Урок по физике «Энергия связи. Дефект масс» проводится в 9 классе при изучении раздела «Строение атома и атомного ядра»; содержит тест для проверки знаний таких понятий, как «состав атомного ядра», «массовое число», «зарядовое число», «ядерные силы»; тест для закрепления знаний и подведения итогов по теме урока.
Урок (9кл)
Тема: Энергия связи. Дефект масс.
Цель:
Образовательные - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся
о ядерных силах и ядерных реакциях, знакомство учащихся с энергией связи
и дефектом масс.
Воспитательные – развитие навыков интеллектуальной коллективной работы;
воспитание основ нравственного сознания; пробудить у учащихся интерес
к предмету.
Развивающие – развитие мышления; умение анализировать, сравнивать,
делать логические выводы.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы урока: словесные, наглядные.
ТСО: тесты, таблица Менделеева.
Ход урока.
1. Орг.момент: объяснение темы и цели урока,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Энергия связи. Дефект масс»»
Урок по физике «Энергия связи. Дефект масс» проводится в 9 классе при изучении раздела «Строение атома и атомного ядра»; содержит тест для проверки знаний таких понятий, как «состав атомного ядра», «массовое число», «зарядовое число», «ядерные силы»; тест для закрепления знаний и подведения итогов по теме урока.
Урок (9кл)
Тема: Энергия связи. Дефект масс.
Цель:
Образовательные - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся
о ядерных силах и ядерных реакциях, знакомство учащихся с энергией связи
и дефектом масс.
Воспитательные – развитие навыков интеллектуальной коллективной работы;
воспитание основ нравственного сознания; пробудить у учащихся интерес
к предмету.
Развивающие – развитие мышления; умение анализировать, сравнивать,
делать логические выводы.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы урока: словесные, наглядные.
ТСО: тесты, таблица Менделеева.
Ход урока.
1. Орг.момент: объяснение темы и цели урока, порядка работы на уроке.
2. Повторение изученного материала. Этап подготовки к активному и
сознательному усвоению материала (актуализация знаний).
А) фронтальный опрос
Что происходит с ядром радиоактивного элемента при α – распаде?
Приведите примеры реакции для α – распада.
Как читается правило смещения для α – распада?
Что происходит в ядре атома, претерпевшего β – распад? Какие частицы при этом излучаются? Что происходит с зарядом ядра и почему?
Сформулируйте правило смещения для β – распада.
Изменится ли массовое число ядра при β – распаде? Почему?
Каким видом излучения часто сопровождается α – и β – распад?
Объясните протонно – нейтронную модель строения ядра.
Назвать свойства ядерных сил.
3. Новый материал.
1. Энергия связи.
Минимальная энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны,
Называется энергией связи ядра.
Ео = mс2 - энергия покоя
m – масса системы частиц, с – скорость света в вакууме.
∆ Ео – изменение энергии покоя, ∆m = ∆ Ео/с2 , ∆ Ео = ∆mс2 .
Вывод: масса ядра всегда меньше суммы масс нуклонов, из которых оно состоит.
2. ∆m = (Zmp+ Nmn) - Mя
Mя - масса ядра, Z и N – число протонов и нейтронов в ядре,
mpи mn - протона и нейтрона.
∆m – называется дефектом масс.
Закрепление. А) Решение задач.
Задача 1. Вычислите дефект масс ядра кислорода 17 8 О.
Дано: Решение:
17 8 О Дефект массы ядра равен:
mp = 1,6724 ∙10-27 кг . ∆m = Zmp+( А- Z) mn - Мя
mn= 1,6748 ∙10-27 кг из символической записи элемента 17 8 О следует,
Мя = 28,2282 ∙10-27 кг что А = 17 и Z =8, т.е в состав ядра кислорода
---------------------------- входит 8 протонов и 9 нейтронов: N = A- Z =17 -8=9