Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Графики скорости. Решение задач.»
Тема урока: Графики скорости. Решение задач. Цели:
Образовательная: повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о равномерном движении тела и о скорости тела при равномерном движении;
Развивающая: развивать интеллектуальные умения учащихся (наблюдать, сравнивать, использовать ранее полученные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы);
Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Тип урока: урок получения нового знания с элементами закрепления знания и формирования ЗУН.
Задачи урока: - повторить основные понятия и физические величины прямолинейного равномерного движения; - создать условия для развития личности учеников в процессе их деятельности; - способствовать развитию практических навыков и умений; - научить выделять главное, сравнивать, развивать способности к обобщению, систематизации полученных знаний.
Ход урока I. Орг. момент. Приветствие.
II. Актуализация раннее усвоенных знаний.
Мы знаем, что все дела движутся по-разному. Но все виды движения тел можно разделить на 2 основных вида: по траектории (каких? - прямолинейное и криволинейное), и по скорости (какие? - равномерное и неравномерное):
1. Что называется механическим движением? Примеры.
2. В чем заключается основная задача механики?
3. Что называется телом отсчета? Системой отсчета?
4. Что называется материальной точкой? Примеры.
5. Что называется траекторией? Примеры.
6. Что такое путь? Обозначение, единицы измерения.
7. Что называется перемещением? Примеры.
8. В каком случае модуль перемещения и путь совпадают?
9. От чего зависит знак проекции вектора перемещения?
10. Чем путь отличается от координаты?
III. Основной материал:
1. Видеоматериал.
2. Описание движения:
а) с помощью формулы x = x0 + υx∙t,
б) с помощью графика.
3. Графическое представление равномерного прямолинейного движения:
а) график зависимости скорости от времени; (линейная зависимость скорости от времени).
б) график зависимости координаты от времени (линейная зависимость координаты от времени).
4. Закон сложения скоростей - объяснение примеров: однонаправленное движение, противоположно-направленное движение, перпендикулярно-направленные составляющие скорости (учебник, пример - «лодка на реке»), запись закона.
5. Закрепление. Запись алгоритма решения задач по теме урока.
Задача 1.
Даны уравнения движения двух различных тел, заданные в одной и той же системе координат: x1 = -20 +3t; x2 = 10 -2 t. Все данные указаны в СИ. Определите начальные координаты и проекции скоростей для каждого тела. Постройте графики зависимости координаты и проекции скорости от времени для каждого из движущихся тел. Определите графически и математически координаты места встречи двух данных тел. Алгоритм решения: - Запишите значения начальных координат для каждого из тел. - Запишите значения проекций скоростей для каждого из тел с учетом знака проекций. - Заполните таблицы значений координат тел для двух выбранных моментов времени. - Изобразите на графике координаты, которые занесены в таблицы для каждого из тел.
- Проведите через построенные точки графики зависимости координаты от времени для каждого из тел. - Пользуясь результатами нахождения проекций скоростей, изобразите точки, соответствующие проекциям скоростей тел и постойте графики для каждого из тел. - Определит графически координаты места встречи двух данных тел.
- Проверить математическим расчетом координаты места встречи двух данных тел.
IV. Закрепление
Задача 2.
Движение двух велосипедистов заданы уравнениями x1 = 6t (м) и x2 = 44 – 5t (м). Определите время и координату встречи велосипедистов. ДАНО: x1 = 6t
x2 = 44 – 5t
х-?t-?
РЕШЕНИЕ:
Найдем координаты их точки пересечения С, для этого приравняем уравнения:
6t=44 – 5t
t=4 с
Определим вторую координату, подставив координату времени в одно из уравнений:
Х= 6*4=24м
Решим задачу графически.
Задача 3. (Рымкевич№22. )По заданным графикам (рис. 9) найти начальные координаты тел и проекции скорости их движения. Написать уравнения движения тел х = x(t). Из графиков и уравнений найти время и место встречи тел, движения которых описываются графиками II и III.
V. Подведение итогов.
1.Какое движение можно назвать прямолинейным?
2. Какое движение можно назвать равномерным?
3. Что называется скоростью?
4. Когда скорость положительна?
5. Когда скорость отрицательна?
6. Единицы измерения скорости?
7. Переведите 36 км/ч в м/с ?
8. Как записывается уравнение равномерного движения?
9. Какие физич. величины не меняются в процессе движения?
10. Какие физич. величины изменяются в процессе движения?
11. График равномерного движения – это …?
12.По какой формуле вычисляется путь?
VI. Домашнее задание: Физика. 10 класс. Касьянов В. А..