kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Энергия связи. Дефект масс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по физике «Энергия связи. Дефект масс» проводится в 9 классе при изучении раздела «Строение атома и атомного ядра»; содержит тест для проверки знаний таких понятий, как «состав атомного ядра», «массовое число», «зарядовое число», «ядерные силы»; тест для закрепления знаний и подведения итогов по теме урока.

Урок (9кл)

Тема: Энергия связи. Дефект масс.

Цель:

Образовательные - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся

           о ядерных силах и ядерных реакциях, знакомство учащихся  с энергией связи

           и дефектом масс.

Воспитательные – развитие навыков интеллектуальной коллективной работы;

           воспитание основ нравственного  сознания; пробудить у  учащихся интерес

           к предмету.

Развивающие – развитие мышления; умение анализировать, сравнивать,

         делать логические выводы.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы урока: словесные, наглядные.

ТСО: тесты, таблица Менделеева.

                                              Ход урока.

1. Орг.момент: объяснение темы и цели урока,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Энергия связи. Дефект масс»»

Урок по физике «Энергия связи. Дефект масс» проводится в 9 классе при изучении раздела «Строение атома и атомного ядра»; содержит тест для проверки знаний таких понятий, как «состав атомного ядра», «массовое число», «зарядовое число», «ядерные силы»; тест для закрепления знаний и подведения итогов по теме урока.

Урок (9кл)

Тема: Энергия связи. Дефект масс.

Цель:

Образовательные - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся

о ядерных силах и ядерных реакциях, знакомство учащихся с энергией связи

и дефектом масс.

Воспитательные – развитие навыков интеллектуальной коллективной работы;

воспитание основ нравственного сознания; пробудить у учащихся интерес

к предмету.

Развивающие – развитие мышления; умение анализировать, сравнивать,

делать логические выводы.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы урока: словесные, наглядные.

ТСО: тесты, таблица Менделеева.

Ход урока.

1. Орг.момент: объяснение темы и цели урока, порядка работы на уроке.

2. Повторение изученного материала. Этап подготовки к активному и

сознательному усвоению материала (актуализация знаний).

А) фронтальный опрос

  • Что происходит с ядром радиоактивного элемента при α – распаде?

  • Приведите примеры реакции для α – распада.

  • Как читается правило смещения для α – распада?

  • Что происходит в ядре атома, претерпевшего β – распад? Какие частицы при этом излучаются? Что происходит с зарядом ядра и почему?

  • Сформулируйте правило смещения для β – распада.

  • Изменится ли массовое число ядра при β – распаде? Почему?

  • Каким видом излучения часто сопровождается α – и β – распад?

  • Объясните протонно – нейтронную модель строения ядра.

  • Назвать свойства ядерных сил.

3. Новый материал.

1. Энергия связи.

Минимальная энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны,

Называется энергией связи ядра.

Ео = mс2 - энергия покоя

m – масса системы частиц, с – скорость света в вакууме.

∆ Ео – изменение энергии покоя, ∆m = ∆ Ео2 , ∆ Ео = ∆mс2 .

Вывод: масса ядра всегда меньше суммы масс нуклонов, из которых оно состоит.

2. ∆m = (Zmp + Nmn ) - Mя

Mя - масса ядра, Z и N – число протонов и нейтронов в ядре,

mp и mn - протона и нейтрона.

∆m – называется дефектом масс.

  1. Закрепление. А) Решение задач.

Задача 1. Вычислите дефект масс ядра кислорода 17 8 О.

Дано: Решение:

17 8 О Дефект массы ядра равен:

mp = 1,6724 ∙10-27 кг . ∆m = Zmp + ( А- Z) mn - Мя

mn = 1,6748 ∙10-27 кг из символической записи элемента 17 8 О следует,

Мя = 28,2282 ∙10-27 кг что А = 17 и Z =8, т.е в состав ядра кислорода

---------------------------- входит 8 протонов и 9 нейтронов: N = A- Z =17 -8=9

∆m =? Тогда выражение для дефекта масс

можно записать:

∆m = (8 ∙1,6724 + 9 ∙ 1,6748 – 28,2282) ∙ 10-27 = 1,656 ∙10-28 кг

Ответ: ∆m = 1,656 ∙10-28 кг

Задача 2

Найти энергию связи изотопа лития 7 3 Li .

Дано: 7 3 Li . Решение:

mp = 1,6724 ∙10-27 кг Энергия связи ядра Есв = ∆mс2 , где ∆m -дефект

mn = 1,6748 ∙10-27 кг массы ядра: . ∆m = Zmp + ( А- Z) mn - Мя

Мя = 11,6475 ∙10-27 кг Отсюда Есв ={ Zmp + ( А- Z) mn - Мя }∙с2

с = 3 ∙108 м/с из символической записи изотопа лития 7 3 Li ,

----------------------------- видим, что А = 7 и Z =3, т.е в ядре изотопа лития

Есв = ? 7 нуклонов, из них 3 протона и 4 нейтрона (N =А – Z)

Подставив значения А и Z в выражение энергии связи, получим:

Есв ={ Zmp + ( А- Z) mn - Мя }∙с2

Есв ={3∙1,6724∙10-27 + 4∙ 1,6748 ∙10-27 - 11,6475 ∙10-27 }∙ (3∙108 )2 =

5,58∙10-13 Дж

Ответ: Есв = 5,58∙10-13 Дж



Б) Вопросы на закрепление

  • Какие силы действуют между нуклонами в атомном ядре?

  • Что называют энергией связи атомного ядра?

  • Что называют дефектом массы?

  • Напишите формулу дефекта массы.

  • Что называют ядрами реакциями?

Итог урока

Домашнее задание: прочитать и выучить §65 Оценки за урок.

5. Самостоятельная работа

Вариант 1

А) Какой заряд имеют α – частица, β – частица?

  1. α – частица - отрицательный, β – частица – положительный;

  2. α –и β – частицы - положительный;

  3. α – частица - положительный, β – частица – отрицательный;

Б) α – излучение – это:

1. поток электронов;

2. поток ядер атомов гелия;

3. излучение квантов энергии.

В) Какие частицы излучаются при указанном процессе распада:

А ZM→ A-4 Z-2 M + Х

1. ядро гелия;

2. электрон;

3. ядро гелия и электрон.

Г) Тот факт, что при радиоактивных превращениях из атомов одних веществ

Образуются атомы других веществ, является доказательством того,

что радиоактивные превращения претерпевают:

1. ядра атомов;

2. электронные оболочки;

3. кристаллы.

Д) В результате β –распада новый элемент занял место в таблице Менделеева:

1. на две клетки правее;

2. электронные оболочки;

3. на одну клетку правее;

4. на одну клетку левее.



Вариант 2

А. Какой заряд имеют β – частица, γ – частица?

  1. β – частица – положительный, γ – излучение – отрицательный;

  2. β – частица – отрицательный, γ – излучение не имеет заряда;

  3. β – частица и γ – излучение– отрицательный;

Б. β– излучение – это:

  1. β– излучение квантов энергии;

  2. поток ядер гелия;

  3. поток электронов.

В) В результате какого радиоактивного распада натрий 22 11 Na превращается в 22 12Mg?

  1. α – распада;

  2. β – распада;

Г) Почему радиоактивные препараты хранят в толстостенных свинцовых контейнерах?

  1. чтобы избежать опасного излучения;

  2. чтобы увеличить период полураспада;

  3. чтобы уменьшить явление радиоактивности.

Д) Какие частицы или излучения имеют наибольшую проникающую способность?

  1. α – частицы;

  2. γ – излучение;

  3. β – излучение.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Энергия связи. Дефект масс»

Автор: Тюрин Михаил Михайлович

Дата: 22.05.2024

Номер свидетельства: 651208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Дефект масс. Энергия связи" "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-diefiekt-mass-enierghiia-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "225846"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439921471"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Проект дистанционного урока «Дефект массы. Энергия связи ядер»"
    ["seo_title"] => string(70) "proiekt_distantsionnogho_uroka_diefiekt_massy_enierghiia_sviazi_iadier"
    ["file_id"] => string(6) "381628"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484906337"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект  урока по физике в 11 классе «Путешествие в страну атомного ядра» "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-11-klassie-putieshiestviie-v-stranu-atomnogho-iadra"
    ["file_id"] => string(6) "125291"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414947135"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Контрольная работа № 5 "Атомная и ядерная физика""
    ["seo_title"] => string(50) "kontrol_naia_rabota_5_atomnaia_i_iadiernaia_fizika"
    ["file_id"] => string(6) "420644"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496725158"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Повторительно-обобщающий урок по теме «Атомное ядро. Ядерная энергия»"
    ["seo_title"] => string(80) "povtoritiel_no_obobshchaiushchii_urok_po_tiemie_atomnoie_iadro_iadiernaia_enierg"
    ["file_id"] => string(6) "352378"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477467299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1510 руб.
2520 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства