kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Период колебаний математического и пружинного маятников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Период колебаний математического и пружинного маятников».

Цель урока:  Добиться понимания и выработать начальные навыки по применению формул гармонических колебаний при решении простых задач.  Исследовать независимость периода колебаний  маятника от амплитуды, массы.

      Развивать память, внимание, воображение. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализу, умению наблюдать, делать выводы, анализировать их результаты.

 Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира

Эпиграф  « Мы, ученые, можем сказать: теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда» П.Л.Капица

ХОД УРОКА

№ этапа

Деятельность  учителя

Деятельность  учащегося

1.

Организационный момент

Организация рабочего места

2.

Повторение с целью актуализации знаний.

1.  «Шифровка»

Группам раздаются квадратики с буквами, в течение 1 мин необходимо составить из этих букв 3 физических термина и дать им определение

А

У

Р

Т

Е

О

Т

Ч

Д

М

А

С

П

А

А

Д

О

И

И

Т

Л

П

Ответ: амплитуда, период, частота.

2.  Конкурс «Знатоки формул»

Ребятам предлагаются квадратики с обозначениями физических величин, из которых они должны составить формулы и прочитать их:

Т

t

N

ν

1/Т

1/ ν

Т

t

N

ν

Решение задач

1.Найдите период колебаний, если за 10 сек тело совершило 100 колебаний

2. Сколько колебаний совершает поплавок за 15 с, если он колеблется с периодом 0,5 с? Какова частота колебаний?

3.  Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин.20 сек. Найти период и частоту колебаний

4. Найдите  по графику амплитуду, период и чаcтоту колебаний

Взаимопроверка, самооценка

Дано:

t  = 10 сек              Т=  t  /N           Т=0,1 с

N= 100

Т-?

Дано:

t  = 15 сек              Т=  t  /N          

Т= 0,5 с                     N  =   t  / Т

   Ν -? ν- ?                       N  = 15с/0,5с=30    

                             ν = 1/T    ν = 1/0,05c= 20 Гц

 Дано:                       СИ

N= 20                                     Т=  t  /N    Т= 0,25 с

t  = 1 мин 20 сек    80 сек  ν= 1/T        ν =4 Гц

Т-? Ν -?

3.Изучение нового материала

Продумайте план проведения исследования по теме  «Независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы» и «Зависимость  периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

Учащиеся предлагают варианты планов исследования

Практическая работа в группах  по парам.

Одна парта выполняет задание с нитяным маятником, вторая – с пружинным.

Цель: - 1) доказать независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы

          - 2) доказать зависимость  периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

1 группа :

А

Т

m

Т

 1

1

2

2

3

3

2 группа:

m

Т

k

Т

 1

1

2

2

3

Вывод: период нитяного маятника не зависит от амплитуды и массы тела; период пружинного маятника зависит от массы  тела и жесткости пружины

Решение задач

  1. Нитяной маятник за 1,2 минуты совершил 36 полных колебаний. Найдите период и частоту колебаний маятника

2.По графику гармонических колебаний определить амплитуду, период и частоту колебаний

3. Упр.24 № 5

4. Амплитуда незатухающих колебаний точек струны 4 мм, частота колебаний 2 кГц. Какой путь пройдет точка струны за 0,8 сек. Какое перемещение совершит эта точка за период колебаний?

Дано:         СИ

t = 1,2 мин   72 с       T = t/N T= 72c/36

N=36                          ν = 1/T     =2c  

T-? ν -?                            

                                ν = 1/2c = 0,5 Гц        

 Дано:      СИ                    Решение

А=4 мм    0,004 м     L=υt    ,υ= A/T

ν= 1 кГц    1000 Гц     Т= 1/ ν,

t= 0,4 сек                    Т= 0,001 с

L-?  S-?                                                                                                           

                        υ=0,004/0,001с=4 м/с                                

                         L= 4 м/с 0,4с=                                              

                          1,6 м 4=6,4 м                                                                

                         S= 0                  

   4.Контроль и самоконтроль

Групповая работа.

Используя таблицу  о частоте колебаний, составить собственные  количественные и графические задачи  по теме

Учащиеся по группам предлагают свои задачи  и варианты решений

Учащиеся взаимооценивают работу групп

Игра «да-нет». Задумана известная картина на колебательное движение. Какая?Айвазовский «Девятый вал»

5.Рефлексия

6.Домашнее задание:§26-27. упр 24 № 1,3,4,6

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по теме "Период колебаний математического и пружинного маятников" »

Урок по теме: «Период колебаний математического и пружинного маятников».


Цель урока: Добиться понимания и выработать начальные навыки по применению формул гармонических колебаний при решении простых задач. Исследовать независимость периода колебаний маятника от амплитуды, массы.

Развивать память, внимание, воображение. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализу, умению наблюдать, делать выводы, анализировать их результаты.

Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира


Эпиграф « Мы, ученые, можем сказать: теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда» П.Л.Капица


ХОД УРОКА

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.

Организационный момент

Организация рабочего места

2.

Повторение с целью актуализации знаний.

1. «Шифровка»

Группам раздаются квадратики с буквами, в течение 1 мин необходимо составить из этих букв 3 физических термина и дать им определение

А

У


Р

Т

Е

О

Т

Ч


Д

М

А

С

П

А

А

Д

О

И

И

Т

Л

П




Ответ: амплитуда, период, частота.









2. Конкурс «Знатоки формул»

Ребятам предлагаются квадратики с обозначениями физических величин, из которых они должны составить формулы и прочитать их:

Т

t

N

ν

1/Т

1/ ν

Т

t

N

ν




Решение задач

1.Найдите период колебаний, если за 10 сек тело совершило 100 колебаний



2. Сколько колебаний совершает поплавок за 15 с, если он колеблется с периодом 0,5 с? Какова частота колебаний?



3. Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин.20 сек. Найти период и частоту колебаний


4. Найдите по графику амплитуду, период и чаcтоту колебаний

Взаимопроверка, самооценка

Дано:

t = 10 сек Т= t /N Т=0,1 с

N= 100

Т-?


Дано:

t = 15 сек Т= t /N

Т= 0,5 с N = t / Т

Ν -? ν- ? N = 15с/0,5с=30

ν = 1/T ν = 1/0,05c= 20 Гц


Дано: СИ

N= 20 Т= t /N Т= 0,25 с

t = 1 мин 20 сек 80 сек ν= 1/T ν =4 Гц

Т-? Ν -?












3.

Изучение нового материала

Продумайте план проведения исследования по теме «Независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы» и «Зависимость периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»



Учащиеся предлагают варианты планов исследования


Практическая работа в группах по парам.

Одна парта выполняет задание с нитяным маятником, вторая – с пружинным.

Цель: - 1) доказать независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы

- 2) доказать зависимость периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

1 группа :

А

Т

m

Т

1



1



2



2



3



3




2 группа:

m

Т

k

Т

1



1



2



2



3



3



Вывод: период нитяного маятника не зависит от амплитуды и массы тела; период пружинного маятника зависит от массы тела и жесткости пружины


Решение задач

  1. Нитяной маятник за 1,2 минуты совершил 36 полных колебаний. Найдите период и частоту колебаний маятника


2.

По графику гармонических колебаний определить амплитуду, период и частоту колебаний


3. Упр.24 № 5


4. Амплитуда незатухающих колебаний точек струны 4 мм, частота колебаний 2 кГц. Какой путь пройдет точка струны за 0,8 сек. Какое перемещение совершит эта точка за период колебаний?

Дано: СИ

t = 1,2 мин 72 с T = t/N T= 72c/36

N=36 ν = 1/T =2c

T-? ν -?

ν = 1/2c = 0,5 Гц















Дано: СИ Решение

А=4 мм 0,004 м L=υt ,υ= A/T

ν= 1 кГц 1000 Гц Т= 1/ ν,

t= 0,4 сек Т= 0,001 с

L-? S-?

υ=0,004/0,001с=4 м/с

L= 4 м/с 0,4с=

1,6 м 4=6,4 м

S= 0


4.

Контроль и самоконтроль

Групповая работа.

Используя таблицу о частоте колебаний, составить собственные количественные и графические задачи по теме

Учащиеся по группам предлагают свои задачи и варианты решений

Учащиеся взаимооценивают работу групп


Игра «да-нет». Задумана известная картина на колебательное движение. Какая?

Айвазовский «Девятый вал»

5.

Рефлексия


6.

Домашнее задание:§26-27. упр 24 № 1,3,4,6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
урок по теме "Период колебаний математического и пружинного маятников"

Автор: Карпушина Наталья Анатольевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект урока и презентация для урока по теме "Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник." "
    ["seo_title"] => string(141) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-koliebatiel-noie-dvizhieniie-svobodnyie-koliebaniia-koliebatiel-nyie-sistiemy-maiatnik"
    ["file_id"] => string(6) "144426"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418725309"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по физике: "Свободные и вынужденные колебания" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-fizikie-svobodnyie-i-vynuzhdiennyie-koliebaniia"
    ["file_id"] => string(6) "114530"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411555151"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников". 9 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(131) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-miekhanichieskiie-koliebaniia-pieriody-matiematichieskogho-i-pruzhinnogho-maiatnikov-9-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "107903"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403499106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Колебательное движение. Основные  величины,  характеризующие   колебательное движение. (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(109) "koliebatiel-noie-dvizhieniie-osnovnyie-vielichiny-kharaktierizuiushchiie-koliebatiel-noie-dvizhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208678"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430878461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Механические колебания и волны "
    ["seo_title"] => string(37) "miekhanichieskiie-koliebaniia-i-volny"
    ["file_id"] => string(6) "112853"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408963847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства