Урок по теме "Колебания математического и пружинного маятников". Учащиеся работают в группе. Условно поделены на 3 группы : "Математический маятник", "Пружинный маятник", "Физический маятник". Закрепление материала в виде викторины и теста по теме"Маятник"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Колебания математического и пружинного маятников»
Колебания математического и пружинного маятников
Цельурока:
Сформировать понятие математического и пружинного маятников.
Развивающая. развивать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.
Воспитывающая. Подготовить базу для формирования научного мировоззрения, которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический, творческая деятельность
Оборудование для демонстраций: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал
План урока
План урока
Организационный момент - 1 мин.
Проверка домашнего задания. Кроссворд – 3 мин.
Объяснение нового материала – 10 мин
Работа в группах -10 мин.
Закрепление (викторина)– 10 мин.
Тест – 5 мин.
Подведение итогов, выставление оценок - 1мин.
Рефлексия – 2 мин.
Домашнее задание -3 мин.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка явки обучающихся.
Заполнение учебного журнала.
Проверка готовности обучающихся к уроку
2.Повторение.
Опрос по домашнему заданию. Кроссворд
Учащимся предлагается разгадать кроссворд из пяти слов.
,
Объяснение материала.
Сведения о ученых
Галилео Галилей – великий итальянский ученый – один из создателей точного естествознания, всю свою жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важных открытий. Родился в городе Пизе, известном своей наклонной башней. Учился сначала в монастырской школе, а затем в университете. Уже в студенческие годы Галилей увлекся изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса. Сохранилось предание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качаниями зажженных лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени медицину пришлось ему оставить и сосредоточиться на физике.
Христиан Гюйгенс – голландский физик, математик, механик и астроном. Родился в Гааге. Обучался в Лейденском университете юридическим наукам, но не прекращал занятия математикой. Опираясь на исследования Галилея, он решил ряд задач механики. В 1656 году в возрасте 27 лет им были сконструированы первые маятниковые часы со спусковым механизмом. Создание часов, измеряющих время с невиданной для той поры точностью, имело далеко идущие последствия для развития физического эксперимента и практической деятельности человека. До этого ведь время измеряли по истечению воды, горению факела или свечи. Созданная Гюйгенсом к 1673 году теория колебаний явилась одним из оснований для понимания потом природы света.
Далее учащимся предлагается выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Для этого, приведя шарик на нити в колебательное движение, уменьшают длину подвеса. Заметно, что период колебаний уменьшается с уменьшением длины. При увеличении длины нити, период колебаний увеличивается. Выводится формула периода колебаний математического маятника.
На интерактивную доску проектируется таблица с заданиями и раздаются карточки с этими же заданиями.
Подведение итогов групповой работы. Сообщение по заданной теме
Объяснение сопровождается показом слайдов.
При выяснении величин, от которых зависит период колебаний пружинного маятника, учащимся предлагается рассмотреть колебания одного и двух грузов на пружине. Заметно, что при увеличении массы груза, период колебаний возрастает. Затем демонстрируется колебания одинаковых грузов на пружинах разной жесткости. Учащиеся делают вывод, что на пружине с большей жесткостью период колебаний меньше. Выводится формула периода колебаний пружинного маятника. В ходе объяснения материала демонстрируются слайды.
Закрепление материала.
Тест «Маятник»
1. Ученый, который ввел понятие маятник?
1) Фуко; 2) Галилей; 3) Максвелл.
2. Математический маятник – это…
1) груз, подвешенный на нити;
2) груз, подвешенный на пружине;
3) материальная точка, подвешенная на невесомой нерастяжимой нити.
3. Как изменится период нитяного маятника, если его массу увеличить в 2 раза?
1) не изменится; 2) увеличится в 2 раза; 3) увеличится в раз.
4. Пружинный маятник массой m совершает свободные гармонические колебания на
Марсе. Период колебаний такого маятника прямо пропорционален
1) m; 2) ; 3) .
5. Грузик, подвешенный на нити, совершает свободные