kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по физике на тему "Природные явления" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по физике "Природные явления" для учащихся 7 класса. Данная разработка предназначена для повторения и закрепления понятий о различных видах физических явлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по физике на тему "Природные явления" (7 класс)»

Конспект открытого метапредметного урока

«Природные явления»

Составитель: учитель физики I категории Романова Саина Григорьевна

Учебный предмет: Физика

Класс: 7

Тема урока: «Природные явления”.

Цели урока:

  • Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений. Обучение применению полученных знаний для объяснения изучаемых явлений.

  • Развивающие: продолжение развития навыка работы в паре и в группе. Развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе практической работы.

  • Воспитывающие: используя факты биографии М. В. Ломоносова раскрыть значение таких методов изучения физики, как наблюдение и опыт, в познании природы, в развитии науки. Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Формулировка темы урока – 5 мин.

  3. Актуализация знаний – 3 мин.

  4. Практическая часть. Работа по группам – 20 мин.

  5. Изучение нового материала – 12 мин.

  6. Домашнее задание – 1 мин.

  7. Рефлексия. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Давайте начнем наш открытый урок. (слайд 1)

  1. Формулировка темы урока. Постановка проблемы.

Учитель: Дети, какой праздник мы отмечаем ежегодно 27 апреля?

Учащиеся: День республики Саха (Якутия).

Учитель: Правильно, 27 апреля особая дата в истории Якутии. В этот день произошли сразу два знаковых события в общественной и политической жизни региона. В 1922 году была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе СССР. А ровно 70 лет спустя, в 1992 году, вступила в силу новая конституция республики, которая определила статус Якутии как субъекта Российской Федерации. В этот день мы отмечаем день образования нашей любимой республики. (слайд 2)

Учитель: И сейчас я хочу показать вам видеоролик, который описывает всю красоту нашей республики.

Видеоролик о природе Якутии (слайд 3)

Учитель: Действительно, очень красивое и захватывающее видео, вы согласны?

Учитель: А как вы думаете, к чему я привела данный видеоролик в начале урока физики? У вас есть предположения на счёт темы сегодняшнего урока? Как вы можете связать этот видеоролик и физику? Что вы увидели на этом видео?

Учащиеся отвечают природные явления.

Учитель: Правильно, молодцы! Действительно, на этом видеоролике мы наблюдали с вами различные физические природные явления. А какие?

Учащиеся отвечают туман, иней, рассвет, закат, северное сияние, ветер, снегопад, пар, течение ручья и т.д.

Учитель: И так, тема сегодняшнего урока: «Природные явления». Открываем тетради пишем число и тему урока. (слайд 4)

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на нашем уроке мы с вами повторим и углубим наши знания по теме «Физические явления». И так, давайте вспомним, что такое физические явления? И какие виды физических явлений мы знаем? (слайд 5)

Учащиеся отвечают физические явления бывают механическими, электрическими, тепловыми, звуковыми, магнитными и световыми.

Учитель: Явления – это изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем нас мире. А физические явления – это любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества.

Мы с вами познакомились с шестью видами физических явлений: механическими, электрическими, тепловыми, звуковыми, магнитными и световыми. (слайд 6)

  1. Механические явления – явления, связанные с перемещением тел, изменением их формы.

  2. Электрические явления – явления, связанные с электричеством.

  3. Тепловые явления – явления, связанные с передачей тепла.

  4. Звуковые явления – явления, связанные с различными шумами.

  5. Магнитные явления – явления, связанные с магнитом.

  6. Световые явления – явления, связанные с излучением света.

Учитель: Давайте приведем примеры к каждому типу явлений.

  1. Практическая часть.

Работа по группам.

Учитель: И так, мы с вами вспомнили виды физических явлений. А теперь давайте наглядно воспроизведем эти явления. Работаем по группам. И сейчас каждая группа определится с явлением. Ваша задача, отгадав загадку, рассказать, какие природные явления они описывают. Та группа, которая отгадает первым, будет демонстрировать этот опыт.

Учитель: Загадка 1, как вы думаете о каком физическом явлении, идет речь?

  • Механические явления (слайд 7)

В нее льется, из нее льется,

Сама по земле плетется.

(Ответ: Течение реки)

  • Электрические явления (слайд 8)

Громко им команду дали —

Сабли в небе засверкали.

(Ответ: Молния)

  • Тепловые явления (слайд 9)

Вот какой обжора есть: все на свете может съесть.

А когда воды попьет — обязательно уснет.

(Ответ: Огонь)

  • Звуковые явления (слайд 10)

Басовитый и серьезный, у него характер крут:

Заворчит он очень грозно — все тотчас же уберегут!

(Ответ: Гром)

  • Магнитные явления (слайд 11)

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

(Ответ: Магнит)

  • Световые явления (слайд 12)

Разноцветное коромысло

Над рекою повисло.

(Ответ: Радуга)

Учитель: Все молодцы! Теперь вы должны по инструкции проделать эти опыты и наглядно продемонстрировать ваш опыт перед одноклассниками. На подготовку вам дается 5 мин.

Картинка (слайд 13) (на фоне звучит музыка)

  • Механические явления

«Наблюдение явления инерции тела»

Приборы и материалы: лист бумаги, деревянный брусок.

Ход работы:

Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте деревянный брусок. Свешивающийся конец листка возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему (рис. 9). При этом листок выдергивается, а брусок остается на месте.

Вопрос: Почему при движении листка брусок остаётся неподвижным?

Вывод: Объясняется явлением инерции тела. Инерция – это явления сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел.

  • Электрические явления

«Наблюдение притяжения мелких частичек к наэлектризованной палочке»

Приборы и материалы: эбонитовая палочка, лоскут сукна, полистироловые шарики.

Ход работы:

Поднесите эбонитовую палочку к шарикам. Что происходит? А теперь тщательно потрите эбонитовую палочку о лоскут сукна. Натёртую палочку медленно сверху вниз поднесите к полистироловым шарикам.

Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему шарики сперва не реагировали на палочку? Почему после натирания шарики притягиваются к палочке?

Вывод: Эбонитовая палочка, потёртая о сукно, приобретает способность притягивать к себе различные тела. Другими словами, при натирании мы ему сообщили электрический заряд. Наблюдаемое явление является электрическим.

  • Тепловые явления

«Наблюдение явления диффузии в жидкости»

Приборы и материалы: стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, марганцовка, ложка.

Ход работы:

В стакан с холодной и теплой водой одновременно высыпьте марганцовку и наблюдайте, в каком стакане происходит процесс диффузии быстрее.

Вопросы: Что вы наблюдаете? Почему при более высокой температуре диффузия происходит быстрее?

Вывод: Мы наблюдаем процесс диффузии. Все тела состоят из молекул, между ними есть промежутки. Молекулы движутся беспорядочно и хаотично. При своем движении молекулы марганца проникают в промежутки между молекулами воды и смешиваются.

Процесс диффузии ускоряется с увеличением температуры. Это происходит потому, что с увеличением температуры увеличивается скорость движения молекул.

  • Звуковые явления

«Звучащая линейка»

Приборы и материалы: линейка (деревянная или пластиковая), стол.

Ход работы:

Положи линейку на стол так, чтобы половина ее свешивалась с края стола. Тот конец, который лежит на столе, крепко прижми рукой, зафиксировав на месте. Другой рукой приподними свободный конец линейки (только не очень сильно, чтобы не сломать) и отпусти. Прислушайся к получившемуся гудящему звуку. Теперь немного продвинь линейку, так, чтобы уменьшить длину свешивающейся части. Опять согни и отпусти линейку.

Вопросы: Какой получился звук? Такой ли он, как в прошлый раз? Как меняется гудящий звук по мере того, как свободная часть линейки становится короче?

Вывод: Этот опыт показывает, что источниками звука являются колеблющиеся тела. Чем короче вибрирующий конец линейки, тем более высокий звук получается, чем длиннее – тем ниже звук. Это объясняется частотой колебания линейки.

  • Магнитные явления

«Наблюдение воздействия магнита на различные материалы»

Приборы и материалы: стержень магнитный, набор мелких деталей.

Ход работы:

Детали из набора разложите на столе. Магнитный стержень поочередно приближайте одним концом к различным образцам материалов.

Вопрос: Что вы наблюдаете? На какие образцы материалов оказывает воздействие магнитная стержень?

Вывод: Магнит притягивает к себе не все образцы материалов, а только материалы, содержащие железо. Это явление относится к магнитному явлению.

  • Световые явления

«Мыльные пузыри»

Приборы и материалы: мыльная вода, емкость, трубочки.

Ход работы:

Опустите конец трубочки в емкость с водой и дуйте в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Вопрос: Что вы наблюдаете? Какими цветами переливается мыльный пузырь?

Вывод: Мыльный пузырь - это тонкая пленочка воды между двумя слоями молекул моющего вещества. Свет, падая на поверхность пленки, частично отражается от первого слоя, частично проходит внутрь, преломляется и отражается от второй поверхности. В результате на мыльной пленке появляется радуга.

Учитель: Время на подготовку прошло. Теперь каждая группа демонстрирует нам свое физическое явление.

Учащиеся по группам выступают.

Учитель: И так, все справились. Молодцы! Теперь вы наглядно увидели различные физические явления и в будущем, в старших классах, вы будете изучать все эти явления на уроках физики.

Учитель: А теперь, давайте вернёмся к нашим загадкам, а точнее к ответам. Все вы правильно отгадали физические явления. (слайд 14)

Учитель: У меня к вам следующий вопрос. Как связаны между собой эти физические явления?

Учащиеся отвечают, что это все природные явления.

Учитель: Правильно, все эти примеры физических явлений являются природными явлениями. (слайд 15)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Физика, как мы с вами знаем, это наука понимать природу. Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

Учитель: Одним из выдающихся учёных, который так много сил положил на изучение природных явлений, был Михаил Васильевич Ломоносов. (слайд 16)

Учитель: В этом году, Михаилу Васильевичу, исполняется 310 лет со дня его рождения.

Учитель: Давайте послушаем краткое сообщение Леры о М.В. Ломоносове.

Ученик выступает с докладом. (слайд 17,18)

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской близ Холмогор в Архангельской губернии. Сейчас это село Ломоносово.

Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получил образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях.

Научная деятельность Ломоносова была чрезвычайно многообразной. Будучи профессором химии, он уделял большое внимание исследованиям по физике, кроме того, занимался астрономией, геологией, географией и другими науками. Ломоносов вел исследования в области истории, писал стихотворения и оды. Ломоносову было присуще стремление исследовать связи между физическими явлениями различной природы.

Великий русский поэт А.С. Пушкин написал о М.В. Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, наполненной страстей. Историк, механик, химик, минералог, художник, стихотворец – он всё испытал и всё проник».

Учитель: Спасибо за информацию.

Учитель: Действительно, Михаил Васильевич был выдающимся учёным. Он первым в России начал исследование природного физического явления - молнии.

Учитель: Все мы знаем и видели молнию, я права? А природу происхождения и какие бывают молнии вы знаете? Сейчас об этом и интересных фактах, связанных с молнией нам, кратко расскажет Данил Афанасьев.

Ученик рассказывает о молнии и его видах. (слайд 19,20)

Молния-электрический искровой разряд в атмосфере, возникает обычно во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой и сопровождающийся громом. Возникновение молнии говорит о том, что в тучах накапливаются значительные электрические заряды. Молнии приносят пользу: они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, связать его и направить в землю, удобряя почву.

По своей силе разряд молнии таковой, что может разогреть воздух вблизи себя до полутора тысяч градусов – это результат, сравним с силой взрыва. Напряжение в разряде молнии достигает до 1 000 000 000 вольт. Самая длинная молния была зафиксирована в Оклахоме в 2007году, ее протяженность составила 321км. Самая продолжительная молния была зафиксирована в Альпах. Ее длительность составила 7.74сек.

Учёные подразделяют молнии на линейные, горизонтальные, ленточные, объёмные, вулканические и шаровые.

Учитель: Свои исследования в изучении природы происхождения молний М.В. Ломоносов начал в 1752 году совместно с Г.В. Рихманом. Они экспериментировали с «громовой машиной», которая представляла собой установленный на крыше дома или дереве железный шест, от которого в комнату проводилась проволока. (слайд 21)

Учитель: Оба ученых самоотверженно работали, не считаясь с опасностью для жизни. 26 июля 1753 года, во время заседания в Академии наук, Рихман заметил, что приближается гроза, и поспешил домой. Он хотел в этот день показать гравировальному мастеру Соколову электрические явления и действие «громовой машины», чтобы Соколов смог выгравировать рисунки для печати.

Рихман и Соколов прошли в комнату, где находился прибор. Рихман поглядел в окно и сказал, что гроза еще далеко и опасности нет никакой. Он стоял возле самого прибора и смотрел на электрометр.

В этот миг Соколов увидел, что от «громовой машины» отделился бледносиневатый огненный клубок, величиною с кулак, и коснулся лба Рихмана. Академик, не издав ни единого звука, упал навзничь.

Учитель: То было редкое уникальное явление природы – шаровая молния. (слайд 22)

Шаровая молния — светящийся плавающий в воздухе плазменный шар. Шаровая молния может быть огненно-красной, оранжевой или желтой и парить в воздухе несколько секунд пока не исчезнет. Единой физической теории возникновения и протекания этого явления к настоящему времени не представлено. Чаще всего она как бы выходит с проводника или поражается обычными молниями, иногда спускается с облаков, в редких случаях неожиданно появляется в воздухе или может выйти из какого-либо предмета, например: столб. В случае со смертью Рихмана, проводником послужил их прибор, «громовая машина».

Учитель: Ребята, к сожалению, жертвами молнии ежегодно становятся около 2500 человек (причем 84% из них – лица мужского пола в возрасте от 10 до 35 лет). Приблизительно каждый двадцатый из пораженных молнией погибает.

Учитель: Но знание правил поведения во время грозы и молнии и следование этим правилам безопасности поможет сохранить как собственную жизнь и здоровье, так и здоровье, и жизнь окружающих. Давайте ознакомимся с ними. (слайд 23)

Правила поведения во время грозы

  1. Если появились признаки приближения грозы, нужно переждать ее в помещении.

  2. Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите электроприборы, телефон, телевизор.

  3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

  4. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.

  5. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

  6. Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода.

  7. Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите от воды.

  8. Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.

  9. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.

  10. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.

  11. При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.

  12. Во время грозы не бегайте.

  13. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее.

  14. ПОМНИТЕ! Во время грозы нельзя пользоваться сотовой связью!

  1. Домашнее задание.

Учитель: Я раздаю вам эти инструкции на листочках. Очень надеюсь, что вы не будете пренебрегать этой информацией и сегодня же ещё раз внимательно изучите ее.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы ознакомились с одним из самых ярких и в то же время опасных явлений природы – молнией. Но существуют еще много таких красивых, завораживающих природных явлений, которые несут смертельную опасность. И в качестве домашней работы я хочу дать вам задание по группам подготовить сообщение с презентацией о стихийных природных явлениях и рассказать правила безопасного поведения во время этих стихийных бедствий.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: Давайте подведём итоги урока. Сегодня мы, на нашем метапредметном уроке физики, затронули такие предметы как: обществознание, литература, история и ОБЖ. (слайд 24). Что вы нового узнали или открыли для себя нового из этих дисциплин?

Учащиеся отвечают.

Учитель: И перед тем как закончить наш урок, возвращаясь к теме молний, хочу передать вам следующую информацию. В 1753 году М.В.Ломоносов учредил премию тому, кто объяснит "подлинную электрической силы причину и составит точную ее теорию". Пока эту премию так никто и не получил! Возможно, кто-то из вас, в будущем, удостоится этой награды. Как писал Михаил Васильевич «Науки юношей питают».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по физике на тему "Природные явления" (7 класс)

Автор: Романова Саина Григорьевна

Дата: 07.11.2022

Номер свидетельства: 616828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiektotkrytoghourokaoptichieskiieiavlieniiavatmosfierie"
    ["file_id"] => string(6) "268792"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450698747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока на тему: «Молекулярно- кинетическая теория в нашей жизни» с применением кейс технологии "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moliekuliarno-kinietichieskaia-tieoriia-v-nashiei-zhizni-s-primienieniiem-kieis-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "101339"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414127"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока в 7 классе по теме "Давление твердых тел" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-v-7-klassie-po-tiemie-davlieniie-tvierdykh-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "215207"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432617135"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "292534"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455292045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока  "Сила упругости.Закон Гука" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-sila-uprughosti-zakon-guka"
    ["file_id"] => string(6) "103836"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402640507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства