kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Энергия связи. Дефект масс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по физике «Энергия связи. Дефект масс» проводится в 9 классе при изучении раздела «Строение атома и атомного ядра»; содержит тест для проверки знаний таких понятий, как «состав атомного ядра», «массовое число», «зарядовое число», «ядерные силы»; тест для закрепления знаний и подведения итогов по теме урока.

Урок (9кл)

Тема: Энергия связи. Дефект масс.

Цель:

Образовательные - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся

           о ядерных силах и ядерных реакциях, знакомство учащихся  с энергией связи

           и дефектом масс.

Воспитательные – развитие навыков интеллектуальной коллективной работы;

           воспитание основ нравственного  сознания; пробудить у  учащихся интерес

           к предмету.

Развивающие – развитие мышления; умение анализировать, сравнивать,

         делать логические выводы.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы урока: словесные, наглядные.

ТСО: тесты, таблица Менделеева.

                                              Ход урока.

1. Орг.момент: объяснение темы и цели урока,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Энергия связи. Дефект масс»»

Урок по физике «Энергия связи. Дефект масс» проводится в 9 классе при изучении раздела «Строение атома и атомного ядра»; содержит тест для проверки знаний таких понятий, как «состав атомного ядра», «массовое число», «зарядовое число», «ядерные силы»; тест для закрепления знаний и подведения итогов по теме урока.

Урок (9кл)

Тема: Энергия связи. Дефект масс.

Цель:

Образовательные - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся

о ядерных силах и ядерных реакциях, знакомство учащихся с энергией связи

и дефектом масс.

Воспитательные – развитие навыков интеллектуальной коллективной работы;

воспитание основ нравственного сознания; пробудить у учащихся интерес

к предмету.

Развивающие – развитие мышления; умение анализировать, сравнивать,

делать логические выводы.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы урока: словесные, наглядные.

ТСО: тесты, таблица Менделеева.

Ход урока.

1. Орг.момент: объяснение темы и цели урока, порядка работы на уроке.

2. Повторение изученного материала. Этап подготовки к активному и

сознательному усвоению материала (актуализация знаний).

А) фронтальный опрос

  • Что происходит с ядром радиоактивного элемента при α – распаде?

  • Приведите примеры реакции для α – распада.

  • Как читается правило смещения для α – распада?

  • Что происходит в ядре атома, претерпевшего β – распад? Какие частицы при этом излучаются? Что происходит с зарядом ядра и почему?

  • Сформулируйте правило смещения для β – распада.

  • Изменится ли массовое число ядра при β – распаде? Почему?

  • Каким видом излучения часто сопровождается α – и β – распад?

  • Объясните протонно – нейтронную модель строения ядра.

  • Назвать свойства ядерных сил.

3. Новый материал.

1. Энергия связи.

Минимальная энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны,

Называется энергией связи ядра.

Ео = mс2 - энергия покоя

m – масса системы частиц, с – скорость света в вакууме.

∆ Ео – изменение энергии покоя, ∆m = ∆ Ео2 , ∆ Ео = ∆mс2 .

Вывод: масса ядра всегда меньше суммы масс нуклонов, из которых оно состоит.

2. ∆m = (Zmp + Nmn ) - Mя

Mя - масса ядра, Z и N – число протонов и нейтронов в ядре,

mp и mn - протона и нейтрона.

∆m – называется дефектом масс.

  1. Закрепление. А) Решение задач.

Задача 1. Вычислите дефект масс ядра кислорода 17 8 О.

Дано: Решение:

17 8 О Дефект массы ядра равен:

mp = 1,6724 ∙10-27 кг . ∆m = Zmp + ( А- Z) mn - Мя

mn = 1,6748 ∙10-27 кг из символической записи элемента 17 8 О следует,

Мя = 28,2282 ∙10-27 кг что А = 17 и Z =8, т.е в состав ядра кислорода

---------------------------- входит 8 протонов и 9 нейтронов: N = A- Z =17 -8=9

∆m =? Тогда выражение для дефекта масс

можно записать:

∆m = (8 ∙1,6724 + 9 ∙ 1,6748 – 28,2282) ∙ 10-27 = 1,656 ∙10-28 кг

Ответ: ∆m = 1,656 ∙10-28 кг

Задача 2

Найти энергию связи изотопа лития 7 3 Li .

