kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике для 7 класса: Архимедова сила

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике для 7 класса на тему " Архимедова сила " предназначен для изучении новой темы. Цель урока: сформировать знания учащихся об архимедовой силе. Задачи: - формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда. Показать на примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перекатова конспект»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Семиченская средняя общеобразовательная школа





Конспект урока

по физике для 7 класса

на тему:

АРХИМЕДОВА СИЛА

Выполнила учитель МКОУ Семиченской СОШ

Котельниковского муниципального района

Волгоградской области

Перекатова Людмила Александровна

2014-2015 уч. год

Предмет Физика Класс 7

Тема урока Архимедова сила

Цель: сформировать знания учащихся об архимедовой силе.

Задачи:

- формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда. Показать на  примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности  жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела;

-развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими;

-воспитывать познавательный интерес к физике, бережное отношение к физическому оборудованию;

- воспитывать коммуникативные качества

· умение слушать

· умение работать в группах

· умение вести учебный диалог









Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные




-Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. Вы мои первые помощники, и я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку.

Сядем за парты правильно, спину держим прямо.

Запишем дату.

- Ребята, я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». Все происходящее вокруг подчиняется определенным законам. И мы сегодня на уроке продолжим знакомство с физическими законами, а значит, продолжим разгадывать тайны природы. Сегодня мы – экспериментаторы, будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении экспериментов, выполнять исследования и их анализировать
















2


























3



Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о действии жидкости и газа на погруженное в них тело


Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о действии жидкости и газа на погруженное в них тело используя тестирование, практическую работу и фронтальный опрос.


Методы: беседа, практическая работа, тестирование.







Мотивация

Цель: обсудить ситуацию и сформулировать цель урока.


Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, прежде чем проводить исследование. Проверим степень усвоения учебного материала. Проверка будет проходить в трёх направлениях: тестирование, экспериментальная работа и фронтальный опрос. По тестам будет работать первый ряд (4 человека). Я вам раздаю тесты, которые включают в себя 6 вопросов и ответы к ним. Вы должны к каждому вопросу найти правильный ответ и эти ответы зафиксировать на листе ручкой, где нужно указать фамилию. На эту работу вам дается 5 минут. Двое учеников проводят экспериментальную работу. Два равных по объему тела находятся в жидкости на разной глубине. Одинаковы ли силы, действующие на эти тела? (5 минут). С остальными ребятами провожу фронтальный опрос. Мы проверим те знания, которые нужны при изучении новой темы (3 человека).

Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):

  1. Сформулируйте закон Паскаля?

  2. Как вычислить давление жидкости на некоторой глубине h?

  3. Объясните причину возникновения выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

  4. Напишите выражение для расчета величины выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?

  5. Как направлена выталкивающая сила?

  6. Объясните причину возникновения выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в газ?

Учитель: Проверка степени усвоения учебного материала показала, что ученики знают основные понятия, определения и явления, и мы можем переходить к изучению нового материала.


Учитель: Переходим к следующему этапу урока. Я предлагаю вам просмотреть несколько картинок, и выяснить, о чем идет речь? Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся.
Например , предскажите, чем закончатся следующие события:

  • если положить в полный стакан ложку ,то…;

  • если маленький мячик утопить в воде ,то…;

  • если вытащить ведро в колодце на поверхность воды ,то…;

  • если погрузиться в воду, то…;

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит. См. слайды 2,3,4,5 презентации (создается проблемная ситуация).


4

Открытие новых знаний.

Цель: проводя опыты, делать выводы о силе Архимеда действующую на тело погруженное в жидкость или газ.

Методы: учебный диалог, эксперимент, работа в группах.

Методы стимулирования: похвала.

Учитель. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд явлений в окружающей нас среде: плавание судов, полёт воздушного шара, кусок дерева на поверхности воды, плавание льдинки  и т.д. Скажите, почему так происходит?
Учащиеся. Наверное их кто то держит…
Учитель. Что общего у этих явлениях?
Учащиеся. Все они плавают.
Учитель. Давайте посмотрим опыт.

Учитель. (Демонстрация. Погружает пробку в воду и быстро убирает руку. Пробка «выпрыгивает» из воды) Почему пробка всплыл?

Ученик. На пробку подействовала сила со стороны воды.

Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой. Опустим в тот же сосуд с водой металлический цилиндр. (Опыт демонстрируется) Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае?

Ученик. Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.

Учитель. Как поведет себя тело, если воду заменить другой жидкостью? Демонстрация: «Яйцо в солёной воде плавает, а пресной –тонет»
Учащиеся. Значит выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.
Учитель. Делаем лодочку из алюминиевой фольги и помещаем в воду. Он не тонет
Сомнём лодочку и опыт повторяем. Почему тело утонуло?
Учащиеся. Уменьшился объём тела.
Учитель. Значит, на погружённое в жидкость  тело действует сила, которая зависит от плотности жидкости и объёма тела. Эта сила называется, архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют. А как вы считаете, как направлена архимедова сила?

Ученик. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

Учитель. Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.  F=рж gVт  (Учащиеся записывают в тетради формулу).
Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.

Учащиеся. Приводят примеры ( резиновый мяч плавает в воде, при купании в озере мы чувствуем, что вода нас выталкивает, плавают суда на реках, льдины плавают в океане и т.д.)

Учитель. Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.

Учитель. Закон Архимеда формулируется таким образом: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом

Учитель: Ребята, достигли ли мы цели ваших экспериментов?

Да.

Учитель: Молодцы! Обратите внимание на интересные слайды (слайды 6 и 7).




5

Закрепление учебного материала. Систематизация знаний.

Цель: применять полученные знания при решении задач.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для

Учитель. А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. (слайды 8, 9, 10).

Ученик 1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу. Fа = Рв – Рж

Ученик 2. Затем Архимед определил объем короны.

Ученик 3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?

Комментирование учащимися ответов одноклассников.



использования

полученных знаний.

Задачи:

-развитие умений объяснять различные явления с помощью знаний о силе Архимеда действующую на тело погруженное в жидкость или газ.

Учитель. Верно. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного сочинения «О плавающих телах», которое дошло до нас.

Учитель. Сегодня мы познакомились с новой темой «Архимедова сила», а главное мы решили задачу Архимеда, совершив путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом, от чего зависит выталкивающая сила.




6

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса


- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать ещё?

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

-Понравился ли наш урок?

Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Всем спасибо за работу.

7

Домашнее задание

Цель: закрепить умение объяснять действие силы Архимеда действующую на тело погруженное в жидкость или газ.


Цель учителя: формирование интереса к физике, поиск различных источников информации.

Параграф 49, вопросы 1-4 устно, для желающих сочинить сказку об архимедовой силе - слайды 11,12,13,14,15. Самые интересные сказки будут опубликованы в школьной газете, получат «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по физике для 7 класса: Архимедова сила

Автор: Перекатова Людмила Александровна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ  потеме " АРХИМЕДОВА СИЛА" "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-fiziki-v-7-klassie-potiemie-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "156368"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421415763"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока физики архимедова сила"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_fiziki_arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "398273"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488858866"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по физике "Архимедова сила" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-fizikie-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "225182"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439471516"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "План - конспект  урока физики"
    ["seo_title"] => string(24) "plankonspiekturokafiziki"
    ["file_id"] => string(6) "297171"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456151774"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Мастер - класс по теме: "Архимедова сила" физика 7 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "mastier-klass-po-tiemie-arkhimiedova-sila-fizika-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125895"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415090554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1340 руб.
2240 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства