Конспект урока по теме: "Распространение звука. Скорость звука"
Конспект урока по теме: "Распространение звука. Скорость звука"
Тема: Распространение звука. Скорость звука.
Цель: Выяснить особенности распространения звука, познакомиться с историй измерения скорости звуковых волн, зависимостью скорости звука от свойств среды (температуры, агрегатного состояния).
Конспект урока "Распространение звука. Скорость звука" содержит
разделы урока: 1) Повторение, 2) Изучение нового материала, 3) Решение задач по теме «Звук», 4) Решение задач на повторение темы «Колебания и волны»
В конспекте приведены сведения из истории измерения скорости звука с 1630г по настоящее время. К уроку подобраны очень интересные, незнакомые по задачникам задачи, взятые на сайте В.И. Регельмана ( http://www.physics-regelman.com/ ), а так же Заочной физико-технической школы при Московском Физико-техническим институте (http://www.school.mipt.ru/).
Есть задачи, в которых требуется найти потенциальную и кинетическую энергию колеблющегося тела по графику энергии, сравнить скорости волн по графику зависимости длины волны от частоты, по графику длины волны от периода оценить среду распространения волн.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Распространение звука. Скорость звука"»
Тема: Распространение звука. Скорость звука.
Цель: Выяснить особенности распространения звука, познакомиться с историй измерения скорости звуковых волн, зависимостью скорости звука от свойств среды (температуры, агрегатного состояния).
1.Повторение.
1) Что такое звук?
2) Звук от взмахов крыльев летящего комара мы слышим, а летящей птицы нет. Почему?
3) С какими характеристиками звука мы познакомились на прошлом уроке?
-От чего зависит громкость звука?
-От чего зависит высота звука?
2. Изучение нового материала
Распространение звука.
- Как распространяются продольные волны?
- В каких средах распространяются продольные волны?
- Как распространяется звук? В каких средах?
- Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле?
Вывод: Звук распространяется в любой среде- твердой, жидкой, газообразной, но не может Распространяться в пространстве, где нет вещества.
Скорость звука.
Звуковая волна, как и любые другие механические волны, распространяется в пространстве не мгновенно, а с определенной скоростью. Измерив промежуток времени между моментом возникновения звука и моментом когда он доходит до уха можно определить скорость распространения звука
История не сохранила имени наблюдателя, который первым заметил, что звук распространяется с меньшей скоростью, чем свет, Но известно, что первые попытки измерить скорость звука принимались во Франции в 17 веке. Звуковыми «генераторами» служили огнестрельные орудия (мушкеты, пушки).
1630г
М.Мересенн
448 м/с
1635г
Гассенди
скорость звука от частоты не зависит
1643-1727
Ньютон
Неправильная формула, эксп-340м/с
1738 г
Парижская АН
200С- 337 м/с
00С- 332 м/с
1822 г
Парижская АН
340 м/с
1826
Колладон, Штурм
Скорость в воде 1412 м/с
Наст время
Применяется Эл.аппаратура. метод доступен радиолюбмтелям
-100С ---- 325 м/с
200С ---- 343 м/с
600С ---- 366 м/с
1000С ---- 387 м/с
Скорость звука зависит также от свойств среды.
-таблица 2 в § 38. Выводы.
Для решения школьных задач принимаем 340 м/с в воздухе, 1500 м/с в воде
Формулы для волн остаются справедливыми :
3. Решение задач
Упр 32(2)
4. Решение задач на повторение темы «Колебания и волны»
№1.
Маятник, находящийся в положении равновесия перевели в положение 2 и отпустили. В каком из нижеуказанных положений будет находится маятник через время равное 2005,75 периода? Колебания незатухающие.
№2.
Определить частоту колебаний волны, если скорость ее распространения 60 см/с. а расстояние между первой и четвертой "впадинами" равно 0.36 м.
№3
Математический маятник совершает незатухающие колебания с амплитудой 10см. Какой путь пройдет этот маятник, за время равное 5,25 периода? (210 см)
№4
На рисунке показан график зависимости смещения гармонически колеблющегося тела от времени. В какой или в каких из указанных на рисунке точках, потенциальная энергия данного тела принимает минимальное значение?
№5.
При гармонических колебаниях наибольшая потенциальная энергия пружины равна
50 Дж, наибольшая кинетическая энергия груза 50 Дж. Как меняется полная энергия маятника во время одного колебания?
А) Не меняется и равна 50 Дж
№6 (ЗФТШ-2009)
Эхолот, установленный на всплывающем с постоянной скоростью V=3 м/с батискафе, посылает короткий звуковой импульс. На какой глубине находился в этот момент эхолот, если глубина моря в месте погружения составляет Н=3 км, а отраженный от дна импульс был зарегистрирован эхолотом в момент его выхода на поверхность? Скорость звука в воде составляет 1500 м/с.
Д/з
§ 37;38,
упр32 (1,4)
№7.
Потенциальная энергия гармонически колеблющегося тела изменяется с течением времени так, как показано на рисунке. Определить значение кинетической энергии этого тела в момент времени 2025 секунд.
№8.
На рисунке представлен график зависимости кинетической энергии колеблющегося тела от времени. Определить величину кинетической и потенциальной энергии в момент времени 2006 секунд после начала колебаний.
А) Ek =0; Ep =100 Дж.
B) Ek = Ep =160 Дж
C) Ek =100 Дж; Ep =-100 Дж.
D) Ek = Ep =0.
E) Ek =100 Дж; Ep =0
№9
На рисунке показана зависимость длины продольной волны от периода колебаний в трех различных средах. Определить какой график принадлежит воздуху, воде, стали?
Воздух-? Сталь? Вода?
На рисунке показана зависимость длины волны от частоты колебаний для трех различных волн. В каком из нижеприведенных соотношений находятся скорости их распространения?
Приложение.
В 1630г известный в то время физик и математик М.Мересенн, заметив вспышку, подсчитывал удары пульса или отмечал по часам время, когда до него доносился звук выстрела. По результатам экспериментов у него получилась ск.звука=448 м/с
В 1635г ученый Гассенди попытался определить, есть ли разница в скорости распространения звука от более звонкого ружейного выстрела и более глухого пушечного. Оказалось, что скорость звука от частоты не зависит.
Ньютон (1643-1727) в работе «Математические начала натуральной философии» вывел значение скорости звука как
, затем сам проверил результат экспериментально и понял, что формула содержит ошибку. Он измерял время эха от хлопка в ладоши, стоя между двумя параллельными стенами, находившимися на расстоянии 200м одна от другой. Получил V=340м/с
В 1738 г члены Парижской АН повторили опыт Мерсенна. Для эксперимента был выбран холм Монмартр (Холм мучеников)-пригород Парижа. Результат-
200С- 337 м/с
00С- 332 м/с
В 1822 году измерениями скорости звука занялся цвет французской науки. Члены Комиссии мер и весов и Парижской АН-Араго, Гей-Люссак, Гумбольд и др., проводили измерения скорости звука вблизи Парижа. Они установили артиллерийские пушки на расстоянии 18 613 км. Исследователи разбились на две группы. Пушки стреляли по очереди с интервалом 5 мин. Был получен результат- 340 м/с
В 1826 году Жан-Даниэль Колладон( швейцарский физик)и его друг, швейцарский физик Шарль-Франсуа Штурм на Женевском озере провели опыт по измерению скорости распространения звука в воде.
Зажигая порох и одновременно производя удар в подводный колокол, они измеряли промежуток времени между вспышкой света и приходом звука от колокола в удаленную точку, расстояние до которой было точно известно (10 миль).
В ходе эксперимента было установлено, что звук при температуре воды 8 °С распространяется со скоростью 1412,1 м/с.
В настоящее время в расчетах скорость звука в воде принимается равной 1500 м/с при температуре +15°С.