Дано: 7 3 Li . Решение:

mp = 1,6724 ∙10-27 кг Энергия связи ядра Есв = ∆mс2 , где ∆m -дефект

mn = 1,6748 ∙10-27 кг массы ядра: . ∆m = Zmp + ( А- Z) mn - Мя

Мя = 11,6475 ∙10-27 кг Отсюда Есв ={ Zmp + ( А- Z) mn - Мя }∙с2

с = 3 ∙108 м/с из символической записи изотопа лития 7 3 Li ,

----------------------------- видим, что А = 7 и Z =3, т.е в ядре изотопа лития

Есв = ? 7 нуклонов, из них 3 протона и 4 нейтрона (N =А – Z)

Подставив значения А и Z в выражение энергии связи, получим:

Есв ={ Zmp + ( А- Z) mn - Мя }∙с2

Есв ={3∙1,6724∙10-27 + 4∙ 1,6748 ∙10-27 - 11,6475 ∙10-27 }∙ (3∙108 )2 =

5,58∙10-13 Дж

Ответ: Есв = 5,58∙10-13 Дж



Б) Вопросы на закрепление

  • Какие силы действуют между нуклонами в атомном ядре?

  • Что называют энергией связи атомного ядра?

  • Что называют дефектом массы?

  • Напишите формулу дефекта массы.

  • Что называют ядрами реакциями?

Итог урока

Домашнее задание: прочитать и выучить §65 Оценки за урок.

5. Самостоятельная работа

Вариант 1

А) Какой заряд имеют α – частица, β – частица?

  1. α – частица - отрицательный, β – частица – положительный;

  2. α –и β – частицы - положительный;

  3. α – частица - положительный, β – частица – отрицательный;

Б) α – излучение – это:

1. поток электронов;

2. поток ядер атомов гелия;

3. излучение квантов энергии.

В) Какие частицы излучаются при указанном процессе распада:

А ZM→ A-4 Z-2 M + Х

1. ядро гелия;

2. электрон;

3. ядро гелия и электрон.

Г) Тот факт, что при радиоактивных превращениях из атомов одних веществ

Образуются атомы других веществ, является доказательством того,

что радиоактивные превращения претерпевают:

1. ядра атомов;

2. электронные оболочки;

3. кристаллы.

Д) В результате β –распада новый элемент занял место в таблице Менделеева:

1. на две клетки правее;

2. электронные оболочки;

3. на одну клетку правее;

4. на одну клетку левее.



Вариант 2

А. Какой заряд имеют β – частица, γ – частица?

  1. β – частица – положительный, γ – излучение – отрицательный;

  2. β – частица – отрицательный, γ – излучение не имеет заряда;

  3. β – частица и γ – излучение– отрицательный;

Б. β– излучение – это:

  1. β– излучение квантов энергии;

  2. поток ядер гелия;

  3. поток электронов.

В) В результате какого радиоактивного распада натрий 22 11 Na превращается в 22 12Mg?

  1. α – распада;

  2. β – распада;

Г) Почему радиоактивные препараты хранят в толстостенных свинцовых контейнерах?

  1. чтобы избежать опасного излучения;

  2. чтобы увеличить период полураспада;

  3. чтобы уменьшить явление радиоактивности.

Д) Какие частицы или излучения имеют наибольшую проникающую способность?

  1. α – частицы;

  2. γ – излучение;

  3. β – излучение.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Энергия связи. Дефект масс»

Автор: Тюрин Михаил Михайлович

Дата: 22.05.2024

Номер свидетельства: 651208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Дефект масс. Энергия связи" "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-diefiekt-mass-enierghiia-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "225846"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439921471"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Проект дистанционного урока «Дефект массы. Энергия связи ядер»"
    ["seo_title"] => string(70) "proiekt_distantsionnogho_uroka_diefiekt_massy_enierghiia_sviazi_iadier"
    ["file_id"] => string(6) "381628"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484906337"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект  урока по физике в 11 классе «Путешествие в страну атомного ядра» "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-11-klassie-putieshiestviie-v-stranu-atomnogho-iadra"
    ["file_id"] => string(6) "125291"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414947135"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Контрольная работа № 5 "Атомная и ядерная физика""
    ["seo_title"] => string(50) "kontrol_naia_rabota_5_atomnaia_i_iadiernaia_fizika"
    ["file_id"] => string(6) "420644"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496725158"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Повторительно-обобщающий урок по теме «Атомное ядро. Ядерная энергия»"
    ["seo_title"] => string(80) "povtoritiel_no_obobshchaiushchii_urok_po_tiemie_atomnoie_iadro_iadiernaia_enierg"
    ["file_id"] => string(6) "352378"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477467299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства