- Цель урока: сформировать представление о передаче давления жидкостями и газами
- Задачи:
- Предметные результаты:
Знать:
- механизм передачи давления жидкостями и газами,
- смысл закона Паскаля,
Уметь:
- описывать и объяснять передачу давления жидкостями
- приводить примеры проявления закона Паскаля.
Метапредметные результаты
-анализировать, сопоставлять объекты.
-сравнивать объекты по выделенным признакам
-расширение кругозора
Личностные результаты:
- развитие познавательного интереса,
- логического мышления
10.Тип урока: формирование новых знаний и умений
11.Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер; проектор; экран; воздушные шарики; пакеты,;листы для самоконтроля(каждому ученику); задания для работы дома(каждому ученику).
Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.
Ход урока.
Название этапа
Деятельность
Учителя
Учащихся
1. Организационный
момент. Мотивация
( 6 мин)
-Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке гости, поздоровайтесь с нашими гостями.
Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке. Протягивая вам свои ладоши, я приглашаю к совместной работе. Если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.
Вы уже сами разделились на 2 группы , по проектам.
Я вам раздам лист самооценки, где вы будете себя оценивать свою работу на уроке.
Тему сегодняшнего урока я вам объявила на прошлом уроке. Т.к вы готовили проект.
- Какую тему мы сегодня будем изучать
- Какую цель вы ставите себе?
Откройте тетради и запишите тему нашего урока. (слайд 1)
" Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. "
-Защитить проект
- изучить закон Паскаля, выяснить, почему и как газ
или жидкость давит?
3. Актуали-зация знаний( м ин)
Чтобы повторить предыдущий материал я предлагаю вам решить задачи.
Задача 1.(ПР 1) Мальчик массой 48 кг оказывает давление на опору, необходимо рассчитать какое давление он оказывает, если общая площадь составляет 320 кв. метров.
Задача 2. (Пр2)Брусок действует на опору с силой 200Н при этом он оказывает давление 4 кПа необходимо рассчитать какова площадь бруска.
Проект 1 "Давление в природе и технике"
(Медленнаяленная, спокойная мелодия)
- Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:
1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),
Медленно выдохнуть
2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем (гимнастика проводится под спокойную музыку).
- Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.
зучение давления в природе и технике.
Задача: Рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике
Учащиеся, стоя за партами, выполняют дыхательную гимнастику
3. Новый материал
( мин)
Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас - повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие тел, и веществ, окружающих нас не только в кабинете, но и в повседневной жизни, любые из них могут находиться всего в трех состояниях. Назовите их.
Проект 2 "Применение закона Паскаля"
Экспериментальное задание 1
- Надуем воздушный шар.
- Почему шарик увеличивает свой объём?
- Какую форму приобрёл шарик? Почему?
- Сделайте вывод, о том, как давит газ на стенки шарика
Экспериментальное задание 2
- Нальём в пакет воду. При выполнении прошу соблюдать технику безопасности.
Попробуем сжать воду, надавим на него сначала пальцем, а затем ладонью. Что мы видим?
- Удалось ли сжать воду? Почему?
- Сделайте вывод, о том, как давит жидкость на стенки пакета.
А теперь обобщим сказанное вами.
- Чем отличаются твердые тела от жидкостей и газов с точки зрений физики?
2. Какова особенность поведения молекул газа и жидкости?
3. Чем создается давление газа или жидкости?
4. Как газ или жидкость давит на стенки сосуда?
(во время ответов щелчок по слайду 7)
Значит, (слайд 8) Давление , производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям – закон Паскаля.
- Твёрдое, жидкое и газообразное
Надувают шарики.
- Потому что мы впустили в него воздух, воздух – это газ.
- Форму шара. Молекулы газа движутся беспорядочно. При своём движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками шарика. Молекулы газа внутри шарика давят на стенки одинаково, во все стороны.
Вывод: давление газа на стенки шарика вызывается ударами молекул газа во все стороны одинаково.
- Мы видим, что при надавливании пальцем на пакет сила давления меньше, а при надавливании ладонью она увеличивается, и пакет прорвётся. Вода же польётся из образовавшихся отверстий в виде одинаковых струек, так как верхние частицы воды передают одинаково давление другим слоям, лежащим глубже.
- НЕТ! Жидкости несжимаемы: надавливаем на одну часть жидкости, это давление передается всем другим частям.
- Вывод: Жидкости, как и газы, передают давление по всем направлениям одинаково.
ОТВЕТ: Расположением молекул
ОТВЕТ: Подвижность
ОТВЕТ: Ударами молекул газа или жидкости о стенки сосуда.
ОТВЕТ: По всем направлениям одинаково
Учащиеся записывают в тетрадях.
4. Закрепление
Закон Паскаля действует например, при передаче давления к тормозным колодкам в автомобиле, при изготовлении изделий из стекла (при изготовление бутылок воздух вдувают через трубку в расплавленное стекло). (слайд 4)
Сейчас я предлагаю ответить на вопросы.
(слайд)
1. Если выстрелить из пневматического ружья в круто сваренное яйцо, то пулька пробьет в нем только сквозное отверстие, остальная же часть остается целой. Но если выстрелить в сырое яйцо, то оно разобьется вдребезги.
2.Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?
3.Объясните способ спасения провалившегося под лёд человека. Почему спасателю нельзя идти по льду?
4.Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин лупит во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног? Какой закон разрешает ему это делать?
5. Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков?
6. Как проще удалить вмятину с мячика для настольного тенниса?
Отвечают на вопросы.
1. При выстреле в вареное яйцо пуля пробивает твердое тело, поэтому пробивает по направлению полета поскольку в этом направлении передается давление.
2. Давление взрыва в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям, и от этого животные могут погибнуть.
4. молекулы, закон Паскаля
5. закон Паскаля
6. Нагреть, бросить горячую воду.
6. Подведе-ние итогов. Домашнее задание.
(7 мин)
Подведём итоги.
- А какой физический закон лежит в основе дыхательной гимнастики, как он называется?
Давайте вспомним, что сегодня делали на уроке, что узнали? (слайд)
- Как передают давления жидкости и газы?
- Какой закон объясняет передачу давления жидкостями и газами?
- Как читается закон Паскаля?
- Закон Паскаля положен в основу устройства многих механизмов.
- Мне очень важно, с каким настроением вы уходите с урока. Поэтому я прошу вас заполнить лист самоанализа, который находится столах у каждого из вас.
Откройте дневники и запишите домашнее задание(экспериментальное задание выдаёт на листочках)
Затем выставляются оценки.
- Мы изучаем на уроке закон Паскаля. Значит, в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля.
- Жидкости и газы передают давление одинаково по всем направлениям.
- Закон Паскаля.
- Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям.
Заполняют лист самоанализа.
Записывают домашнее задание в дневник.