Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия, рассмотреть способы изменения внутренней энергии
развитие научного мышления учащихся, познавательных и творческих способностей, любознательности и интереса к явлениям природы, осознанных мотивов учения;
воспитание ответственности, научной и экологической культуры, понимания социальной роли физической науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"»
Дата__________
Класс: 8
Тема урока: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
Цель:
ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия, рассмотреть способы изменения внутренней энергии
развитие научного мышления учащихся, познавательных и творческих способностей, любознательности и интереса к явлениям природы, осознанных мотивов учения;
воспитание ответственности, научной и экологической культуры, понимания социальной роли физической науки.
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: словесный, практический
Модули: ИКТ, диалоговое обучение, учет возрастных особенностей, лидерство в обучении, работа с талантливыми и одаренными, оценивание для бучения и оценивание обучения, критическое мышление.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение. Проверка домашнего задания
1)Физический диктант№2
Тема 2:Температура. Способы измерения температуры.
Температура- это степень………………….тела
Процесс передачи энергии при контакте двух тел путем теплопередачи от более нагретого тела к менее нагретому-……………………
При теплообмене происходит изменения параметров: 1)………2)……..3)……..
Температуру измеряют…………………..
Прибор, который находится в тепловом контакте с другим телом, температуру которого измеряют-………………
Температура таяния льда-…………….
Температура кипения воды-……………..
Температурные школы: 1)………………..2)…………….3)………………
Формула, связывающая шкалу Цельсия и шкалу Кельвина………………..
2)Вопросы после параграфа 2
Изучение нового материала
Работа в группах. Ребята самостоятельно просматривают эксперименты и делают вывод.
1. Урок можно начать с демонстрации следующих экспериментов. Эксперимент 1
Стальной брусок (молоток) падает на наковальню. Обращаем внимание, что в результате удара о плиту изменилось состояние тел.
Эксперимент 2
На наковальню кладем проволоку и ударяем молотком. Проволока нагрелась и деформировалась. Изменение температуры можно продемонстрировать.
Эксперимент 3
Термопару соединяют с баллистическим гальванометром, ударяют молотком. Отклонение «зайчика» свидетельствует о нагреве в месте удара.
2. Если изменилось состояние тел, то изменилась и энергия частиц, из которых состоят тела. Поскольку молекулы обладают массой и движутся, то они обладают кинетической энергией. Средняя кинетическая энергия молекул тем больше, чем больше масса молекулы и ее средняя скорость.
Чем больше средняя кинетическая энергия частиц, тем выше температура тела.
Так как молекулы взаимодействуют друг с другом, то они обладают и потенциальной энергией. Если частицы находятся на таком расстоянии друг от друга, что силы притяжения между ними равны силам отталкивания, то потенциальная энергия их минимальна. С увеличением или уменьшением расстояния между частицами потенциальная энергия их возрастает.
Суммарную энергию движения и взаимодействия всех частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией.
В понятие внутренней энергии включают:
а) Суммарную кинетическую энергию поступательного и вращательного движения молекул.
б) Суммарную потенциальную энергию взаимодействия молекул, обусловленную силами взаимодействия.
На практике нужно знать не абсолютное значение величины энергии, а ее изменение. В тепловых процессах при переходе тела из одного состояния в другое изменение внутренней энергии связано лишь с изменением кинетической и потенциальной энергий частиц. Так как движение никогда не прекращается, то тела всегда обладают внутренней энергией. Следовательно, наряду с механической энергией тела обладают еще и внутренней энергией. Изменение внутренней энергии происходит только за счет энергии других тел.
Объясните опыты:
- Почему при периодическом изгибании железной проволоки тела
нагреваются?
- Почему два бруска при трении нагреваются?
Эти примеры иллюстрируют превращение механического движения в тепловое.
Внутренняя энергия обозначается буквой U.
Особенностью внутренней энергии является то, что она всегда больше нуля, ведь тепловое движение частиц никогда не прекращается. При этом величина внутренней энергии тела не зависит от механической энергии тела. Например, ядро массой 10 кг летит со скоростью 40 м/с. Температура ядра - 400 °С. Если подобное ядро летит с той же скоростью, имея температуру 100 °С, то их механические энергии на одной высоте одинаковы, а внутренняя энергия больше у первого ядра.
Необходимо обратить внимание учащихся на отличие внутренней энергии от механической энергии тел. Механическая энергия зависит от скорости движения и массы тела, а также от расположения данного тела относительно других тел. Внутренняя же энергия не зависит от скорости движения тела в целом. Она определяется скоростью движения частиц, из которых состоит тело, и их взаимным расположением.
