Каждая группа получает задание, выполнив его, нужно сделать вывод. (приложение №2)

№1. Проверка зависимости скорости испарения от наличия ветра.

№2. Проверка зависимости скорости испарения от рода жидкости.

№3. Проверка зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.

Итак, интенсивность испарения зависит.

  1. От температуры жидкости – увеличивается скорость движения молекул.

  2. От площади поверхности – испарение происходит со свободной поверхности.

  3. От наличия ветра.

  4. От рода жидкости – разные силы притяжения между молекулами.

Станция «Лирическая»

Послушайте сказку « Хитроумный Иван»

Захотел Иван жениться на красавице царевне.

Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала каждому жениху. А тех , кто не справлялся с задачей, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне.

Красавица говорит: « Вот тебе первая задача:

Сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо, стало видимым.

  • Это пара пустяков, - отвечает Иван.

  • Дай-ка зеркальце, я сделаю так... А ты посмотри в него.

Что сделал Иван. И что могла увидеть царевна:

(здесь учитель делает паузу, заслушивает ответы учеников.)

Иван подышал на холодное зеркальце, и царевна увидела невидимые капельки воды, находящейся в окружающем воздухе, они сконденсировались на стекле.

Удивилась царевна и молвила: Хорошо, ты справился с первой задачей, посмотрим, что будет со второй задачей.

Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через пять минут вода испарилась.

Нет, ничего проще ответил Иван.

  • Это часто делают слуги в вашем дворце.

Что имел в виду Иван?

(Здесь учитель делает еще одну паузу, слушает ответа учеников)

Иван предложил разбрызгать воду по полу.

  • Умен ты и образован, добрый молодец. Видно, судьба выйти мне за тебя замуж,- молвила напоследок царевна.

Станция «Практическая»

Приложение №3

Самостоятельная работа учащихся.

Практическая работа содержит 5 вопросов. Самопроверка ответы записаны на доске.

Критерии оценок

«5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3»- 3 балла

«2»- 1-2 балла

Итог урока . Рефлексия . Выставление оценок. Итак, скорость испарения зависит от того, какой воздух – сухой или влажный, т.е от влажность воздуха воздействует на самочувствие человека.(ответ учащихся)

Конечно она играет очень важную роль.

Пример.

На карнавале в Бразилии произошел несчастный случай «с золотым» мальчиком, который был покрыт золотой краской, она закупорила пары, испарение с поверхности кожи не происходило, мальчик перегрелся и умер.

И сегодня мы вами убедилось, что явления испарения и конденсация в жизни человека имеют огромное значение.

Наше путешествие в мир неизвестных явлений подходит к концу.

Рефлексия . – Вам понравился урок?

  • Что больше всего покравилось?

  • Какие знание, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни.

Спасибо вам за любозность, активность, приветливость.

Домашнее задание.

Творческая задача – на раскаленную плиту или сковороду брызните каплю воды и пронаблюдайте за скоростью и испарение. Объясните , почему процесс при очень высокой температуре капля держится неожиданно долго, не испаряясь.

Приложение№1

Физический диктант

1.Мера изменения внутренней энергии в процессе теплопередачи(количество теплоты)

2.Единица измерения удельной теплоемкости(Дж/кг С)

3. Удельная теплоемкость железа равна 460Дж/кг С.Это означает,что...(для нагревания 1 кг железа на 1С потребуется 460Дж)

4.Мера превращения механической энергии во внутренную(работа)

5.Физическая величина, которая определяет количество теплоты, необходимой для нагревания вещества массой 1кг на 1С(удельная теплоемкость)

6.Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива(Дж/кг)

7.Физическая величина,которая определяет количество теплоты,выделяющееся при сгорании 1кг вещества(удельная теплота сгорания топлива)

8.Основные виды топлива,которые используются в Казахстане?(уголь,нефть,газ)

9.Сумма кинетической и потенциальной энергии тела.(полная механическая энергия)

10.Законсохранения и превращения энергии.(полная энергия замкнутой системы остается постоянной)

Приложение №2

Группа №1 Проверка зависимости скорости испарения от наличия ветра.

Приборы и материалы: баночки со спиртом, кисточки, два чистых листа бумаги, на которой наносятся мазки, веер.

Задание: Опустите кисточку в баночку со спиртом и наносите мазок на один лист бумаги, от второй приблизительно такой же, на другой лист бумаги.

Первый отложите в сторону, а второй интенсивно обмахивайте веером, стараясь, что бы веер не поподал на первый лист бумаги.

Пронаблюдайте, какой из двух мазков испарится быстрее, и сделайте вывод.

Группа №2 Проверка зависимости скорости испарения от рода жидкости.

Приборы и материлы: Лист чистой бумаги ( с надписью, где какой мазок сделать), подписанные кисточки, баночки со спиртом, водой и подсолнечным маслом.

Задание: Нанесите на белый лист бумаги в в указанные места с помощью мазки жидкостей в следующем порядке: подсолнечное масло, вода, спирт. Каждый мазок нанесите отдельной кисточкой, чтобы не допустить смешивание жидкостей. Пронаблюдайте, какой мазок испарится быстрее всего, а какой- медленее? Сделайте вывод!

Группа №3 Проверка зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.

Приборы и материалы стеклянная пластина, пипетка, баночка с водой.

Задание : С помощью пипетки нанесите стеклянную пластинку две капли воды.

Одну каплю размажьте на возможно большую площадь, другую оставьте. Пронаблюдайте в какой из двух капель воды испарение происходит быстрее, сделайте вывод.

Приложение №3

  1. Будет ли испарятся вода из стакана, если его перенести из теплой комнаты в холодное помещение, температура в котором 0 0С ? (да, испарение происходит при любой температуре).

  2. Почему скошенная трава быстрее высохнет в ветреную погоду? (ветер относит молекулы воды, которые испаряются с поверхности воды.

  3. В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи остынут быстрее? ( быстрее остынут постные щи, т.к жирная пленка препятствует испарению воды).

  4. Сырые дрова горят хуже, чем сухие почему? (часть энергии расходуется на испарение воды в сырых дровах).

  5. Оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудится. Почему? (вода с мокрой одежды и обуви испаряются, а испарение сопровождатся понижением температуры, поэтому можно быстро замерзнуть).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по физике "Испарение и конденсация"

Автор: Жамашева Гульнара Амангельдиевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока физики "Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-fiziki-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "100573"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402384822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-paroobrazovaniie-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "177274"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424613741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме "Парообразование и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-paroobrazovaniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "150669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420541557"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "План конспект урока на тему: Насыщенный пар. Влажность воздуха. "
    ["seo_title"] => string(67) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-nasyshchiennyi-par-vlazhnost-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "175028"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424199645"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока физики на тему "Влажность воздуха""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokafizikinatiemuvlazhnostvozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "293282"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455451057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства