Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Испарение и конденсация"
Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Испарение и конденсация"
Цель урока: Ознакомить учащихся с процессами испарения и конденсации.
Задачи урока:
общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;
развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Испарение и конденсация"»
Дата___________
Класс: 8
Тема урока: " Парообразование и конденсация"
Цель урока: Ознакомить учащихся с процессами испарения и конденсации.
Задачи урока:
общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;
развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.
Оформление доски:
“Живу, недоумевая, все время хочу понять” А. Эйнштейн.
Ход урока
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня мы продолжим разговор об агрегатных состояниях веществ и их взаимных превращениях. Какие явления мы уже рассмотрели? (Плавление, отвердевание).
Совсем недавно ушли жаркие и душные летние дни, когда нас спасали напитки из холодильника. Приятно утолить жажду любимой холодненькой кока-колой. Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник. А если в походе? Да еще в пустыне? Как тогда быть?
Наверное, всем известно, что африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна. К концу этого урока мы сможем ответить на эти и подобные вопросы.
( Во время рассказа демонстрирую рисунки из энциклопедии “Живой мир”)
2. Изучение нового материала.
Изменением агрегатного состояния вещества является также процесс перехода жидкости в газ (пар). Как этот процесс будет называться? Кто попробует записать это определение на доске?
Обратный же процесс называется конденсацией.
Парообразование может происходить как в виде испарения, которое происходит с поверхности жидкости, так и в виде кипения. (Запись на доске)
Наша задача – разобраться, как происходит процесс испарения, и научиться объяснять происходящее с точки зрения молекулярно-кинетической теории.
Рассмотрим, каким образом происходит процесс испарения. (Рассказ учителя и беседа с учащимися по схеме на графопроекторе о молекулах внутри жидкости и молекулах поверхностного слоя).
Далее по схеме на графопроекторе рассказ о том, как происходит испарение и конденсация на основе МКТ.
Более подробно мы сегодня рассмотрим испарение и найдем ответы на следующие вопросы: что же именно происходит с жидкостью (и ее молекулами) во время испарения; от чего зависит скорость испарения; какую роль играет этот процесс в жизни человека, животных, растений.
Для этого мы будем работать в группах, поставим ряд опытов и сделаем определенные выводы. Работа в группах создание ментальных карт по теме: «Испарение» и «Конденсация»
3. Работа в группах (5 минут). (Смотри карточки для работы в группах.)
4. Выступление “спикеров”.
1) уменьшение температуры жидкости при испарении
Беседа, в результате которой делаются выводы и запись в тетради:
“Энергичные молекулы улетают, следовательно, внутренняя энергия уменьшается, и уменьшается температура тела, с поверхности которого идет испарение”.
2) зависимость от температуры
3) зависимость от площади
4) зависимость от рода жидкости
5) зависимость от ветра
6) испарение в жизни растений
После выступления этой группы можно использовать дополнительный материал, например такого содержания:
“Толстые и колючие кусты не похожи на другие растения. Семейство этих колючих уродцев живет в основном в пустынях, там, где мало влаги, и если у всех развивается пластинка листа, то у кактуса развивается основание. Здесь и накапливается сокровище – вода. Отсутствие листьев – это приспособление к засушливому климату. Чтобы меньше испарять влаги, кактусы покрылись толстой кожицей, поверх которой находится слой воска, или густой волосяной покров. Самые крупные кактусы накапливают до двух тысяч литров воды.
Бегонии с большими красивой формы листьями обитают в тропиках Южной Америки, Азии, в Индии.
Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев в мире. Растет в Австралии (100 м) и в пустынях Центральной Австралии, но уже кустарники высотой 2 – 3 метра. Эти растения приспосабливаются к жаре. Листья эвкалиптов на длинных черешках и всегда поворачиваются параллельно к падающим солнечным лучам”.
Рассказ иллюстрируется рисунками из энциклопедий, открытками.
7) “Занимательная физика” (выступление ребят по статьям книги Перельмана)
5. Закрепление материала.
Рассмотрим вопросы, которые были поставлены в начале урока.
- Так зачем же африканскому слону столь большие уши, в отличие от индийского слона?
(Энциклопедия “Живой мир” с. 42 и с. 97)
- А чтобы решить проблему с охлаждением напитков, фирма “Фил Канн Индастри” (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнет бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки. За 90 секунд температура напитка понижается на 20–25о.
Кроме задания по учебнику, предлагается по желанию – написать сочинение “Из жизни молекул”, где рассмотреть поведение молекул во время парообразования, конденсации. Можно подобрать примеры, где важно испарение из биологии, географии (например, рассмотреть круговорот воды в природе).
Группа № 1.
Возьмите промокательную бумагу и капните на разные места по одной капле воды, спирта и глицерина. Проследите, какая из капель испариться первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и обоснуйте его.
Группа № 2.
Капнув на две чистые стеклянные пластинки по капле одеколона, поместите одну из них над нагретой электрической плиткой. Заметьте время, в течение которого испарится одеколон с этой пластинки и с той, которая не подогревается. Сделайте вывод из этого опыта, а зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.
Группа № 3.
На две чистые стеклянные пластинки стекла поместите по капле одеколона. Помашите над одной из пластинок веером так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его.
Группа № 4.
Поместите на чистую стеклянную пластинку каплю спирта и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу. Рядом нанесите еще одну каплю спирта. Пронаблюдайте за их испарением. Сравните скорости испарения этих капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.
Группа № 5.
Налейте одинаковое количество воды (2 – 3 ложки) в стакан и в блюдце. Поставьте их на холодильник или подоконник. Проследите за испарением воды в сосудах. Где вода испаряется быстрее? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.(Это задание было дано заранее на дом)
Группа № 6.
Смочите ватку спиртом. Оберните ею шарик термометра. Заметьте значение температуры в начале опыта и спустя 2 – 4 минуты. Сделайте вывод из этого опыта об изменении температуры во время испарения, попробуйте обосновать этот вывод. Вы можете привести примеры из жизни?
Группа № 7.
Рассмотрите два растения: кактус и бегония. Что представляют собой листья этих растений? Листья, какого растения будут испарять меньше влаги? Почему? В каких местах могут произрастать эти растения?
Группа № 8.
Прочтите статью “Веер” (с.126). Составьте короткий рассказ об этом. Действительно ли с помощью веера можно охладить воздух в комнате?
Группа № 9.
Прочтите статью “Отчего при ветре холодно” (с.127). Составьте короткий рассказ об этом. Действительно ли термометр не покажет понижения температуры при ветре? Как велико охлаждающее действии ветра? Приведите примеры.