3. Для описания энергетических превращений используют закон сохранения энергии. Он определяет соответствие между изменением механической и внутренней энергии.
Полная энергия, равная сумме механической н внутренней энергии, остается постоянной при всех взаимодействиях.
С другой стороны, этот закон подчеркивает тот факт, что какой-либо вид энергии сам по себе не появляется и не исчезает бесследно. Всегда один вид энергии переходит в другой в равных количествах. Закон сохранения полной энергии был открыт Робертом Майером.
Способы изменения внутренней энергии
Демонстрации: опыт по нагреванию жидкости в латунной трубке; опыт по выдавливанию пробки из сосуда при помощи воздушного насоса".
1. Освещение нового материала логично начать с показа опыта по нагреванию эфира в латунной трубке при помощи суровой нити или прочной тканевой ленты. При этом не следует допускать вылета пробки из отверстия. Касаясь стенок трубки, легко заметить, что температура эфира увеличилась. Следовательно, при нагревании тела внутренняя энергия молекул увеличивается.
2. Данный опыт показывает, что внутреннюю энергию можно увеличить за счет совершения механической работы над телом.
Именно такой способ добычи огня использовали наши предки. За счет трения при быстром вращении сухой кусок дерева нагревался более чем на 250 °С, и загорался.
Говоря о возможности увеличения внутренней энергии за счет совершения работы, следует особо отметить, что существует и обратный процесс. Если тело само совершает работу, то при этом его внутренняя энергия уменьшается.
Подкрепляя данный тезис, можно показать опыт, описанный и проиллюстрированный в учебнике на с. 9. Появление тумана в сосуде в момент вылета пробки указывает на уменьшение температуры воздуха. Следовательно, воздух совершил работу по выталкиванию пробки за счет своей внутренней энергии.
3. Есть еще один способ изменения внутренней энергии.
Нагревание чашки, в которую налили горячую воду, камня, брошенного в огонь - все это увеличивает внутреннюю энергию тел. Работа при этом не совершается.
Изменение внутренней энергии тел без совершения над телами работы, называется теплопередачей.
Физика этого процесса проста. При взаимодействии молекул горячей воды с молекулами стенок холодной чашки молекулы воды при ударах передают часть своей кинетической энергии. При этом скорость молекул чашки увеличивается, а скорость молекул воды падает.
Как только температуры чашки и воды станут равными, теплообмен прекращается.
Следует обратить внимание на тот факт, что при теплопередаче (теплообмене) энергия всегда передается от горячего тела к холодному, то есть от тела с высокой температурой к телу с низкой температурой. Обратный процесс сам собой никогда не происходит.
Чтобы количественно оценивать изменение внутренней энергии, вводят понятие количества теплоты (Q).
Та энергия, которую тело отдает или получает в результате теплообмена, называется количеством теплоты.
Очевидно, что Qизмеряется, как и энергия, в джоулях:
[ΔU] = 1 Дж.
Закрепление изученного материала.
Ребята в группах составляют самостоятельно вопросы по параграфу 3 и 4.
- Какое движение называют тепловым?
- Что понимают под внутренней энергией?
- В чем различие между механической и внутренней энергией?
- Всегда ли выполняется закон сохранения механической энергии?
- Можно ли увеличить внутреннюю энергию тела, не изменяя, характера движения молекул?
- Какие преобразования энергии происходят при падении теннисного мяча на пол?
- Какие превращения энергии происходят при обработке напильником металлической заготовки?
Если класс хорошо подготовлен, можно задать учащимся и более сложные вопросы:
- Верно ли утверждение: при теплообмене энергия всегда передается от тел с большей внутренней энергией к телам с меньшей внутренней энергией?
- По озеру на большой скорости плывет катер. Изменяется ли при этом внутренняя энергия катера, воды в озере? Как? Почему? Объясните.
Подводя итог уроку, необходимо сделать вывод о том, что существует два способа изменения внутренней энергии:
а) за счет совершения механической работы;
б) за счет теплообмена.
Эти способы равноправны. Мы никогда не можем угадать, за счет чего увеличилась температура тела. Это может быть и результат теплообмена, и результат совершения работы над телом.
Таким образом, изменение внутренней энергии тела всегда происходит за счет энергии других тел: либо при теплопередаче (за счет изменения внутренней энергии), либо при совершении работы (за счет механической энергии).