kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике для 7 класса: Архимедова сила

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике для 7 класса на тему " Архимедова сила " предназначен для изучении новой темы. Цель урока: сформировать знания учащихся об архимедовой силе. Задачи: - формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда. Показать на примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перекатова конспект»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Семиченская средняя общеобразовательная школа





Конспект урока

по физике для 7 класса

на тему:

АРХИМЕДОВА СИЛА

Выполнила учитель МКОУ Семиченской СОШ

Котельниковского муниципального района

Волгоградской области

Перекатова Людмила Александровна

2014-2015 уч. год

Предмет Физика Класс 7

Тема урока Архимедова сила

Цель: сформировать знания учащихся об архимедовой силе.

Задачи:

- формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда. Показать на  примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности  жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела;

-развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими;

-воспитывать познавательный интерес к физике, бережное отношение к физическому оборудованию;

- воспитывать коммуникативные качества

· умение слушать

· умение работать в группах

· умение вести учебный диалог









Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные




-Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. Вы мои первые помощники, и я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку.

Сядем за парты правильно, спину держим прямо.

Запишем дату.

- Ребята, я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». Все происходящее вокруг подчиняется определенным законам. И мы сегодня на уроке продолжим знакомство с физическими законами, а значит, продолжим разгадывать тайны природы. Сегодня мы – экспериментаторы, будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении экспериментов, выполнять исследования и их анализировать
















2


























3



Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о действии жидкости и газа на погруженное в них тело


Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о действии жидкости и газа на погруженное в них тело используя тестирование, практическую работу и фронтальный опрос.


Методы: беседа, практическая работа, тестирование.







Мотивация

Цель: обсудить ситуацию и сформулировать цель урока.


Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, прежде чем проводить исследование. Проверим степень усвоения учебного материала. Проверка будет проходить в трёх направлениях: тестирование, экспериментальная работа и фронтальный опрос. По тестам будет работать первый ряд (4 человека). Я вам раздаю тесты, которые включают в себя 6 вопросов и ответы к ним. Вы должны к каждому вопросу найти правильный ответ и эти ответы зафиксировать на листе ручкой, где нужно указать фамилию. На эту работу вам дается 5 минут. Двое учеников проводят экспериментальную работу. Два равных по объему тела находятся в жидкости на разной глубине. Одинаковы ли силы, действующие на эти тела? (5 минут). С остальными ребятами провожу фронтальный опрос. Мы проверим те знания, которые нужны при изучении новой темы (3 человека).

Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):

  1. Сформулируйте закон Паскаля?

  2. Как вычислить давление жидкости на некоторой глубине h?

  3. Объясните причину возникновения выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

  4. Напишите выражение для расчета величины выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

  5. Как направлена выталкивающая сила?

  6. Объясните причину возникновения выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в газ?

Учитель: Проверка степени усвоения учебного материала показала, что ученики знают основные понятия, определения и явления, и мы можем переходить к изучению нового материала.


Учитель: Переходим к следующему этапу урока. Я предлагаю вам просмотреть несколько картинок, и выяснить, о чем идет речь? Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся.
Например , предскажите, чем закончатся следующие события:

  • если положить в полный стакан ложку ,то…;

  • если маленький мячик утопить в воде ,то…;

  • если вытащить ведро в колодце на поверхность воды ,то…;

  • если погрузиться в воду, то…;

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит. См. слайды 2,3,4,5 презентации (создается проблемная ситуация).


4

Открытие новых знаний.

Цель: проводя опыты, делать выводы о силе Архимеда действующую на тело погруженное в жидкость или газ.

Методы: учебный диалог, эксперимент, работа в группах.

Методы стимулирования: похвала.

Учитель. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд явлений в окружающей нас среде: плавание судов, полёт воздушного шара, кусок дерева на поверхности воды, плавание льдинки  и т.д. Скажите, почему так происходит?
Учащиеся. Наверное их кто то держит…
Учитель. Что общего у этих явлениях?
Учащиеся. Все они плавают.
Учитель. Давайте посмотрим опыт.

Учитель. (Демонстрация. Погружает пробку в воду и быстро убирает руку. Пробка «выпрыгивает» из воды) Почему пробка всплыл?

Ученик. На пробку подействовала сила со стороны воды.

Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой. Опустим в тот же сосуд с водой металлический цилиндр. (Опыт демонстрируется) Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае?

Ученик. Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.

Учитель. Как поведет себя тело, если воду заменить другой жидкостью? Демонстрация: «Яйцо в солёной воде плавает, а пресной –тонет»
Учащиеся. Значит выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.
Учитель. Делаем лодочку из алюминиевой фольги и помещаем в воду. Он не тонет
Сомнём лодочку и опыт повторяем. Почему тело утонуло?
Учащиеся. Уменьшился объём тела.
Учитель. Значит, на погружённое в жидкость  тело действует сила, которая зависит от плотности жидкости и объёма тела. Эта сила называется, архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют. А как вы считаете, как направлена архимедова сила?

Ученик. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

Учитель. Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.  F=рж gVт  (Учащиеся записывают в тетради формулу).
Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.

Учащиеся. Приводят примеры ( резиновый мяч плавает в воде, при купании в озере мы чувствуем, что вода нас выталкивает, плавают суда на реках, льдины плавают в океане и т.д.)

Учитель. Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.

Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом

Учитель: Ребята, достигли ли мы цели ваших экспериментов?

Да.

Учитель: Молодцы! Обратите внимание на интересные слайды (слайды 6 и 7).




5

Закрепление учебного материала. Систематизация знаний.

Цель: применять полученные знания при решении задач.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для

Учитель. А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (слайды 8, 9, 10).

Ученик 1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу. Fа = Рв – Рж

Ученик 2. Затем Архимед определил объем короны.

Ученик 3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?

Комментирование учащимися ответов одноклассников.



использования

полученных знаний.

Задачи:

-развитие умений объяснять различные явления с помощью знаний о силе Архимеда действующую на тело погруженное в жидкость или газ.

Учитель. Верно. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.

Учитель. Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила», а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила.




6

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса


- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать ещё?

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

-Понравился ли наш урок?

Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Всем спасибо за работу.

7

Домашнее задание

Цель: закрепить умение объяснять действие силы Архимеда действующую на тело погруженное в жидкость или газ.


Цель учителя: формирование интереса к физике, поиск различных источников информации.

Параграф 49, вопросы 1-4 устно, для желающих сочинить сказку об архимедовой силе - слайды 11,12,13,14,15. Самые интересные сказки будут опубликованы в школьной газете, получат «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по физике для 7 класса: Архимедова сила

Автор: Перекатова Людмила Александровна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ  потеме " АРХИМЕДОВА СИЛА" "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-fiziki-v-7-klassie-potiemie-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "156368"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421415763"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока физики архимедова сила"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_fiziki_arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "398273"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488858866"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по физике "Архимедова сила" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-fizikie-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "225182"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439471516"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "План - конспект  урока физики"
    ["seo_title"] => string(24) "plankonspiekturokafiziki"
    ["file_id"] => string(6) "297171"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456151774"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока физики на тему  "Все ли тела плавают?" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-fiziki-na-tiemu-vsie-li-tiela-plavaiut"
    ["file_id"] => string(6) "241885"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445339783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства