Урок по теме: «Период колебаний математического и пружинного маятников».
Цель урока: Добиться понимания и выработать начальные навыки по применению формул гармонических колебаний при решении простых задач. Исследовать независимость периода колебаний маятника от амплитуды, массы.
Развивать память, внимание, воображение. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализу, умению наблюдать, делать выводы, анализировать их результаты.
Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира
Эпиграф « Мы, ученые, можем сказать: теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда» П.Л.Капица
ХОД УРОКА
№ этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.
Организационный момент
Организация рабочего места
2.
Повторение с целью актуализации знаний.
1. «Шифровка»
Группам раздаются квадратики с буквами, в течение 1 мин необходимо составить из этих букв 3 физических термина и дать им определение
А
У
Р
Т
Е
О
Т
Ч
Д
М
А
С
П
А
А
Д
О
И
И
Т
Л
П
Ответ: амплитуда, период, частота.
2. Конкурс «Знатоки формул»
Ребятам предлагаются квадратики с обозначениями физических величин, из которых они должны составить формулы и прочитать их:
Т
t
N
ν
1/Т
1/ ν
Т
t
N
ν
Решение задач
1.Найдите период колебаний, если за 10 сек тело совершило 100 колебаний
2. Сколько колебаний совершает поплавок за 15 с, если он колеблется с периодом 0,5 с? Какова частота колебаний?
3. Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин.20 сек. Найти период и частоту колебаний
4. Найдите по графику амплитуду, период и чаcтоту колебаний
Взаимопроверка, самооценка
Дано:
t = 10 сек Т= t /N Т=0,1 с
N= 100
Т-?
Дано:
t = 15 сек Т= t /N
Т= 0,5 с N = t / Т
Ν -? ν- ? N = 15с/0,5с=30
ν = 1/T ν = 1/0,05c= 20 Гц
Дано: СИ
N= 20 Т= t /N Т= 0,25 с
t = 1 мин 20 сек 80 сек ν= 1/T ν =4 Гц
Т-? Ν -?
3.Изучение нового материала
Продумайте план проведения исследования по теме «Независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы» и «Зависимость периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»
Учащиеся предлагают варианты планов исследования
Практическая работа в группах по парам.
Одна парта выполняет задание с нитяным маятником, вторая – с пружинным.
Цель: - 1) доказать независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы
- 2) доказать зависимость периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины
1 группа :
№
А
Т
№
m
Т
1
1
2
2
3
3
2 группа:
№
m
Т
№
k
Т
1
1
2
2
3
Вывод: период нитяного маятника не зависит от амплитуды и массы тела; период пружинного маятника зависит от массы тела и жесткости пружины
Решение задач
- Нитяной маятник за 1,2 минуты совершил 36 полных колебаний. Найдите период и частоту колебаний маятника
2.По графику гармонических колебаний определить амплитуду, период и частоту колебаний
3. Упр.24 № 5
4. Амплитуда незатухающих колебаний точек струны 4 мм, частота колебаний 2 кГц. Какой путь пройдет точка струны за 0,8 сек. Какое перемещение совершит эта точка за период колебаний?
Дано: СИ
t = 1,2 мин 72 с T = t/N T= 72c/36
N=36 ν = 1/T =2c
T-? ν -?
ν = 1/2c = 0,5 Гц
Дано: СИ Решение
А=4 мм 0,004 м L=υt ,υ= A/T
ν= 1 кГц 1000 Гц Т= 1/ ν,
t= 0,4 сек Т= 0,001 с
L-? S-?
υ=0,004/0,001с=4 м/с
L= 4 м/с 0,4с=
1,6 м 4=6,4 м
S= 0
4.Контроль и самоконтроль
Групповая работа.
Используя таблицу о частоте колебаний, составить собственные количественные и графические задачи по теме
Учащиеся по группам предлагают свои задачи и варианты решений
Учащиеся взаимооценивают работу групп
Игра «да-нет». Задумана известная картина на колебательное движение. Какая?Айвазовский «Девятый вал»
5.Рефлексия
6.Домашнее задание:§26-27. упр 24 № 1,3,4,6